Действия пензенских отшельников были предсказуемы, полагает эксперт по защите прав верующих и религиозных организаций в России28 Ноября 2007
Действия пензенских отшельников, которые скрываются в землянках в ожидании конца света, были вполне предсказуемы, исходя из тех настроений, которые существуют в рамках Русской православной церкви. Об этом заявил главный редактор журнала «Религия и право» адвокат Анатолий Пчелинцев во время своего выступления на научно-практической конференции «Религиозная свобода как путь преодоления религиозной нетерпимости» 19 ноября в Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ), сообщает пресс-служба Славянского правового центра. Организаторы форума – Центр изучения религий РГГУ и Евразийское отделение Международной ассоциации религиозной свободы (ЕАО МАРС). Координировал работу конференции директор Центра изучения религий РГГУ Николай Шабуров. Пензенские отшельники, которые скрылись под землей зимой с женщинами и детьми на окраине села Никольское Бековского района Пензенской области, находятся во власти эсхатологических настроений и для них умереть – это получить более счастливую жизнь на небесах, чем здесь на земле. По словам Пчелинцева, это происшествие с пензенскими «сектантами» было вполне прогнозируемо, если учесть, какая вакханалия разворачивалась в православной ультра-консервативной среде вокруг неприятия ИНН и паспортов нового образца, и как многие пытались найти признаки последних времен, числа зверя и антихриста в современной цивилизации. По мнению Пчелинцева, элемент «сектантства» можно найти в любой крупной конфессии, даже в самой «традиционной» религии, как показывает случай с пензенской группой, но нельзя сразу обвинять всю религию или отдельную конфессию в «сектантстве». Так, к примеру, произошло с алданской группой в 1999 году, которая сожгла паспорта, документы об образовании, деньги и ушла в тайгу, они отказались от светского образования и медицинской помощи. В результате лидер этой группы Василий Пискун оказался виноват в гибели ребенка. Алданские верующие называли себя странниками и православными, хотя некоторые из них вышли из пятидесятничества. Но после случая с алданской группой власти стали пытаться ликвидировать именно пятидесятнические церкви в Магадане, Костроме, Кирове и т.д. Огромную роль в ситуации вокруг пензенских отшельников, по мнению Анатолия Пчелинцева, могут сыграть переговорщики. Среди них должны быть авторитетные, уважаемые и публичные люди, прежде всего, из Русской православной церкви, которые смогут применить к верующим тонкий психологический подход без угроз. Силовые действия, по словам Пчелинцева, могут привести лишь к трагедии. Анатолий Пчелинцев также обратил внимание на то, что ситуация с околоправославными «сектами» и так называемыми «младостарцами» значительно сложнее, чем это можно себе представить. Практически в каждой епархии имеются десятки и даже сотни отказников от ИНН и паспортов. К сожалению, государство не контролирует должным образом вопросы государственно-конфессиональных отношений, не осуществляет мониторинг в данной важнейшей сфере общественных отношений. Почти во всех странах мира имеются государственные органы, которые работают в данной области. На постсоветском пространстве таких структур, отвечающих за религиозную политику государства, нет только в России и Грузии. Поэтому сегодня особенно актуально создание государственного комитета по делам религий, а не преподавание ОПК в обязательном порядке, которое способно лишь усугубить и так непростую ситуацию.
|
2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник «Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63 E-mail: sclj@sclj.ru |