Дальний Восток приближают к людям храмами14 Октября 2016
Освящая в приграничном с США чукотском Певеке место строительства православного храма, патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к жителям города: «Верю, что со строительством храма мало-помалу будет меняться к лучшему ваша жизнь. Северные города России и, может быть, в первую очередь Певек как самый северный город, несомненно, имеют будущее. Очевидно, что у страны появляются возможности развивать экономику в этих северных широтах, наполненных богатствами». В похожем ключе предстоятель РПЦ высказался в Тикси – поселке на крайнем севере Якутии, расположенном на берегу моря Лаптевых: «Если человек, живя в Якутии, не связывает свои перспективы с другими регионами, то и производительность труда у него совершенно иная, ведь он работает ради себя, ради своих детей, ради своего будущего». Обращаясь в Тикси к главе Республики Саха (Якутия) Егору Борисову и епископу Якутскому и Ленскому Роману (Лукину) (сопровождали главу РПЦ во время поездки), Кирилл выразил надежду на то, что совместные усилия Церкви и государства приведут к развитию Крайнего Севера России. Резюмировать выводы патриарха можно так: когда православное духовенство сможет окормлять жителей самых дальних поселков и стойбищ, миграция людей с Крайнего Севера на «материк» сменится оживлением региона. Нетрудно заметить связь сентябрьского турне патриарха Кирилла по Дальневосточному федеральному округу с речью президента России Владимира Путина, произнесенной им 1 сентября с.г. в одной из гимназий Владивостока. Путин заявил, что прекращение оттока населения с Дальнего Востока – это ключевая задача властей России. Президент, общаясь в столице Приморья с юными горожанами, предложил привлекать людей в регион с помощью эффективной системы подготовки молодых кадров. Путин явно имел в виду Дальний Восток в значении восточной части России – от Прибайкалья до Берингова пролива и Тихого океана. Эта территория – самый обезлюдевший после распада СССР регион страны. По прогнозам Госкомстата РФ, в текущих условиях к концу 2016 года население Дальнего Востока может сократиться до 5,5 млн человек, к 2050 году – до 4, а то и 3 млн человек. Где нет людей, там де-факто нет и российского присутствия. В ДФО растет число «мертвых» городов и поселков: с еще живой инфраструктурой, но уже без единого жителя. Проект репопуляции региона через Церковь для ДФО не нов. В 2011 году сюда без ощутимого успеха приглашали русских старообрядцев из Латинской Америки. Верна ли выбранная властями России и РПЦ стратегия, что православный храм где-нибудь в Оймяконе повлечет туда людей, как в советские годы «длинный рубль»? «Рабочие места и духовное присутствие связаны невидимыми нитями, – сказал «НГР» социолог Юрий Московский. – Когда на Белом море ставили Соловецкий монастырь, вокруг там почти не было людей, как и на острове Валаам. Первые тамошние монахи «шли в пустынь». Потом туда стал подтягиваться трудовой люд. Аналогичное, думаю, пытаются сделать на Дальнем Востоке. Конечно, одной церковной мерой добиться возвращения туда людей невозможно. Но и эта мера также крайне нужна и необходима. Приходов должно быть больше, как хороших школ, больниц, магазинов, ТЭЦ. Все это вместе – залог уверенности в завтрашнем дне. Будет уверенность в завтрашнем дне – пойдет восполнение демографического разрыва за счет рождаемости среди постоянно проживающих на Дальнем Востоке граждан России. 1% годовой рождаемости в брежневскую эпоху в итоге до сих пор дает 1–1,5 млн прибавки в год». «Активизация церковной жизни и организация новых епархий в России в целом положительно влияют на роль РПЦ в социальной и культурной жизни регионов страны, – сказал «НГР» ведущий научный сотрудник Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы Роман Лункин. – Когда ответственным по связям с обществом в РПЦ был протоиерей Всеволод Чаплин, на Дальнем Востоке реализовывалась программа «10 храмов», аналог московской «200 храмов». Через Администрацию президента РФ патриархия лоббировала финансирование поездок в ДФО архиереев из других епархий. Количество тамошних приходов, да и качество многих из них оставляет желать лучшего. Патриарх Кирилл много раз говорил: если не развивать на Дальнем Востоке православие, там будут экстремизм и секты. Под «сектами» патриарх имел в виду протестантские движения. Натиск на протестантов Дальнего Востока усилился после дела убийцы армянской семьи Валерия Пермякова, уроженца Забайкалья, выходца из пятидесятнической семьи. В СМИ начали говорить, что пятидесятники Дальнего Востока – это «пятая колонна», и т.д. Такие формулировки, на мой взгляд, только распаляют межрелигиозную вражду. Тем более что пятидесятники, как старообрядцы, католики, молокане, – это более традиционная форма христианства для этого региона, чем каноническое православие. Позиции РПЦ там исторически слабы». «Реальное русское присутствие на Дальнем Востоке появилось только в 30-х годах, – продолжает Московский. – До революции на тысячи верст вокруг был один русский урядник – и все. В советские годы на Чукотке населения уже стало более 170 тыс. человек, не считая гарнизона, который в перепись не попадал. Теперь там, по моим данным, чуть более 70 тыс. человек. Дело не в том, что там тяжело жить с непривычки. В годы так называемых реформ 90-х годов там уничтожили многие уникальные производства. В начале 90-х на Чукотке вообще хотели создать офшорную зону, где бы российские законы не действовали. Если бы не депутаты Верховного Совета России, который был расстрелян из танков в 1993 году, Борис Ельцин дал бы этому плану добро. В нулевых годах ситуация начала меняться к лучшему. Тот же Роман Абрамович привел на Чукотку деньги и людей». С лета 2015 года в Министерстве по делам Северного Кавказа разрабатывается план другой «реколонизации» ДФО – путем переселения туда безработных жителей Северного Кавказа. Эта идея в сентябре с.г. была представлена общественности членом Совета по межнациональным отношениям при президенте России Асламбеком Паскачевым. В связи с этим некоторые эксперты вспомнили, как тогдашний полпред президента в ДФО Камиль Исхаков в 2005–2007 годах пытался вытеснить китайскую экспансию в регионе, переселяя туда трудовых мигрантов из Средней Азии. Мигранты распространили по региону идеи ваххабизма и «Хизб ут-Тахрир» (запрещенная в России террористическая организация). Роман Лункин считает, что если в ДФО будут заселять кавказцев, то «исхаковских» итогов вряд ли стоит ожидать. «Исламисты могут миссионерствовать только в отдалении от традиционного ислама. Популярность «Хизб ут-Тахрир» и других групп – это не сугубо этнический фактор, а следствие удаленности региона от центра и общей социально-экономической неразвитости. Местные власти с 90-х годов не дают там развиваться мелкому и среднему бизнесу, замыкая все ликвидные отрасли на себя». «Кавказский, как и любой этнический криминал, видят все, а сращивание криминала с властными структурами замечают только после случаев вроде ареста полковника Дмитрия Захарченко, – говорит Юрий Московский. – Северному Кавказу повезло, что у полковника не аварская или чеченская фамилия. С исламистами бороться надо, но еще больше нужно следить за собой. Захарченко москвич. Личный состав МВД в Москве, согласно официальным данным, на 90% состоит из славян. А кто такие Цапки? Казаки, православные, русские из русских. Сергей Цапок вообще был членом «Единой России». Таким образом, Дальнему Востоку и Северу России предстоит испытать на себе социальную эффективность сразу двух «патриотических» проектов – православного и мусульманского. источник:
|
2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник «Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63 E-mail: sclj@sclj.ru |