Мониторинг СМИ. Венгерский путь религиозной политики. Москву посетил глава Департамента по делам связей с церковью Венгерской республики д-р Андраш Чепреги25 Января 2007
Страны социалистического лагеря расставались с советским прошлым намного легче, чем Россия. Большинство государств Восточной Европы еще в начале 1990-х годов переосмыслило свою историю "оккупационного" времени, открыто заявило о пороках советской эпохи, осудило с разной степенью жесткости людей, служивших социалистическому строю.Прошло 20 лет, и теперь общественная система стран Восточной Европы является зримым свидетельством того, к чему может придти государство, если с самого начала отказаться от грехов прошлого и жить свободно, как будто и не было этого советского кошмара. Критикуя Европу, в России мало знают о том, как протекает там, в частности, религиозная жизнь. Об истории и современности религиозной гармонии в Венгрии рассказал в Москве глава Департамента по делам связей с Церковью при министерстве образования и культуры Венгерской республики доктор Андраш Чепреги. Встреча с "министром по делам религий" Венгрии состоялась 23 января в пресс-центре Славянского правового центра (СПЦ). Участвовали в ней глава Российского объединенного союза христиан веры евангельской (РОСХВЕ) и член Общественной палаты РФ епископ Сергей Ряховский, управляющий делами главы РОСХВЕ Константин Бендас, руководитель Отдела внешних церковных связей Российского Союза евангельских христиан-баптистов Виталий Власенко, глава департамента внешних связей Церкви христиан-адвентистов седьмого дня Олег Гончаренко и директор Культурного, научного и информационного центра Венгерской республики в Москве, советник посольства Илона Киш. Вел встречу сопредседатель СПЦ адвокат Владимир Ряховский. В Венгрии, по словам Чепреги, выделяются исторические Церкви – Католическая (60 % верующих), кальвинистская Реформатская (18 % верующих), Евангелическо-лютеранская (4 %, около 400 тысяч верующих), к которой принадлежит сам Андраш Чепреги, и Еврейская иудаистская община (около 1 %). Помимо этого, существуют старые Церкви, действующие давно, по крайней мере с XIX века, - баптисты (12 тысяч верующих), адвентисты, методисты, пятидесятники (около 4 тысяч верующих), и новые Церкви, которые появились после смены режима, то есть после 1989 года. Новыми являются харизматические объединения, среди которых наиболее крупная церковь Движения Веры (40 тысяч верующих), а также другие религиозные движения, такие как Общество Сознания Кришны, 13 мелких буддийских общин и т.д. Ислам незначительно представлен в Венгрии. Всего же в Венгрии на более чем 10 млн. жителей зарегистрировано 180 церквей, или конфессий (отдельные приходы конфессий не регистрируются). Фактически, как заметил Андраш Чепреги, религиозная жизнь в Венгрии регламентируется Законом о религии, принятом еще в 1990 году. Согласно этому закону, для регистрации любой религиозной организации (которая обозначается как "церковь") необходимо, чтобы было в наличии 100 последователей, руководитель, центр организации и простой устав. В этом случае местный суд должен зарегистрировать организацию в качестве "церкви". Каждая такая "церковь" получает государственные субсидии на недвижимость, а также на содержание общеобразовательной конфессиональной школы, если таковая у организации есть. Верующие могут 1 % подоходного налога перечислять в адрес своей религиозной организации. Органов, которые бы контролировали или требовали бы отчетность о деятельности "церквей", не существует. Кроме того, за все время действия закона не было случаев ликвидации какой-либо церкви в судебном порядке. Пожертвования, которые церкви сами собирают со своих верующих, являются их частным делом, и чиновники не контролируют этот процесс. Главное требование ко всем церквям заключается в том, что ни одна церковь не может заниматься хозяйственной деятельностью, то есть церкви запрещено даже сдавать свои здания в аренду. Разрешено лишь продавать религиозные книги и утварь. Многими положениями этого закона церкви обязаны католикам, Церковь которых всегда была крупнейшей в Венгрии, но не имела государственного статуса. Католическую Церковь поддерживали в основном австрийские власти тогда, когда еще существовала Австро-Венгрия. В 1990-е годы с Ватиканом было заключено специальное