Толерантность и реальная политика. В Санкт-Петербурге прошла V научная конференция "Религиозная ситуация на северо-западе России и в странах Балтии"21 Марта 2008
Все больше идет разговоров о том, что в России нет продуманной и определенной религиозной политики, что отношения чиновников и религиозных организаций далеки от идеала, а веротерпимость пока не является добродетелью номер один для нашего общества. Между тем, разумное, насущное, давно ожидаемое часто находится совсем рядом – в Санкт-Петербурге. Реальная политика толерантности была представлена на V - юбилейной - конференции "Религиозная ситуация на северо-западе России и в странах Балтии", которая состоялась в северной столице 17-18 марта.
Открыл конференцию один из основных ее организаторов – заведующий кафедрой религиоведения РГПУ им Герцена профессора Андрей Григоренко. Он отметил значение конференции и то, что она уже пятый год вызывает большой интерес среди ученых. Духовные вопросы, как отметил вслед за Григоренко декан факультета социальных наук РГПУ Владимир Барабанов, не так видны, но они очень важны, а поэтому необходимо умение разбираться в нравственном состоянии общества, в том, какое место в нем занимают разные церкви. Епископ Евангелическо-лютеранской Церкви Ингрии Арри Матвеевич Кугаппи пожелал успехов собравшимся и подчеркнул, что и впредь тематика конференции должна отражать сегодняшнюю ситуацию на северо-западе. По словам декана теологического факультета Института Церкви Ингрии Александра Прилуцкого, религиозные проблемы востребованы общественностью и властью, и тесно связаны с тем, насколько веротерпимым является общество. Во время конференции Отдел по связям с религиозными объединениями Санкт-Петербурга представил особенности реализации государственной программы "Толерантность" в Петербурге, уникальной и по существу не имеющих аналогов в других регионах России. Прежде всего, руководитель Отдела по связям с религиозными объединениями администрации губернатора Санкт-Петербурга Любовь Мусиенко рассказала о том, как происходит осуществление религиозной политики в городе. Отдел, который возглавляет Мусиенко, существует с 1990 года, курирует его вице-губернатор Виктор Лобко. В отделе работают четыре человека: есть специалисты по традиционным религиями и нетрадиционным, один осуществляет взаимодействие с научными и общественными организациями. На 31 декабря 2007 года в Петербурге действует 412 религиозных объединений. В 2006 году при поддержке губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко была принята программа "Толерантность" на период с 2007 по 2010 годы, целью которой стала гармонизация межрелигиозных отношений и укрепление веротерпимости. В рамках программы прошли выставка "Религии Петербурга" в Музее религии, показ фильма "Религии в Петербурге", конференция "Традиции веротерпимости в Петербурге". Для более плодотворного сотрудничества с религиозными организациями, по словам Мусиенко, чиновникам часто не хватает правовой базы. Программа "Толерантность" позволяет властям поддерживать социально значимые проекты церквей. Религиозные объединения, по мнению Мусиенко, должны на равных с другими организациями принимать участие в получении государственных грантов на осуществление социальных задач. В свою очередь, Владимир Иванов, ведущий специалист отдела, отметил, что дискуссии о проблемах толерантности в северной столице прошли в целом ряде религиозных СМИ, таких как радио "Град Петров", "Радио Мария" и "Вода живая" (информационная служба и журнал Санкт-Петербургской митрополии РПЦ МП). Большинство докладов на секциях были посвящены религиозной ситуации и конкретным проблемам в регионах. Так, специалист по связям с религиозными объединениями администрации Вологодской области Надежда Дойникова представила неожиданную динамику развития различных церквей и общин на Вологодчине. Если в 1997 году в области была зарегистрирована 151 религиозная организация, то в 2008 году – 146 организаций, принадлежащих к 12 конфессиям. Из них 5 централизованных объединений – 3 пятидесятнических, 1 баптистское и одно – епархия РПЦ МП, включающая в себя 108 организаций (среди них – 4 монастыря и 4 подворья). 