Михаил Ситников. "ЧУДНЫ ДЕЛА" В ЯРОСЛАВЛЕ. Некоторые особенности прокурорского надзора за исполнением законов о государственно-конфессиональных отношениях5 Декабря 2007
Чудны дела Твои, Господи! И как бы кто-то ни возмущался в данном случае поминанием имени Божия всуе, язык не повернется осудить сказанное так кем-либо после ознакомления с обстоятельствами, положенными в основу этой статьи. О том, что Ярославль – земля исконно русская, спорить бессмысленно. Потому что любая из сторон в таком умозрительном споре будет заведомо права. С одной стороны, Ярославская область и в самом деле издавна является одним из центров Руси. С другой, стала она такой оттого, что пришельцы с Востока и Запада вытеснили не только местные языческие народы, но и планомерно уничтожали память о язычестве, а заодно и следы древнейших культур античных времен. Ныне же земля эта с полным на то правом именуется, как и соседние, российской. А значит, и представители разных национальностей и вероисповеданий, многообразие которых делает россиян вечно молодым народом, могут быть уверены в своих перспективах и далее иметь самое непосредственное отношение к общечеловеческой культуре. Причем несмотря на то, о чем пойдет речь дальше. Те, кого не оставляет равнодушными неблагополучие религиозной ситуации в России, конечно помнят о дискуссии, развернувшейся в Ярославле в связи с фестивалем индийской культуры, который проходил там 28 августа 2007 года. Помнят они и о неприглядной роли, которую сыграли там отечественные антирелигиозники во главе с членом Совета по вопросам религиозных объединений при мэрии Ярославля Евгением Мухтаровым. Тем самым, который уже от своего собственного имени любит цитировать булгаковского Шарикова: "Я их душу. Мне по Уставу положено гонять всякую сектантскую плесень…". Пропаганда подобных взглядов и убеждений, вообще-то, преследуется в России по закону. Поэтому читателю, вероятно, интересно будет узнать: как там, в Ярославле, с этим самым законом дело обстоит? А обстоит оно, надо сказать, скверно. Как выразился однажды сам упомянутый чиновник: "…Мне, честно говоря, ближе давить "Новое поколение", или "Церковь Божью". Но уж поскольку господа из ярославской ятры МОСК уже второй раз намерены проводить здесь религиозно-пропагандистское мероприятие – пора бы их поставить на место. Как там пел Шариков? "Чтобы знало го*но, кому кланяться". Если читатель подумает, что мы решили составить подборку прямых цитат из Мухтарова, то он ошибется. Потому что эта фраза взята из заявления на имя прокурора города Ярославля, Сергея Юрьевича Седова, поданного Ярославским Обществом сознания Кришны (ОСК) аккурат после прозвучавшей угрозы сорвать ожидавшийся фестиваль. Заявление было составлено не только по сути дела, но и грамотно. Благо, среди тех, кто может по достоинству оценить ценности так раздражающей "ярославского Шарикова" древней индийской культуры, есть не только художники, писатели и ученые, но и хорошие юристы. Поэтому в тексте документа после перечисления подвигов Мухтарова, неудобосказуемых цитат с приложениями ссылок и прочих документированных доказательств, заявитель сообщал, что "в действиях Мухтарова Е.О. могут содержаться признаки преступления, предусмотренные п. "б" ч. 2 ст. 282 УК РФ". А затем, "на основании изложенного и в соответствии со ст.ст. 141, 144, 146, УПК РФ", просил: "1. Привлечь к уголовной ответственности гр. Мухтарова Е.О.; 2. О результатах рассмотрения заявления и принятых мерах прошу сообщить в наш адрес в установленный законом срок". Не стоит и сомневаться, что российский государственный орган, в функции которого входит "надзор за исполнением законов… органами местного самоуправления… должностными лицами… за соблюдением прав и свобод человека и гражданина…за исполнением законов администрациями органов и учреждений" и т.д. (п. 2 ст. 1 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации") в возбуждении уголовного дела по указанной в жалобе статье отказал. Отказ, разумеется, был обжалован, на что снова пришел вышестоящий отказ. Второй тоже обжалован, но отказ пока еще не получен. Поэтому самое время обратить внимание читателя на некоторые особенности (будем считать это исключением из правил) практики делопроизводства в части надзора за исполнением законов. Например, в постановлении старшего следователя следственного отдела по Ярославлю следственного управления следственного комитета при прокуратуре РФ, юриста 3 класса г-на Балаева. В отношении текстов Е.О. Мухтарова, содержащих нецензурные оскорбления и пропаганду религиозной ненависти, следователь прокуратуры установил, что упомянутый материал "вынесен на обсуждение на форум, где он, Муратов Е.О. (?), зарегистрирован под несколькими псевдонимами… При приведении примеров конкретных сообщений Мухтаров Е.О. указал, что данные сообщения написаны им. Общаясь на форуме цели унизить, оскорбить членов религиозного общества "Общество сознания Кришны" либо же их бога Кришну не имел, использовал общепринятые "слэнговые" фразы, выражаю своё мнение на то или иное событие, происходящее в Ярославле, в области". Судя по тексту постановления, г. Балаев знает, что "диспозиция состава преступления, предусмотренного ст. 282 УК РФ, предполагает активные действия лица, направленные на возбуждение у неопределённого круга лиц религиозной ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека по религиозным признакам, явность которых…", продолжает Балаев, "… не усматривается ни в тексте статьи в газете, ни в текстах, размещённых на форуме Интернет сайта". Правда, следующей строкой он устанавливает, что "из содержания текстов форума, автором которых является Муратов Е.