Апостольский нунций в РФ Челестино Мильоре: Суть отношений между Московским Патриархатом и Римской Церковью была сформулирована Святейшими собеседниками на встрече в Гаване13 Декабря 2016
Новый Апостольский нунций в Российской Федерации архиепископ Челестино Мильоре ответил на вопросы "Благовест-инфо". – Ваше Высокопреосвященство, вы приехали в Москву более двух месяцев назад. Каковы Ваши первые впечатления от российской столицы? Только сейчас я отдаю себе отчет в том, что, согласно статистическим данным, Москва является самым населенным и большим по территории европейским городом. Чистые и безопасные улицы и окружающая среда нравятся еще больше, когда сталкиваешься с корректностью и вежливостью жителей, всегда готовых указать направление или даже сопроводить – в поиске конкретного адреса внутри огромных кварталов, либо на станции метро; обращающих твое внимание на развязавшуюся туфлю, либо на то, что ты что-то случайно обронил. Интенсивное дорожное движение часто проверяет на прочность спокойствие, но оно безопасно. Город переполнен объектами, представляющими интерес с точки зрения искусства и культуры. Конечно, не может хватить нескольких дней, чтобы посетить и познакомиться со всем. В этом смысле меня утешает перспектива пребывания в Москве в течение ряда лет. – Славянский мир Вам хорошо знаком – Вы много лет несли служение в Польше. Но представлять Святой Престол в традиционно православной стране Вам приходится впервые. Какие вызовы связаны с этим? У Польши и России очень много общего, но много и разного. Как Вам показалось, чего больше: сходств или различий? Именно так, религиозное многообразие этой великой страны меня восхищает и стимулирует. Я говорю о работе, в которой руководствуются не перспективой единообразия, а, скорее, перспективой единства, основанного на примирении, которое представляет собой здоровое сосуществование, то есть свободное проживание своей веры, совместное свидетельство и движение – в общей зависимости от Бога и в совместном созидании блага. С другой стороны, установление диалога между религиями представляется выигрышной картой для всех религий мира, представляющих различные религиозные деноминации. – Могли бы Вы кратко сформулировать основные задачи Вашего служения в нашей стране? Апостольский нунций – в первую очередь дипломатический представитель государства Ватикан в российском государстве. Но конечно, его мандат включает в себя и отношения с Русской Православной Церковью. Каковы, на Ваш взгляд, основные точки соприкосновения в межгосударственных отношениях Ватикана и России и в отношениях Римской Церкви и Московского патриархата? Общие интересы, отличающие отношения между Российской Федерацией и Святым Престолом, были намечены самим Президентом В. Путиным месяц назад, когда при вручении верительных грамот, аккредитующих меня в России, он заявил: «Мы сообща выступаем за формирование единого фронта борьбы с растущей угрозой терроризма и экстремизма, отстаиваем важность укрепления нравственной основы в международных делах». Суть отношений между Московским Патриархатом и Римской Церковью была сформулирована Святейшими собеседниками во время их февральской встречи в Гаване. Патриарх Кирилл говорил о новой фазе, о конструктивном межхристианском диалоге, в ходе которого мы ищем общие пространства, в которых можем сотрудничать. Он подтвердил эту свою убежденность во время визита вежливости, который я ему нанес в середине ноября, и во время недавних встреч с кардиналами Куртом Кохом и Джузеппе Бертелло. Папа Франциск сказал, что религиозные лидеры могут и должны совместно работать, в общей зависимости от Бога Отца – ради мира, распространения проповеди Евангелия, на благо всех народов Земли. Верительную грамоту президенту России вручает апостольский нунций в Российской Федерации архиепископ Челестино Мильоре. Фото: http://kremlin.ru/ – В ходе вашей первой встречи с Патриархом Кириллом была затронута тема, по которой, как мне кажется, позиции Ватикана и Москвы очень близки. Я имею в виду кризис на Ближнем Востоке и, в частности, бедственное положение христиан в этом многострадальном регионе. Показательно, что Русская Православная Церковь совместно с католической стороной осуществляет сейчас проект гуманитарной помощи сирийскому народу. Не могли бы Вы подробнее остановиться на этой теме? В международных организациях Святой Престол и Россия, вместе с другими странами, сотрудничают в поиске решений проблемы преследований, маргинализации и остракизма христиан в разных частях мира. Конечно, принятые резолюции не имеют юридически обязательного характера, но подают ясный сигнал опасности, который не может игнорироваться общественным мнением. Они не только являются суровым предупреждением о причинах, давших начало этим прискорбным феноменам, но и средством влияния на законодательные органы отдельных стран. По существующему порядку вещей, гуманитарные инициативы Церквей часто предпринимаются автономно, но в местах их реализации имеют место сотрудничество и взаимная поддержка. Что касается Сирии, то эти гуманитарные действия направлены на разнообразную помощь христианам, позволяющую им оставаться на своей земле, как они этого, собственно, и хотят. – Ранее, на вашей встрече с председателем ОВЦС митрополитом Иларионом была затронута еще одна непростая тема – ситуация на Украине. Какова позиция Святого Престола по эту вопросу? С самого начала кризиса Святой Престол обращался ко всем заинтересованным сторонам, доверяя искренности усилий каждой из них в поиске переговорных решений. После достижения Минских соглашений Святой Престол продолжает подчеркивать насущную необходимость для всех сторон выполнять решения, принятые по общему согласию. Что касается вклада Церквей и религий, имея