31 организация принадлежит к протестантскому направлению, существует также 1 католическая община. Вологодская область отличается также одним из самых больших поселений христиан-трезвенников в селе Сямжа. По словам Дойниковой, основные проблемы возникают у православной епархии, так как одни священник часто окормляет 3-4 сельских района, в Вологодском духовном училище недобор, а за последние 6 лет 15 приходов прекратили свое существование вообще. Наряду с этим Дойникова отметила социальную работу епархии – пункт помощи алкозависимым действует при храме Покрова на Торгу в Вологде, а монастыри принимают наркозависимых на реабилитацию. В Вологде и Череповце с алкозависимыми также работают адвентисты и трезвенники, реабилитационный центр для наркоманов есть у баптистов, а под Белозерском – общепротестантский центр для наркозависимых. Активно развивается сотрудничество администрации области с Фондом Мира и методистской церковью Вологды в рамках проекта "Русская инициатива". Американские мтодисты из штата Техас помогают православным приходам, детским домам, больницам, инвалидам, дают стипендии сиротам и т.д. Вологодский университет заключил договор о сотрудничестве с Техасским университетом. В сфере масс-медиа Дойникова нарисовала интересную картину – по радио и ТВ периодически идут православные программы, при этом епархия РПЦ МП издает свою газету "Духовно-нравственное воспитание" тиражом в 200 экз., а протестантская газета "Добрая Весть" выходит тиражом в 20 тысяч экземпляров. Характерны также проблемы в области, которые выделила Дойникова: это рост миссионерской активности протестантов и настораживающие проявления православного фундаментализма – отказа от паспортов, ИНН, карточек пенсионного страхования со стороны православных. Другая представительница Вологодчины и.о. декана юридического факультета Вологодского педагогического университета Любовь Морина подняла проблему религиозного образования. Она призвала оставаться в правовом поле, поскольку в многоконфессиональном государстве, каким является Россия, иначе нельзя. По словам Мориной, философию нельзя подменять богословием в вузах, а в школах обучение детей религиозным предметам нужно проводить только с письменного согласия родителей. Оригинальный подход к обучению религии предложил доктор педагогических наук Федор Козырев, преподаватель Российской христианской гуманитарной академии. По его словам, светская школа может не знать, что такое религия, но она обязана знать, что есть группы людей, для которых важна вера в Бога. Вопросы религиозной идентичности, в частности, анализируются в рамках программы "Интеграция религиозных ценностей в светское образование". Эта программа осуществляется при поддержке Еврокомиссии, Университета Гамбурга и вузов других европейских стран, среди которых есть и РХГА. В России и других странах Европы опрошено уже около 10 тысяч респондентов на предмет их религиозных убеждений и роли религии в жизни и в школе. Как отметил Козырев, в Европе все больше осознают, что религия – это неотъемлемая часть жизни, тогда как ранее европейские чиновники опасались сотрудничать с религиозными объединениями, чтобы не быть обвиненными в ангажированности. Неожиданный взгляд на религиозное сознание и его воплощение в реальной жизни был представлен в докладах Павла Крылова "Православно-лютеранское двоеверие", Алексея Гайдукова "Социальная сеть "вКонтакте.ру" как новый инструмент взаимодействия и самопрезентации язычников (родноверов) Петербурга", а также Бориса Кнорре "Марийское язычество и егосовременные модификации". О проблемах и страхах староверов-поморцев перед единоверием и никонианским "кривославием" рассказал старший научный сотрудник Института Европы РАН Роман Лункин, а старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Сергей Филатов проанализировал один из редких примеров позитивных отношений между православием и музейными работниками- между Новгородской епархией и музеем Достоевского в Старой Руссе. Аспиранты РГПУ им Герцена выступили с докладами, которые показывают интерес к живой религиозной жизни Петербурга: А. Домковская - о католицизме, Ю. Шишигина - о кальвинизме в современном Петербурге, О. Кривошеенко - о "Святых последних дней на петербургской земле". Как это ни странно, в России проводится не так много конференций, посвященных религиозной тематике в ее светском научном измерении. Петербургская конференция – хороший пример того, как можно затронуть самые острые проблемы религиозных движений в нашей стране, политики властей по отношению к православным и неправославным, а также создать светскую площадку для диалога между представителями различных конфессий. В России слишком много запрятанных внутрь конфликтов и проблем - игнорировать их не только не разумно, но и смерти подобно.
Роман Лункин,
|
2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник «Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63 E-mail: sclj@sclj.ru |