Интервью. Пастор Церкви евангельских христиан «Лоза» г. Тулы Александр Караваев: "Выступления за правду и свободу – это часть служения протестантов нашему народу!"20 Декабря 2007
Осенью 2007 года лидеры евангельских церквей создали Содружество протестантских церквей Тульской области для представлениях своих интересов и защиты прав церквей. Поводом для самоорганизации церквей стала антисектантская кампания, начавшаяся после выступления губернатора области Вячеслава Дудки. 2 августа 2007 года в администрации области во время совещания Дудка отметил, что «Зарегистрированные в области протестантские церкви насчитывают 33 общины, которые в своей деятельности исходят из преамбулы закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», декларирующей уважение к христианству». Однако губернатор сразу оговорился, что «в последнее десятилетие численно возросла и значительно активизировалась деятельность религиозных формирований протестантского толка, управляющие центры которых находятся за рубежом. Основной задачей религиозных функционеров является расширение своего влияния, пополнение общин и вовлечение новых адептов. Все это проводится под прикрытием благотворительных акций в исправительных и детских учреждениях, центрах социальной помощи, школах-интернатах». Какие организации имел в виду губернатор Дудка, осталось неизвестным. На лентах информационных агентств также появилась информация о том, что в губернатор Дудка на этом совещании также заявил, что в составе одной миссионерской группы в Тульской области находится кадровый сотрудник военной разведки США.
Пастор Церкви евангельских христиан «Лоза» г. Тулы Александр Караваев в интервьюпресс-службе Славянского правового центра рассказал о гражданской позиции протестантских общин Тульской области. - Осенью 2007 года в Туле было сформировано Содружество протестантских церквей Тульской области. Особенность его в том, что оно было создано на волне возмущения постоянно появляющимися вот уже многие годы антисектантскими публикациями сотрудников Миссионерского отдела Тульской епархии РПЦ МП. Протестантов довольно часто представляют в виде «тоталитарных и деструктивных сект» в светской прессе. Почему Вы, как один из создателей Содружества и Ваша церковь, вдруг решили занять определенную гражданскую позицию? - До момента рождения Содружества пасторы евангельских церквей области регулярно собирались на совместные встреч и строили отношения между собой как христиане, по заповеди Господней: «Да любите друг друга». Мы уже 11 раз подряд проводили региональные конференции тульских церквей. В сентябре 2007 года произошло оформление Содружества. Поводом послужило выступление губернатора Тульской области Вячеслава Дудки, который заявил об активизации протестантских церквей и о том, что они ориентированы на Запад, а среди миссионеров есть «шпионы». В состав Содружества влились представители христианских конфессий, которые ранее не проявляли активной позиции, но теперь решили к нам присоединиться. В Содружестве есть пятидесятники, харизматы, пресвитериане, евангельские христиане-баптисты и адвентисты седьмого дня. - До выступления губернатора Дудки на совещании 2 августа 2007 года Вы испытывали прессинг со стороны сектоведов? - От лица губернатора – это было первое заявление. Помимо этого, были соответствующие порочащие церкви публикации в тульской газете «Слобода» и в «русской патриотической газете» «Засечный рубеж». До этого была масса антисектантских листовок, заявлений и всего остального. Были не только статьи. Во время наших евангелизационных мероприятий сотрудники Миссионерского отдела Тульской епархии устраивали свои пикеты и раздавали оскорбительные листовки, в том числе направленные против показа фильма «Иисус». Занимался и занимается этим обычно Олег Сенин, бывший адвентист, ныне депутат Областной думы от партии «Справедливая Россия». Сенин вместе с сектоведами из епархии печатает и распространяет листовки и готовит, как он говорит, «воцерковленную молодежь для борьбы с сектами». - Считаете ли Вы, что нарушены Ваши права как верующих? - Дело в том, что у нас и раньше не было никакого сотрудничества с представителями власти. У нас не было требований или ожидания того, чтобы нас заметили и уделили какие-либо почести. Таких желаний нет у нас и в настоящее время. Однако все эти публикации и заявления явно ущемляют наши права и препятствуют проповеди