Информационно-аналитический центр "Сова" представил доклад "Проблемы реализации свободы совести в России в 2007 году"19 Февраля 2008
Руководитель Информационно-аналитического центра «Сова» Александр Верховский представил 19 февраля в Независимом пресс-центре ежегодный доклад «Проблемы реализации свободы совести в России в 2007 году», сообщает пресс-служба Славянского правового центра. Авторами доклада являются Александр Верховский и сотрудник центра Ольга Сибирёва. Первый подобный доклад центра появился в 2007 году. Фирменным стилем Центра «Сова» стало компактное, логичное и понятное освещение проблем с соблюдением свободы совести, разделенное на отдельные темы и наиболее характерные проблемы, с которыми сталкивались религиозные объединения России. В докладе за 2007 год содержатся следующие подразделы: «Законодательство, касающееся религиозных организаций», «Проблемы, касающиеся мест для богослужения», «Покровительство властей по отношению к религиозным организациям», «Ситуация в армии и пенитенциарной системе», «Религия и светское образование», «Злоупотребления, связанные с противодействием экстремизму», «Недостаточность защиты от диффамации и нападений», «Злоупотребления при защите чувств верующих» и т.д. Аналитический доклад основан на мониторинге нарушений свободы совести и случаев ксенофобии, который ежедневно проводится на сайте Центра «Сова» в разделе «Религия в светском обществе» (http://religion.sova-center.ru). Одной из основных разрешенных проблем стало предоставление права выпускникам духовных учебных заведений получать дипломы государственного образца. Как отметил в своем выступлении в Независимом пресс-центре Александр Верховский, учащиеся религиозных вузов подвергались дискриминация, хотя они получают вполне приемлемое гуманитарное образование. По-прежнему, по словам Верховского, будет обсуждаться отвергнутый религиозными объединениями проект закона о регулировании миссионерской деятельности, так как он греет душу чиновникам. Вечными остаются проблемы с арендой помещений, с молельными домами неправославных церквей. Возникли новые проблемы с Федеральной регистрационной службой, которая закрывает не только несуществующие организации, но и те, кто не справляется с отчетностью. Жаль, подчеркнул Верховский, что правила отчетности упрощены теперь только для религиозных объединений. Уже традиционными стали высказывания чиновников о необходимости противодействовать «сектам». По словам Верховского, стало больше призывов кого-то наказать. Страдали, в частности, последователи Фалунь-Дафа, прежде всего, потому что их преследуют китайские власти. В Петербурге была закрыта организация саентологов за то, что она зарегистрировалась как общественная НКО, а не как религиозная (чего ей не дают сделать). Необъяснимыми можно назвать попытки правоохранительных органов составлять списки запрещенной исламской, по преимуществу, литературы. Вслед за Аль-Ваххабом, основателем ваххабизма XVIII века, запретили книги турецкого богослова Саида Нурси. Наряду с этим, ведется второе уголовное дело против Музея Сахарова, которое может окончиться также не в его пользу. Отвечая на вопрос пресс-службы Славянского правового центра о том, какие выводы можно сделать об особенностях религиозной политики на основании случаев, перечисленных в докладе, Александр Верховский заявил, что единой логики в политике государства по отношению к религии нет. В том числе в силу того, что религиозный вопрос не является самым важным и постоянно обсуждаемым для чиновников. Вместе с тем, существуют общие приоритеты, один из которых – необходимость иметь символическую поддержку со стороны крупных религиозных объединений. Причем, в обмен на эту поддержку власть может не так уж и много предложить. Это, безусловно, деньги, которые даются РПЦ и иногда мусульманам, когда на их нужды жертвуют негосударственные структуры при активном влиянии власти. По отношению к остальным некрупным религиозным объединениям (или «нетрадиционным») действует другой принцип – они не должны нарушать стабильность ситуации и не проявлять активности. Как отметил Александр Верховский, у чиновников уже выработалась рефлекторная реакция на активность «остальных» религиозных объединений. Небольшие мусульманские общины сталкиваются, помимо проблемы подавления их активности, с постоянным поиском в их рядах экстремизма, которым занимаются правоохранительные органы. Общая политика государства в религиозной сфере – очень консервативная, и стремление сделать чего-либо конкретное отсутствует. В сфере религиозного образования, по словам Верховского, ситуация развивается в более конструктивном направлении, благодаря новому образовательному стандарту «Духовно-нравственная культура» (ДНК), который был предложен Церковью Министерству образования в начале 2008 года. Концепция ДНК, по мнению главы Центра «Сова» максимально политкорректная и направлена не на религиозное образование, а именно на воспитание морали и нравственности. Однако ясно, что в рамках ДНК, к примеру, в Ингушетии все равно будут преподавать «Основы исламской культуры», а в Белгородской области православие (ОПК). Если будет принят стандарт ДНК, то никакой другой предмет об истории религий, в школьную программу уже не поместится. Кроме того, воспитание детей, отметил Александр Верховский, лучше оставить родителям, а не отдавать полностью учителям, которые будут обычными светскими людьми, либо преподавателями, которых переучили с ОПК на ДНК.
|
2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник «Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63 E-mail: sclj@sclj.ru |