в виду фрагментацию местного религиозного контекста, Святой Престол предпринимает усилия по поддержанию равновесия и взаимного уважения, при всей сложности примирения разногласий. – Сегодня католики и православные сталкиваются еще с одной общей проблемой: это наступление воинствующего секуляризма на традиционные христианские ценности. Особенно активно это наступление идет на Западе. Могут ли католики поделиться со своими православными братьями опытом противостояния этим тенденциям? Может ли быть полезным для России опыт таких преимущественно католических стран, как Ваша родная Италия и Польша, где Вы много лет прослужили? В чем именно заключается этот опыт? Христианские Церкви имеют право, но также и ясное назначение – просвещать и формировать совесть как отдельных людей, так и общества. Частью этого права и этой обязанности является также отвержение всех идеологических, культурных и общественных дериваций, которые угрожают человеческому обществу. Однако отвержение и оппозиция недостаточны. На самом деле, они могут быть эффективными лишь в той мере, в какой христианские общины предлагают новые модели жизни, сами, в первую очередь, о них свидетельствуют, заставляют сверкать и делают привлекательными те ценности и добродетели, которые делают продуктивным и счастливым человеческое общежитие. И среди них особое место занимают взаимопонимание, мирные намерения и сотрудничество на практике между Церквами и религиями. – Думаю, глубоко символично, что известия о Вашем назначении в Москву поступили сразу же после исторической встречи Папы Франциска и Патриарха Кирилла в Гаване. Это событие стало свидетельством того, что две Церкви вышли на беспрецедентно высокий уровень отношений. Как Вы оцениваете перспективы дальнейшего развития межцерковных связей? В каких областях сотрудничество католиков и русских православных было, по Вашему мнению, наиболее успешным? Встречу в Гаване можно назвать достигнутой целью, потому что после различных инициатив, предпринятых вначале отдельными людьми и группами, собиравшимися вместе для дискуссий, культурных обменов и гуманитарных акций, встретились и Предстоятели, сделавшие из жеста братства точку отсчета совместного пути. Мне нравится думать об этом совместном пути в образе движущегося поезда. Рельсы, по которым он движется, – это братство во Христе и практическое сотрудничество. Вагоны – конкретные инициативы в сферах общих интересов и озабоченностей, таких как христианское свидетельство и предложения для мира семьи и молодежи, в области этики труда, гуманитарной помощи и мирного сосуществования, во взглядах на наше общее прошлое, которые становятся ближе, в том числе и на уровне ощущений. И потом есть локомотив – самая важная часть движущегося поезда. В моем образе локомотив – это вера в Того же Иисуса Христа, любовь, созидающая взаимное братство и делающая реальностью мечту о надежде, устремленную на все более высокую сопричастность. – График главы дипломатической миссии – очень напряженный. Но не сомневаюсь, что Вы уже включили в свою программу пребывания в России знакомство с культурой нашей страны и, конечно, с ее христианской традицией, со святынями Церкви. Где уже Вам удалось побывать? Что стоит в планах? Во всех странах, в которых я работал, я всегда говорил, что для того, чтобы понять душу народа и местную ситуацию, я должен любить искусство, литературу, музыку и природу этой страны. После посещения в течение этих двух месяцев Москвы и Петербурга и установления первых контактов с некоторыми представителями искусства, литературы и мира музыки этой великой страны, я отдаю себе отчет, что для понимания и вживания в Россию – насущно важно полюбить все эти составные части российской культуры и извлекать из этого преимущества, и для личной, и для профессиональной самореализации. – Одна из составных частей служения нунция – контакты с католической общиной той страны, где он пребывает. Планируете ли Вы посещение католических епархий и приходов в России? Думаете ли при этом встречаться с православными архиереями в различных регионах нашей страны? Через несколько дней после прибытия я принял участие в конференции католических епископов России в Санкт-Петербурге и в ряде встреч в Москве. Я также побывал в г. Марксе (Саратовской обл.) на всероссийском симпозиуме, посвященном Году милосердия. Уже намечаются возможности посетить другие епархии и приходы. Все это составляет часть моей миссии, но также является моим личным желанием – начать чувствовать себя, как дома, в стране моего служения. Я не люблю, чтобы моя работа сводилась к делам бюрократическим и профессиональным. По мере возможности, я охотно принимаю все приглашения участвовать в событиях литургического, культурного и социального характера, в празднованиях как католической общины, так и иных религиозных общин. И, конечно, у меня есть заинтересованное желание наносить визиты православным епископам и лидерам других религиозных общин по всей России. – Спасибо, Ваше Высокопреосвященство! В заключение беседы хочу пожелать Вам помощи Божией в Вашем ответственном служении. Хотели бы Вы что-то пожелать читателям нашего сайта? Благодарю за этот приятный разговор. Желаю Вам и Вашим читателям плодотворной подготовки к наступающему Рождеству. Во время посещения великолепной церкви Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге я долго созерцал великолепную мозаику Рождества: луч света, нисходящий с высоты на Младенца Иисуса. Это не обжигающий, не ослепляющий луч, но луч, приближающийся с нежностью, как свет факела, помогающий нам в пути. Беседовал Дмитрий Власов источник:
|
2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник «Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63 E-mail: sclj@sclj.ru |