Слова Божьего. Оскорбительные антисектантские заявления настраивают против нас широкую общественность, чтобы люди негативно относились к различным протестантским движениям. На совещании у губернатора также наверняка была выработана резолюция о том, как действовать. За словами главы области также последовали действия против нас на местном уровне. И это довольно заметно. Мы столкнулись с непреодолимыми трудностями при подготовке ежегодной региональной конференции протестантских церквей Тульской области. Мы не можем найти помещение в Туле, и все, отказывая нам в аренде, ссылаются на негласные указания и заявление губернатора. - Тульская епархия заняла довольно жесткую позицию по отношению к протестантам области, по крайней мере, ее Миссионерский отдел. Православные вполне имеют право критиковать других христиан за те или иные отступления от веры. Что Вас задевает в позиции православных миссионеров? - Сотрудники Тульской епархии после выступления губернатора Дудки заявили о том, что они, православные, давно знали, что мы являемся угрозой национальной безопасности. Это лишний раз подтвердило тот факт, что у православной епархии предвзятое отношение к протестантским церквям. И молчать об этом нельзя, потому что это наносит вред отношениям православия с евангельскими церквями в России. Мы не нуждаемся в том, чтобы нас превозносили или почитали. Наша гражданская позиция – каждый человек сотворен Богом и вправе выбирать, как ему верить и жить. Мы не пытаемся как-то себя выделить и сказать, что мы хорошие, а они плохие. Просто человек и гражданин должен быть свободен в исповедании своей веры. Необязательно нас принимать в православие, но бессмысленные обвинения «сектоведов» в адрес христианских церквей ущемляют наши права. Получается, что неправославные христиане страдают от несправедливости. Тогда как мы так же, как и православные, живем в этой стране, мы не равнодушны к нашей родине и к ее будущему. Мы не вмешиваемся в политику, а отстаиваем евангельские ценности, молимся за власть и благословляем людей. Когда видим какие-либо поступки, противоречащие Евангелию, то считаем, что это разрушает жизнь в нашей стране. - Реакция сотрудников Миссионерского отдела Тульской епархии показала, что люди, занимающиеся антисектантской деятельностью, скорее удивились тому, что протестанты выступили с требованием прекратить публикацию оскорбительных статей и даже покаяться. Обычно евангельские церкви не могут преодолеть какой-то невидимый барьер и заявить публично о том, что их притесняют именно чиновники, журналисты и тем более сотрудники епархии. Вы не боитесь? - Наши заявления являются не только естественным желанием защитить себя, но и сохранить и не потерять то, что начало зарождаться в российском обществе – свободу человека. Кроме того, мы не боимся обвинений, которые не имеют под собой оснований. Нас часто обвиняют в закрытости, но не дают открытости. В протестантских церквях двери всегда открыты, мы никого не выгоняем, и нам нечего бояться. А получается так, что нас обвиняют, а мы не должны ничего говорить и выступать? Наши выступления за правду и свободу – это часть служения протестантов нашему народу! Тезис о том, что каждый имеет право быть свободным, является частью нашей христианской веры. А если бояться того, во что веришь, то какова тогда цена этой веры. Значит, мы что, не уверены? Мы должны жить в нашей вере. - Можно ли сказать, что мировоззрение протестантских церквей основывается на демократических принципах и в том числе на соблюдении принципа свободы совести? - Демократия мне видится наиболее оптимальным из возможных типов правления, она дает свободу гражданину нашей страны к самовыражению и к выбору вероисповедания. Мы выступаем за это. В протестантском понимании нет представления о превосходстве какой-либо конфессии, несмотря на то, что какая-то религия, может быть, является культурообразующей. Мы, собственно, признаем, что Русская православная церковь – традиционная и культурообразующая религия для России. Благодаря Православной церкви, христианство пришло на Русь и мы благодарны православию за это. Однако суть демократического общества состоит, в том, чтобы каждый имел свою гражданскую позицию, мог ее проявлять и защищать. Беседовал Роман Лункин.
|
2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник «Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63 E-mail: sclj@sclj.ru |