Чиновники и сектоборцы усилили гонения в отношении верующих Апостольской Православной Церкви и их детей в отдаленных поселках Республики Бурятия9 Октября 2007
Местные власти, органы прокуратуры и представители Читинско-Забайкальской епархии РПЦ МП усиливают гонения в отношении верующих Апостольской Православной Церкви (АПЦ) Дальнего Востока и Сибири, существующей с начала 1990-х годов на БАМе, сообщает пресс-служба Славянского правового центра. Преследования членов церкви начались с 2000 года, когда в поселке Таксимо Муйского района Республики Бурятия, где располагается одна из самых крупных общин АПЦ, был подожжен храм. Кроме того, стали появляться публикации антисектантского характера, в которых общинам АПЦ приписывался религиозный экстремизм и национализм. Если ранее в газетах, издающихся в Таксимо, Северобайкальске или Улан-Удэ, представители Бурятского благочиния Читинско-Забайкальской епархии РПЦ МП называли АПЦ просто «сектой», то теперь против верующих выдвигаются самые разные обвинения вплоть до уголовных. Ни одно из исковых заявлений о защите чести и достоинства, как заявила в интервью пресс-службе СПЦ заместитель председателя церковного совета АПЦ Ирина Тиссен, еще не было принято судами. По различными предлогами, например, из-за того, что заявление якобы неправильно составлено, у церкви не принимают заявления ни в Таксимо Муйского района Республики Бурятия, где зарегистрирована община АПЦ, ни в городском суде Улан-Удэ, где находится газета, опубликовавшая оскорбительный для верующих материал. В Таксимо регулярно распространяются листовки антисектантского содержания, где упоминается АПЦ, а в прессе церковь обвиняют в зомбировании людей, тоталитарности и в распространении наркотиков. По словам Ирины Тиссен, в Таксимо постоянно приезжает с выступлениями главный «сектоборец» Бурятского благочиния Читинско-Забайкальской епархии РПЦ МП священник Михаил Литвинов, руководитель Информационно-консультативного центра по проблемам сектантства в Улан-Удэ. Отец Михаил Литвинов является одним из авторов статьи «Апостольская церковь пытается вернуть себе БАМ. АПЦ инициировала международный скандал по поводу ущемления своих прав в Бурятии» в газете «Номер один» (28.11.2006). Статья, написанная на основании слов отца Михаила Литвинова, появилась сразу же после публикации пресс-релиза Славянского правового центра «Апостольская Православная Церковь заявляет о том, что ее верующие подвергаются гонениям в Республике Бурятия» (02.11.2006). В статье в газете «Номер один», в частности, утверждается: «По своей тоталитарности АПЦ, по словам священников, нисколько не уступает знаменитому Белому Братству Виссариона». Как отметила Ирина Тиссен, в дальнейшем подобные публикации появлялись и в 2007 году, однако опровергнуть обвинения отца Михаила Литвинова в судебном порядке церкви до сих пор не удается. Ранее в этой же газете «Номер один» отец Михаил Литвинов обвинял пятидесятническую церковь «Слово Жизни» в зомбировании людей и провоцировании психических расстройств. В свою очередь, АПЦ стала распространять заявления о дискриминации в отношении своих верующих со стороны «инквизиции ХХI века». Особенно страшно, по словам Ирины Тиссен, что на протяжении всего существования АПЦ от антисектантских обвинений страдали дети членов церкви. В школах после выступлений отца Михаила Литвинова и других священников РПЦ МП объясняют, кто православный, а кто нет, а также выясняют, в какую церковь ходят родители школьника. Очень часто мальчишки отстаивают свои права быть верующими – православными, а не сектантами, в драках, подчеркнула Ирина Тиссен. Дети членов церквей АПЦ вынуждены участвовать в уроках по «Основам православной культуры», что часто приводит к спорам с учителями, потому что дети, посещающие церкви АПЦ хорошо знают вероучение и богослужение, которое ведется по православному обряду. Помимо этого официально зарегистрированные церкви АПЦ постоянно подвергаются проверкам со стороны различных государственных органов. В церквях регулярно бывает пожарная инспекция. В Таксимо проверку проводили служащие Федеральной регистрационной службы, которые отметили, что проверяют АПЦ по заданию ФСБ. Напомним, что первая община АПЦ возникла в 1991 году в Северобайкальске стихийно – верующие, которые решили стать православными, собирались вместе, молились и читали Библию. Основателем АПЦ стал священник катакомбной церкви отец Анатолий Жога. Некоторое время АПЦ существовала автономно, а затем обратилась к Старообрядческой Церкви белокриницкого согласия. Часть членов первой общины организовала церковь, вошедшую под юрисдикцию Московской Патриархии. АПЦ обвиняла членов общины РПЦ в нравственной нечистоплотности, в свою очередь верующие РПЦ высказывались об апостольских общинах, как об экстремистских «сектах». Несколько лет общины АПЦ находились под омофором старообрядческого епископа Силуяна, пока не выяснилось, что богослужение и строй церковной жизни АПЦ не во всем соответствует старообрядческим традициям. Общины АПЦ были исключены из Старообрядческой Церкви, однако епископ Силуян уже успел рукоположить двух священников для общин АПЦ. Изначально общины АПЦ развивались по бурятской ветке БАМа, где еще не было никаких приходов, в том числе и РПЦ МП, однако довольно быстро вышли за пределы Бурятии, в основном группы АПЦ стали появляться в Красноярском крае Читинской и Иркутской областях. В настоящее время в АПЦ 8 официально зарегистрированных общин и более 20 групп. Храмовые комплексы на 2007 год остались в Таксимо, Северобайкальске, в пос. Уоян и в деревне Усть-Муя. Шесть храмов в поселках Тунка, Муя, Улькан, Ангоя, Умбэлла и Куанда были разорены, либо отобраны у АПЦ властями, в том числе и в пользу епархий РПЦ МП. Нелегальные общины есть в крупных городах – Красноярске, Иркутске, Челябинске, Москве. Апостольская Православная Церковь с 2004 года входит в общероссийскую централизованную организацию «Объединение православных общин апостольской традиции». Возглавляет АПЦ церковный совет, состоящий из мирян во главе с архиепископом Иркутским и Улан-Удинским Дионисием (Владимиром Агаповым). На фото: Священник Михаил Литвинов, руководитель Информационно-консультативного центра по проблемам сектантства в Улан-Удэ, http://pressa.irk.ru/number1/2004/13/001007.html Ссылки по теме:
|
2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник «Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63 E-mail: sclj@sclj.ru |