Документ. Протокол заседаний рабочей группы по совершенствованию законодательства о свободе совести и о религиозных объединениях Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ от 20.06.2007 и от 04.07.200727 Августа 2007
Председатель рабочей группы – ответственный секретарь Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации, руководитель рабочей группы А.Е.Себенцов
Присутствовали: члены рабочей группы: Алифанов В.В., Васильев И.А., о. Всеволод Чапли (В.А.Чаплин), Ильичев М.В., Коган З.Л., Королев В.И., Медведко С.В., Мельников С.А., Михалицына И.В., Осипов В.А., Ряховский В.В., Саубянов Х.А., о. Сергий Киселев (Киселев С.А.), Шахов М.О., Чернега О.А.;
О концепции проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые федеральные законы в целях противодействия незаконной миссионерской деятельности" (Себенцов, о.Всеволод Чаплин, Васильев, Коган, Королев, Ряховский, Саубянов, Осипов, Чернега, Шахов) 1. Учитывая, что в соответствии с установленным порядком концепции проектов федеральных законов и технические задания на их разработку протокольно утверждаются на заседаниях Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности, следует исключить из титульного листа указанной концепции данные об ее утверждении Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации. При этом Комиссия по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации в соответствии с Положением о ней дает заключение по законопроектам, затрагивающим сферу взаимоотношений государства и религиозных объединений. 2. Обратить внимание, что Минюстом России предлагается внесение соответствующего законопроекта Президентом Российской Федерации. В этой связи требует дополнительной проработки вопрос о порядке дальнейшей работы над указанной концепцией, поскольку в данном случае необходимо ее согласование с Администрацией Президента Российской Федерации. 3. По содержанию представленной концепции отметить следующее. а) Концепция предусматривает, что действие законопроекта должно распространяться на религиозные объединения и физических лиц. Однако сфера действия закона зависит от определения миссионерской деятельности, а цель его - противодействие незаконной миссионерской деятельности - предполагает применение санкций. В концепции миссионерская деятельность рассматривается как вид распространения информации. Необходимо иметь в виду, что каждый вправе искать и распространять информацию с учетом ограничений, установленных статьями 29 и 55 Конституции Российской Федерации, и само по себе распространение информации не может быть наказуемо без указания конкретных случаев выхода за конституционные рамки. Поэтому целесообразно в определении понятия миссионерской деятельности указать должных субъектов и раскрыть правомерные направления этой деятельности, отделив от них иных субъектов и направлений деятельности. Если миссионерство - вид религиозной деятельности, то он присущ статусу религиозной организации, которая и несет ответственность за ее содержание. Право иных организаций и лиц вести миссионерскую деятельность может быть ограничено в целях защиты прав и законных интересов религиозных объединений, специально образуемых для ведения религиозной деятельности. Поскольку религиозные группы не имеют юридического оформления, при определении понятия миссионерской деятельности целесообразно указать, что это вид деятельности религиозных объединений, для осуществления которой в определенных случаях необходимо иметь статус религиозной организации. б) В части, касающейся запрета на осуществление миссионерской деятельности:
в) Вызывает серьезные возражения положение концепции о привлечении к административной ответственности за содействие осуществлению незаконной миссионерской деятельности, на что обращается внимание в заключении Государственно-правового управления Президента Российской Федерации. г) Неясно, кто и в какой форме может выдавать документ, удостоверяющий принадлежность к соответствующему религиозному объединению, лицу, въезжающему в Российскую Федерацию для занятия профессиональной религиозной деятельностью. Требование документа о принадлежности к религиозному объединению не может быть установлено законом, тогда как требование к наличию подтверждения полномочий по ведению миссионерской деятельности в интересах определенного религиозного объединения может быть оправдано защитой интересов этого объединения. д) Разнообразие определений миссионерской деятельности в законах субъектов Российской Федерации указывает на то, что весьма сложно дать четкое и всеобъемлющее определение этому виду деятельности. Поэтому целесообразно рассмотреть возможность урегулирования наиболее актуальных проблем, затрагивающих правовые отношения, возникающие при осуществлении такой деятельности, без применения термина "миссионерская деятельность", сосредоточив при этом основное внимание на тех нарушениях, которые влекут за собой административную или уголовную ответственность (например, вовлечение в деятельность религиозного объединения несовершеннолетних, или сопряженное с пропагандой религиозного превосходства, или сопровождающееся разжиганием религиозной розни …). 4) В разделе "Место будущего закона в системе действующего законодательства и значение, которое будет иметь законопроект для правовой системы" отмечается, что законопроект направлен на реализацию конституционных положений, при этом приводятся основания, отсутствующие в Конституции Российской Федерации ("если это необходимо в интересах общественного спокойствия, охраны общественного порядка …"). 5) В отношении концепции в целом отметить, что статьей 28 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения. Концепцией законопроекта предусматриваются значительные ограничения права на распространение религиозных убеждений в ходе осуществления религиозными организациями миссионерской деятельности. 6) Для установления ответственности за нарушение требований к осуществлению миссионерской деятельности необходимо четко сформулировать в данном законопроекте состав неправомерных действий. Одновременно следует провести сравнительный анализ мер ответственности за сходные по тяжести правонарушения, уже предусмотренные законодательством.
7) Учитывая вышеизложенное, признать преждевременным рассмотрение предложенной концепции проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые федеральные законы в целях противодействия незаконной миссионерской деятельности" на заседании Комиссии и считать целесообразным продолжить проработку соответствующих предложений. При этом необходимо иметь в виду, что целью правового регулирования указанного федерального закона является нормативное определение субъектов миссионерской деятельности и закрепление мер предупреждения и недопущения миссионерской деятельности методами и средствами, ведущими к религиозной нетерпимости и социальной напряженности. В этой связи всесторонней и детальной проработки требуют следующие вопросы: о введении в законодательство Российской Федерации понятия "миссионерская деятельность", ее содержании, субъектах и объектах; о расширении правомерных направлений миссионерской деятельности в соответствии с общественными интересами; о допустимости и порядке осуществления миссионерской деятельности в государственных и муниципальных учреждениях; о перечне оснований для запрета осуществления миссионерской деятельности; о соразмерных санкциях за осуществление запрещенной миссионерской деятельности; об осуществлении миссионерской деятельности на территории Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства. Ответственный секретарь Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации, руководитель рабочей группы А.Е. Себенцов
|
2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник «Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63 E-mail: sclj@sclj.ru |