соглашение о компенсации за недвижимость, о поддержке школ и государственном финансировании. Соглашение с Ватиканом стало образцом для того, как государство должно строить отношения с любой церковью, а поэтому власти финансируют все церкви. Андраш Чепреги отметил, что постоянно поднимается вопрос о том, что субсидирование всех церквей ложится значительным грузом на государственный бюджет. В случае с принятием наиболее либерального Закона о религии в Венгрии возникают естественные исторические параллели с российским Законом о свободе вероисповедания 1990 года. Дело в том, что венгерский закон был принят еще до первых свободных выборов, и принимали закон коммунисты-реформаторы. По словам Чепреги, "у них была нечистая совесть из-за того, что они гнали церкви, и в законе они не обозначили четких критериев, что считать церковью, а что нет". Однако на этом сходство с российской ситуацией заканчивается. В Венгрии после 1990 года ни одно правительство не смогло отменить этот либеральный закон, так как после правительства коммунистов-реформаторов ни один кабинет министров не смог собрать 2/3 голосов для отмены этого закона. К примеру, в 1992-1994 годах у власти было правительство правой ориентации, которое хотело поставить систему критериев. Однако против были старые церкви, которые могли бы потерять свой статус, если бы был установлен критерий численности. Против в частности выступала небольшая старая Церковь Венгрии – православная. Правые и левые правительства сменяли и сменяют друг друга в Венгрии до сих пор – старые Церкви поддерживают правые правительства, а новые Церкви - левые. Правыми в Венгрии называют представителей популистской Либеральной партии, играющей роль консервативной силы – сильной серьезной консервативной партии или движения нет. Левые – это Социалистическая партия, либералы, ушедшие в оппозицию, и бывшие коммунисты-реформаторы. Если правые правительства стараются поддержать исторические Церкви, то левые в значительной степени нейтральны и не проявляют большого интереса к жизни церквей. Религиозные предпочтения власти также менялись, в зависимости от правительства. Правые в 1990-1994 годах поддерживали Католическую Церковь, новые правые в 1998-2002 годах больше поддерживали другую старую Церковь – Реформатскую кальвинистскую, а главным советником главы правительства был священник-реформат. Дело в том, что новые правые подчеркивали национальный момент в своей идеологии – реформаты всегда были национальной Церковью в отличие от католической. В 1994-1998 и в 2002-2006 годах левые правительства призывали в качестве советников по религии представителей старого советского аппарата – венгерского аналога Совета по делам религий. Летом 2006 года новое левое правительство поручило контакты с религиозными организациями министерству культуры и образования, и встал вопрос о том. кто из представителей церквей может отвечать за связи со всеми церквями. По словам Чепреги, католик не может, так как подчиняется епископу, реформат не может, так как кальвинисты вступали в союз с правыми, иудаиста не примут христиане, а поэтому остался лютеранин – Андраш Чепреги. Причем, по причине назначения лютеранина Чепреги, возникло напряжение с руководством Лютеранской Церкви, так как Чепреги не поставил его в известность о своем назначении, чтобы правые не решили, что Лютеранская Церковь заключила союз с левыми. Не было в Венгрии согласия и по поводу создания общественного или государственного органа, который бы занимался религиозными делами, а поэтому такой орган создавать и не стали. Старые Церкви периодически выступают за появление государственного органа, который бы решал, что такое церковь, а что не церковь. Председатель венгерского парламента выдвинул такую инициативу также в связи с предложениями Евросоюза о развитии партнерских отношениях государства и религиозных объединений. Но власти Венгрии прока решили, что различия всех религий и церквей учесть на государственном уровне все ж нельзя. В результате в Венгрии можно зарегистрировать любую церковь, уже есть церковь ведьм, и церковь жриц-весталок, и церковь веселья, и церковь рожающих на дому. Представители протестантских объединений России задавали также вопросы относительно религиозного образования, на что Андраш Чепреги ответил, что "Закон Божий" преподается