О (?). усматривается его явно негативное отношение к последователям религиозной организации "Общество сознания Кришны" г. Ярославля, при этом в своих изречениях он допускает использование неприличных выражений и явно циничных по отношению к религиозным чувствам граждан - членов и последователей кришнаизма" - далее перечисляются подтверждающие это заключение цитаты, содержание которых свидетельствует о разжигании Мухтаровым религиозной ненависти. Что же, круг почти замкнулся. Поэтому как-то странно даже, что вместо откровенной квалификации деяний Мухтарова (он же, вероятно, Муратов), чья фамилия периодически выпадает из памяти сотрудника прокуратуры "ангельской песнью", он все-таки признает, что "в действиях Мухтарова Е.О. усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.26 КоАП РФ, а не признаки преступления". Следуя необходимой в таких ситуациях дотошности, нельзя не процитировать еще один трогательный по степени заботливости о состоянии российской законности пункт постановления. А именно, реверанс в сторону члена ОСК, который подписывал заявление в прокуратуру: "В действиях Ладошина С.С. отсутствуют признаки преступления, предусмотренного ст. 306 УК РФ, поскольку не имел умысла донести о заведомо ложном преступлении, изложил факты, имеющие место быть в действительности, дав им свою субъективную оценку, при этом добросовестно заблуждался относительно квалификации действий Мухтарова Е.О. как уголовно наказуемые". То есть, получается, и это следует из формулировки, что заявление в прокуратуру и донос - это одно и то же? Тогда выходит, что эффективность любого доноса, сделанного тем, кто потом догадался ляпнуть что-то, вроде "да показалось просто…", находится в прямой зависимости не от закона, а от настроения следователя? Что бы там ни было, но после того, как прокуратура отфутболила заявление ОСК в Федеральную регистрационную службу (ФРС), а мировой судья оштрафовал Мухтарова Е.О. за его "озорство" на 500 рублей, честь органа не могла уже считаться запятнанной, так как законность была - как бы - соблюдена. Вероятно, верующие вайшнавы, исходя из особенностей своей религиозной этики, должны были бы успокоиться. Причем, больше оттого, что фестиваль индийской культуры, пусть и не без вони со стороны антирелигиозников, все-таки состоялся и даже вполне удался. А самое главное, что не так сильно пострадал за свои мерзости их агрессивный гонитель из Совета по вопросам религиозных объединений. Но, говорят, комсомольцы 20-х годов не считались настоящими комсомольцами, если не обладали таким качеством, как "одержимость", которым гордились в ту далекую пору. Так что и Мухтаров – по аналогии – был бы не Мухтаров, если бы позволил своим жертвам расслабиться. Вот и пишет наш надзиратель за состоянием религиозных отношений в Ярославле письмо одному из сторонников ОКС. "К сожалению, мировой судья, – сообщает в нем Мухтаров, – своим глупым поступком мои планы сбил, поскольку этот процесс считается недействительным, а провести другой он уже не успеет по основаниям, заявленным выше. Ну да ладно, будем довольствоваться малым. Сейчас из Заволжского районного суда поступит официальное решение об отмене постановления мирового судьи – и это тоже станет информационным поводом, чтобы в очередном пресс-релизе раздать всем сестрам по серьгам". Трудно предположить, что на письмо и хлопоты с оспариванием решения мирового судьи Мухтарова сподвигло сожаление о потерянных 500 рублях. Тем более нет никаких оснований думать, что этот бывший журналист станет растрачивать энергию на восстановление своего честного имени или просто на "приятное времяпровождение" в коридорах казенных учреждений. Но еще менее вероятно, что он откажется, от ставшей уже маниакальной идеи продолжать порочить избранных им или указанных ему кем-то российских верующих. Впрочем, он и сам того не скрывает. "Что до самих форумских реплик, – сообщает Мухтаров в письме, – естественно, я не собираюсь менять ни их тон, ни их направленность. Никому не позволено принуждать человека к отказу от его убеждений и оценочных суждений. Тем более не позволено это кришнаитам. Так что у вас, уверяю, будет еще много шансов добежать с очередными распечатками до прокуратуры в попытке инициировать очередное разбирательство. Я-то знаю, что можно, а что нельзя, и потому, разумеется, никаких исков не боюсь. Даже наоборот, как Вы уже поняли, их приветствую в качестве очередного информационного повода, позволяющего поговорить о деятельности сект на территории Ярославской области. Так что, если есть желание – дерзайте". После подобного цинизма хотелось бы посоветовать ярославским кришнаитам и в самом деле дерзать. Ведь рано или поздно – в Ярославле, в Москве или где-то еще – в органах прокуратуры или там, откуда они управляются, у кого-то может быть что-то щелкнет в мозгу и нечто встанет на свое место? И тогда не только большинству наших читателей, но и всем прочим, включая сотрудников прокуратуры города Ярославля, может стать на удивление ясен тот факт, что всего лишь один г-н. Мухтаров умудрился поставить под сомнение всю их многотрудную деятельность по надзору за исполнением законов. Что его издевательский совет "Если есть желание – дерзайте", адресованный обращавшимся в прокуратуру за защитой и получившим от ворот поворот кришнаитам, может означать только одно. А именно: человеку, который выполняет в России солидный неправовой заказ, сегодня можно не обращать внимания на Закон. И уж тем более на "какую-то прокуратуру", которую Мухтаров воспринимает едва ли не своей "крышей"… Разве не расставляется все по своим местам, если и в самом деле дойдет до того, чтобы, как говорит сам Мухтаров, "раздать всем сестрам по серьгам"? А ежели так, то совсем нетрудно догадаться, что первыми, кто отправится обивать пороги, оформляя для нашего антикультиста передачу, станут его нынешние "клиенты" из ОСК города Ярославля.
|
2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник «Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63 E-mail: sclj@sclj.ru |