Документ. Заявление правозащитников и общественных деятелей в поддержку письма академиков РАН президенту РФ3 Августа 2007
Мы считаем необходимым поддержать открытое письмо академиков РАН, посвященное угрозе клерикализации системы образования и государственной жизни. Обращение академиков Е. Александрова, Ж. Алферова, Г. Абелева, Л. Баркова, А.Воробьева, В.Гинзбурга, С.Инге-Вечтомова, Э.Круглякова, М. Cадовского, А.Черепащука никоим образом не навязывает ни атеизма, ни чего-либо другого. Оно не направлено против веры как такой. Это очевидно каждому, способному объективно анализировать текст. Ученые выступили в защиту основ России как светского государства, обратили внимание общества на серьезную опасность атакующего Конституцию клерикализма. Крики возмущенных обскурантов и разогретой массовки несовместимы с цивилизованным христианством. Мы хотим выразить свое отношении к поднятым в обращении академиков проблемам. Прежде всего, мы считаем необходимым отметить такое важное обстоятельство – принудительное навязывание изучения религиозных догматов и текстов никогда не несут в общество нравственность. Именно культура стала источником моральных ценностей современного мира. А церковные организации, религиозная философия – неотъемлемые части культуры, социальной и интеллектуальной жизни – не меньше, но и не больше. Еще в начале XX века в Европе для учащихся подростков изучение религиозной догматики и священных текстов мировых религий было обязательным почти повсеместно. Это не помешало ни возникновению в Европе жесточайших диктатур, ни массовому террору, ни яростным антирелигиозным кампаниям, сотрясавшим прошедший век – и, как многие полагают, во многом стимулировало их появление. Не будем и забывать о том, какой кровавый характер приобретали конфликты, происходящие и на религиозной, и на национальной почве, в предшествующие эпохи, когда именно религия определяла духовную жизнь общества. Поэтому представления о том, что насаждение религиозных понятий через систему образования способно гарантировать общественную мораль, исторически неверно. Россия – это не просто государство-нация, у нее очень своеобразная цивилизация, возникшая именно как союз самых различных культур, народов и религиозных конфессий. Ее основой может только общая для всех приверженность праву и демократическим свободам. Превращение одной из конфессий в эквивалент государственной идеологии, пусть и в замаскированном виде, это – прямой путь к уничтожению демократии и к распаду страны. Люди, которые полагают, что, требуя вернуть православной церкви ее былой, досоветский статус, они помогают возрождению нации, на деле возвращают нас к тому общественному и духовному кризису, который уже сыграл роковую роль в жизни России 90 лет назад. Утопическая идея "вернуть Россию в, условно говоря, в "1913 год" опасна и тем, что за Тринадцатым годом тут же последовали Четырнадцатый и Семнадцатый. Необходимо очень четко понимать, что преподавание в государственных и муниципальных учебных заведениях, которое по закону носит исключительно светский характер, и построено на научной картине мира, не является "насаждением атеистической идеологии". Это ведь проблема самих богословов, что они не могут "совместиться" с современной наукой. Опыт и западных, и восточных цивилизаций показывает, что и естественнонаучные, и гуманитарные дисциплины вполне могут сосуществовать и с религией, и с приверженностью традиционным ценностям Поскольку основной упор власти делают на поддержку в первую очередь Русской Православной церкви Московского патриархата, то мы вынуждены говорить именн о о ее стремлении выйти за пределы конфессиональной жизни, влиять на образование и на общественно-политическую жизнь. Мы видим, как под видом религиозного возрождения, в нашей стране, по сути, формируется новая национально-религиозная идеология, пронизанная отрицанием демократии, ксенофобией и культом власти. Даже официальное, "центристское" направление в РПЦ категорически выступает против универсальности прав человека, против плюрализма и принципов современного гуманизма. Эти идеи постоянно используются властями для обоснования сворачивания демократии, оправдания милитаризации. А радикальная церковная и околоцерковная оппозиция вообще нередко стоит на позициях, которые очень сдержанно можно охарактеризовать, как полуфашистские. Те учебные пособия, которые формально относят к православной культурологии, особенно опусы Аллы Бородиной, содержат уничижительные высказывания в адрес религиозных и национальных меньшинств, часто даже на грани ксенофобии. Учащихся обречены давать ответы на вопросы, носящие исключительно вероисповедный характер, что прямо нарушает Конституцию РФ и законодательство. Подобное " гламурное православие" трактует сложную и драматическую историю Русской церкви почти что в духе печальной памяти "Краткого курса истории ВКП(б)", содержит некритическую апологию власти. Мы убеждены, что "теология", которая по определению является системой обоснования религиозного учения; комплексом доказательств истинности догматики, религиозной морали, правил и норм поведения верующих и духовенства – не может считаться научной дисциплиной. Та часть богословия, которая носит объективный, внеконфессиональный характер, полностью содержится в религиоведении, истории религии, философии этики. Теология не является интегральной частью российской университетской традиции. В отличие от старейших западных университетов, возникших именно как богословские центры, и потому сохранившие теологические факультеты, наши университеты были созданы как очаги светского просвещения. В современных условиях теология в России сразу превратится в официально признанное насаждение православно-националистической идеологии. Какой стандарт "научности" при этом будет устанавливаться, очень выразительно показал кризис на факультете социологии МГУ. РПЦ имеет собственные вузы, предназначенные для подготовки грамотных священнослужителей – зачем же ещё претендовать на светские государственные учебные заведения? Стремление некоторых высокопоставленных представителей Московской Патриархии,объявивших Россию "православной цивилизацией",добиться от государства - под предлогом борьбы с разжиганием межконфессиональной и межнациональной розни- поддержкирелигиозно мотивированныхограничений и запретов в совершенно иных,чем религия областях культуры (изобразительное искусство, литература, кино, театр, политика, гражданские акции) - противоречит не только основам конституционного строя Российской Федерации, но и исторической реальности. Современное общество и современная культура являются "конгломератом" различным образом маркированных: культурно, политически, социально, этически, административно, законодательно, религиозно - институтов и социальных пространств. Проект по превращению России в "православную цивилизацию" иустановлению религиозно-церковного единства российского общества и российского государства –не только утопичен, но и очень опасен, поскольку, также как и "коммунистический проект"не может осуществляться без насилия. Сегодня Россию пытаются превратить в плацдарм для атаки на ценности просвещения и гуманизма, которые развиваются уже четверть тысячелетия. Речь не идет о противостоянии религии и атеизма, речь идет о защите конституционных прав и свобод – и для верующих, и для неверующих. Только при условии полного отделения от государства церковь сможет действительно способствовать тем целям, о которых она заявляет – улучшению морального климата в стране, хотя бы среди своих прихожан. Важно подчеркнуть, что религиозные конфессии и организации – это неотъемлемая часть гражданского общества. Мы будем рады видеть их в качестве наших партнеров и даже союзников - при защите гражданских и социальных прав, в работе по решению гуманитарных проблем. Сергей Ковалев, Фонд Андрея Сахарова;
Михаил Ситников, журналист: "...факты свидетельствуют, что понятия "религия" и "православие" используются клерикалами государственной де-факто религиозной организации РПЦ и их светскими партнерами в органах государственной власти и ряде общественных организаций для использования с целью ускорения возврата общества в состояние тоталитарного мировоззренческого ступора. Это наносит непоправимый вред и светскому обществу, и религиозному сообществу страны, угрожая гражданам России возвратом к культурной косности и узаконенному неправовому произволу". Семья Скорогодских: Ольга, Александр, Лада и Дарья: "Мы за светское государство (в государственных школах нет места преподаванию религиозных дисциплин). Допустимо лишь преподавание истории, куда, по определению, входят история всех религий. Основы религий пусть преподаются в соответствующих школах (воскресных, например)". Дмитрий Сутягин, инженер, г .Обнинск: "Готов подписаться под "письмом академиков" об угрозе клерикализации системы образования и государственной жизни. Считаю это заявление очень своевременным и актуальным. О проблеме сужу на примере своего 13-летнего сына, которого в школе пичкают всякими религиозными псевдо-знаниями. Причём в исполнении классного руководителя - бабушки почти 70 лет отроду - это всё получается на уровне мракобесия, а не просвещения". Сбор подписей продолжается по адресу news@zaprava.ru Источник: www.zaprava.ru 1 августа 2007 г.
|
2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник «Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63 E-mail: sclj@sclj.ru |