в конфессиональных школах, где обучается 5 % учащихся, тогда как в государственных школах религиозный предмет может изучаться факультативно. В том случае, если есть желание учеников и учитель, могущий преподавать такой предмет, государство материально обеспечивает преподавание этого факультатива. То, что религией занимается министерство образования и культуры, является старой традицией, существовавшей еще до Второй мировой войны. Более того, еще в 1880-е годы религиозный вопрос концентрировался в основном вокруг образования, так как в первую очередь родители решали вопрос, где будет учиться ребенок – в католической школе или в какой-либо другой. Проблема сосуществования различных конфессий встала в Венгрии еще в XVI веке, когда появились реформаты-кальвинисты, начавшие борьбу с католицизмом. Как отметил доктор Чепреги, даже в 1950-60-е годы нельзя было представить себе, что люди зайдут в какую-либо инославную церковь. По словам Андраша Чепреги, напряженность между старыми и новыми церквями существовала в Венгрии и после 1989 года, однако сами церкви старались воспитывать толерантность в обществе и в каждой семье, и поэтому одна церковь не может на другую навесить ярлык "деструктивной секты". Вопрос о "деструктивных сектах" был довольно быстро закрыт – решено, что он относится к уголовному праву, которое и должно рассматривать обвинения в манипулировании сознанием или же в обмане граждан. Государство, отметил Чепреги, доверяет взрослому гражданину, который сам в состоянии решить, куда ему пойти - в Католическую Церковь или в протестантскую, или же к саентологам. Если же возникает вопрос о порядочности тех или иных лидеров и движений, то их не клеймят, а уделяют им больше внимания, чем остальным. Переход от социализма к свободному обществу произошел в Венгрии довольно быстро, и закончился уже в начале 1990-х годов. По словам Чепреги, венгерский социализм все-таки значительно отличался от того строя, который господствовал в СССР или даже в ГДР, в Венгрии все было более неформально. В руководстве старых Церквей произошла переоценка ценностей, старые лидеры, которые активно сотрудничали с коммунистами, ушли. Между тем, Комиссия по делам расследований агентурной деятельности в церковной сфере до периода смены режима действует до сих пор. Кстати, комиссия была создана по инициативе Венгерской Евангельской Церкви. В ходе дискуссии вокруг особенностей религиозной политики Венгрии и России Владимир Ряховский подчеркнул, что одной из главных проблем современной России является отсутствие культуры толерантности, когда проблема возникает там, где вдруг русский оказывается не православным, а баптистом, адвентистом или лютеранином. Православная Церковь, по словам Владимира Ряховского, уже в начале 1990-х годов забила тревогу по поводу "прозелитизма" других конфессий и угрозы безопасности обществу и государству от "деструктивных сект" и , более того, в ряде регионов России были изданы справочники, где "сектантами" объявлялись все, кроме православных. В постсоветской России неправославных христиан до сих пор обвиняют в самых абсурдных преступлениях. Крайние радикальные антикультисты, подчеркнул Ряховский, заявляют о том, что если русский человек ходит в другую Церковь, это значит, что он подвергается гипнозу и психологическому давлению. Российским верующим, отметил лидер РОСХВЕ Сергей Ряховский, приходится действовать в условиях "евроазиатской" культуры и стиля управления, когда власти часто используют ксенофобские антисектантские настроения в православной среде для борьбы с другими конфессиями. Однако государство также способно, по словам Сергея Ряховского, заставить Православную Церковь сотрудничать с другими Церквями, к примеру, в рамках Общественной палаты РФ, четко обозначив свою позицию в конфессиональной политике. Византийские отношения православия и власти, по мнению лидера РОСХВЕ, соседствуют с заявлениями чиновников и президента РФ Владимира Путина о многоконфессиональности. Пути Господни неисповедимы. Роман Лункин, для "Портала-Credo.Ru" Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru, 25-01-2007. http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=51217&cf
|
2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник «Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63 E-mail: sclj@sclj.ru |