Комитет Верховной Рады Украины поддержал идею предоставления УПЦ (МП) особого статуса

 Комитет Верховной Рады Украины поддержал идею предоставления УПЦ (МП) особого статуса
14 Октября 2016

Комитет по вопросам культуры и духовности рекомендовал Верховной Раде Украины принять в первом чтении законопроект № 4511 об особом статусе религиозных организаций, руководящие центры которых находятся в Российской Федерации как государстве-агрессоре.

Представляли проект на заседании Комитета 5 октября его соавторы народные депутаты Украины Олег Петренко, Сергей Высоцкий и Юрий Бублик, сообщает Институт религиозной свободы.

Суть особого статуса, который очевидно предполагается именно для Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата), заключается в обязанности всех соответствующих религиозных общин заключать с государством договоры (соглашения) с дополнительными обязательствами по их деятельности.

В частности, законопроект предусматривает, что регистрация и перерегистрация уставов религиозных организаций с особым статусом "осуществляется после проведения соответствующей экспертной оценки регистрационных документов независимыми специалистами и при условии предоставления ими государственному органу, который осуществляет эту регистрацию, положительного экспертного заключения".

Также проект предлагает осуществлять назначение центрального и регионального церковного руководства только после согласования соответствующих кандидатур священнослужителей с Министерством культуры Украины.

Кроме этого, предполагается, что такие религиозные организации "в обязательном порядке согласовывают с государственным органом, осуществившим регистрацию устава (положения), приглашение иностранных религиозных деятелей для осуществления ими проповеднической и другой канонической деятельности".

Следует отметить, что Главное научно-экспертное управление Верховной Рады Украины раскритиковало законопроект № 4511 и призвало парламентариев его отклонить по следующим причинам:

1. Предложение законопроекта о предоставлении "особого статуса" со стороны государства для одних религиозных организаций в отличие от других, а также заключение с ними особых договоров, может расцениваться как вмешательство государства в деятельность церкви, нарушает принцип равенства всех конфессий и свидетельствует о дискриминации.

2. Уголовным законодательством уже предусмотрена ответственность за посягательство на территориальную целостность и неприкосновенность Украины, поэтому не понятно в чем заключается необходимость заключать договор, содержащий вышеуказанные обязательства.

3. Абсолютно нереально выглядит предложенный трехмесячный срок подачи такими религиозными организациями необходимых документов для заключения соответствующего договора (соглашения), ведь в случае введения такого предписания около 12,5 тысяч религиозных организаций не смогут вовремя выполнить эти требования из-за неспособности Минкультуры обработать такое количество документов.

4. Законопроект не очерчивает круг вопросов, которые должны быть выяснены в результате экспертной оценки при регистрации/перерегистрации религиозных организаций, и кто именно может выступать в роли "независимых специалистов".

5. Требование о согласовании с Минкультуры всех назначений центрального и регионального руководства религиозных организаций нарушает конституционный принцип невмешательства и отделения государства от церкви, а также нарушает право на свободу мировоззрения и вероисповедания, закрепленное в статье 35 Конституции Украины.

6. Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях» (ч.4 статьи 24) уже предусматривает обязанность согласования религиозной деятельности иностранцев для всех религиозных организаций Украины, по приглашению которых прибывают такие религиозные деятели.

7. Из содержания проекта не понятно, что авторы вкладывают в понятие "системное нарушение законодательства", и каким образом должны устанавливаться "факты сотрудничества с представителями милитарно-террористических группировок" как основание для прекращения деятельности религиозных организаций с особым статусом.

Несмотря на эти и другие недостатки проекта, озвученные членами Комитета в ходе обсуждения, Комитет ВР по вопросам культуры и духовности поддержал законопроект № 4511. Среди замечаний звучало мнение о несвоевременности данной инициативы, которая может вызвать международный резонанс и повод для информационной войны против Украины.

Предлагаемые изменения уже подверглись критике не только со стороны УПЦ (МП), но и экспертов-религиоведов.

источник: ИРС


также в рубрике ] мы:     





2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник
«Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63
E-mail: sclj@sclj.ru