Славянский правовой центр выражает соболезнования в связи с кончиной Фридриха Григорьевича Овсиенко13 Августа 2007
В ночь с 9 на 10 августа ушел из жизни Фридрих Григорьевич Овсиенко, доктор философских наук, профессор кафедры государственно-конфессиональных отношений Российской академии государственной службы при президенте РФ. Фридрих Овсиенко – один из самых известных российских религиоведов, автор более 100 научных работ, специалист в области католицизма, методологии религиоведения и государственно-конфессиональных отношений. Подготовил более 30 кандидатов и 5 докторов наук. Он являлся членом Совета по освещению религиозной тематики в электронных СМИ при Минпечати РФ и почетным работником высшего профессионального образования РФ. Фридрих Овсиенко – яркий представитель научной школы религиоведения, которая сложилась в советское время. Ее основной чертой является добросовестность, непредвзятость в освещении тех или иных религиозно-общественных проблем, скрупулезный подход в анализе вероучения, богослужебной практики, социально-богословской идеологии церквей, рассмотрение мировоззрения религиозной организации через призму социальных отношений в обществе и политики государства в сфере религии. Представителями этой школы были также ушедшие в последние несколько лет: академик РАН Лев Николаевич Митрохин и руководитель Центра «Религия в современном обществе» ИКСИ РАН Михаил Петрович Мчедлов. Перу Овсиенко принадлежит монография «Эволюция социального учения католицизма» (М., 1987). Овсиенко стал автором статей по католицизму в энциклопедическом словаре «Религиоведение». Ученый был также одним из создателей справочника «Мировые религии» (Авторы: Алов А.А., Владимиров Н.Г., Овсиенко Ф.Г. М., 1999). В своих статьях, в том числе написанных в соавторстве с также ушедшим из жизни бывшим зав. кафедрой государственно-конфессиональных отношений РАГС Н.А. Трофимчуком, Фридрих Овсиенко затрагивал такие темы как «Совершенствование межцерковных отношений как фактор стабилизации современного общества», «Конфессиональный фактор в российском политическом процессе: сущность и место», «Особенности формирования социальных доктрин православия и католицизма», «Православие в контексте развития федеративных и этнополитических отношений в Российской Федерации» и т. д. В 2002 году во время международной научно-практической конференции «Религия, политика и права человека», организованной РАГС при участии Славянского правового центра, Овсиенко затронул тему, которая стала особенно актуально в настоящее время: «Политизация конфессий, клерикализация политики: тенденции развития в российском обществе». В своих статьях, выходивших в последние годы и посвященных религиозному образованию, Фридрих Овсиенко критически отзывался о практике обязательного изучения православия в школах (Овсиенко Ф.Г. Религиозное образование в российской школе // Национальные интересы, №1, 2005). Исследователь подчеркивал, что «подчас на местах изучение религии трансформируется в обучение религии; нередко указанное обучение инициируется властными структурами и самой школой, что противоречит российскому законодательству… в школах необходимо изучать курс «Истории мировых религий», причем в светском их изложении». Принятие госстандарта по «теологии» Овсиенко считал «поспешным и непродуманным». По мнению Овсиенко, «составители этого госстандарта, очевидно, желая «протолкнуть» богословскую дисциплину в государственную высшую школу, а потому прямо подчеркивая ту мысль, что «подготовка специалиста теологии в вузе носит светский характер», сумели дать такую дефиницию предмета, где Бог формально отсутствует. Теология же, или богословие, есть не просто знание о Боге, а система обоснования учения о Боге (православного, католического, протестантского и т. д.) и Его атрибутах, совокупность выработанных той либо иной религией доказательств истинности догматики, религиозной нравственности, правил и норм жизни верующих и духовенства, богоустановленности вероучения и Церкви». Как подчеркивал Овсиенко, «в России в университетах и других светских высших учебных заведениях богословские (теологические) факультеты или кафедры никогда не создавались; изучение богословия (теологии) и научно-богословская разработка соответствующих проблем целиком были сосредоточены в духовных учебных заведениях. Какие выводы можно сделать из всего сказанного? … Во-первых, не следует порывать с позитивными отечественными традициями. Во-вторых, и это главное — государственная и муниципальная школа, равно как и государственный вуз, должны решать проблему «религия и образование» исключительно в рамках существующего законодательства». Отвечая на вызовы современного общества, давая всестороннюю научную оценку религиозной политике властей, отношениям религиозных объединений и государства, Фридрих Овсиенко, безусловно, способствовал построению светского многоконфессионального толерантного общества в нашей стране. Славянский правовой центр выражает соболезнования в связи с кончиной известного религиоведа, авторитетного ученого Фридриха Григорьевича Овсиенко его родным, близким и коллегам.
|
2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник «Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63 E-mail: sclj@sclj.ru |