Церковь летающего макаронного монстра: почему в РФ появляются пародийные религии29 Сентября 2016
Русская пастафарианская церковь Макаронного пастриархата (РПЦ МП) подала в Минюст документы на регистрацию епархии в Москве. Набирающее все большую популярность в мире религиозное движение на территории РФ ранее не регистрировалось, сообщил ТАСС Михаил Самин, который станет главой организации (пастриархом), если она будет зарегистрирована. "Мы сейчас регистрируем местную религиозную организацию в Москве, так как централизованно можно зарегистрироваться только через 10 лет после регистрации первой местной религиозной организации", - сказал Самин. Пастриарх - 16-летний школьникОднако в официальных документах имя Самина фигурировать не будет, так как он не достиг еще совершеннолетия. 16-летний ученик 10 класса одной из столичных школ несколько лет назад "уверовал и стал пастафарианином", "много занимался делами Церкви, организовывал мероприятия, перевел Евангелие Летающего макаронного монстра" с английского на русский язык, чем и заслужил доверие прежнего пастриарха и общины, избравшей его голосованием на Священном Дуршлаге. Так, юноша стал уже четвертым пастриархом (Сама Паста IV), хотя пока и не совсем официально. ПАСТАФАРИАНСТВО ИЛИ ЦЕРКОВЬ ЛЕТАЮЩЕГО МАКАРОННОГО МОНСТРА
Церковь ЛММ появилась в США в 2005 году как пародийная религия в ответ на введение в школах штата Канзас курса, альтернативного эволюционному учению. Инициатором шуточного и высмеивающего клирикализм фактически религиозного движения стал физик Бобби Хендерсон. Течение имеет все атрибуты традиционной религиозной организации: есть теория создания Вселенной (Летающим макаронным монстром после сильного опьянения); представление о загробной жизни (рай с вулканом пива и фабрикой стриптиза); есть и божественные создания (пираты, уменьшение числа которых стало причиной глобального потепления на Земле); имеются также Евангелие, традиции и последователи. Среди пастафариан, которых по всему миру насчитывается уже около одного миллиона (в России - 400 тыс., в Москве - 60 тыс.) в основном молодежь. Они прославляют абсурд, здравый смысл и самоиронию, собираясь для этого по пятницам. В Нижнем Новогороде даже есть пастафарианская церковь - "некое пространство с большим красивым изображение Макаронного монстра на стене", рассказал Самин. Он отметил, что в Москве ничего подобного организовывать не планирует, так как эта религия пропагандирует отказ от вложения средств в строительство зданий религиозного культа в пользу благотворительности и миссионерской деятельности, чем активно и планирует заняться Церковь ЛММ в России после регистрации. Попытки регистрацииКак рассказал Самин, менее года назад документы в Минюст учредители уже подавали, однако "они не были приняты из-за формальной ошибки, допущенной нотариусом". "Если на этот раз вдруг документы не будут приняты вновь по такой же причине, мы подготовим еще раз пакет документов и обратимся в Минюст снова", - заверил он. Минюст может рассматривать документы от одного месяца и трех дней без проведения религиоведческой экспертизы до шести месяцев и трех дней - с проведением. "Мне кажется, что с ними все гораздо быстрее произойдет, и им откажут в регистрации на том основании, что их вероучение, практика не соответствует признакам религиозной организации", - сказал ТАСС социолог религии, ответственный редактор журнала "Религия и право" Роман Лункин, отметив, что это будет обоснование "не совсем правовое, а религиоведческое". По его мнению, Минюст может сразу отказать. "Но если Пастафарианская церковь предоставит все необходимые документы, включая устав и краткую историю, в этом случае формально Минюст должен провести религиоведческую экспертизу", - добавил он. Пастафарианская церковь обладает определенной историей и имеет последователей. Современные пастафариане не столько издеваются над другими Церквями, сколько действительно стараются найти что-то религиозное в своей концепции: например, они верят, что когда сливаешь воду от макарон, уходит все плохое и душа человека очищаетсясоциолог религии Роман Лункин "Будет проведена экспертиза или нет, скорее всего, Минюст постарается не найти признаков религиозной организации в Пастафарианской церкви и отказать в регистрации их епархии", - считает Лункин. "У них есть верховное божество - Макаронный монстр. И они проводят некие собрания с использованием пасты, что для православных является некой оскорбительной пародией на причастие. Это может стать оскорбительным для чувств православных", - сказал эксперт. При этом, по его мнению, "развитие этой организации может перерасти из парадийного во вполне религиозное". Ответ на клерикализациюВ России пародийная религия появилась относительно Запада недавно, но она имеет целенаправленный антиклерикальный характер, сказал ТАСС историк религии, специалист в области новых религиозных движений, кандидат исторических наук, доцент Центра изучения религий Российского государственного гуманитарного университета Борис Фаликов. "Когда позиция Русской православной церкви в общественных вопросах и вопросах нравственных становится все более жесткой, появляется антиклерикальная пародийная позиция, которая высмеивает такую жесткую консервативную позицию", - считает он. "На Западе такие тенденции наблюдаются уже давно, но отношения консерваторов и антиклерикалов перешли в фазу отношений сугубо в рамках правового поля, - добавляет Фаликов. - Они не ломают выставки, например, а выходят на пикет, в то время как у нас в правовом поле не действуют". Эксперт прогнозирует, что России "культурные войны" будут продолжаться еще долго. "Если будет усиливаться клерикализация общества и традиционные религиозные организации будут все активнее вмешиваться в общественную жизнь, выступая против абортов, выступая за моральное оздоровление общества, привлекая государство в качестве защитника и помощника, то будет расти и антиклерикальная волна в обществе", - уверен он. Более того, религиовед считает, что "такие явления, как Пастафарианская церковь, будут расти, как грибы, особенно в молодежной среде". "Это нормально - такое противостояние. Это нормальные спонтанно возникающие процессы внутри общества", - отметил Фаликов. По его оценке, молодежь, особенно в городе, настроена очень антиклерикально, в частности, они не довольны появлением в школах курса Основ религиозной культуры и светской этики (ОРКСЭ). Как рассказал Самин, "организация создается, чтобы было юридическое лицо и была возможность действовать официально так же, как и другие религиозные организации, то есть, например, оформлять в Министрество образования заявки о создании курса Основ пастариарской культуры, и они обязаны будут это рассмотреть, и другое". "Кроме того, недавно был принят "пакет Яровой" с главой о миссионерстве, и выдавать свою деятельность за миссионерскую могут только религиозную группу или религиозную организацию, второй из которых это делать намного проще", - сказал он. "Пастафарианская церковь - это только пародия, дальше может быть хуже, как было после 1917 года, как следствие того, что Церковь превратилась в окологосударственную казенную структуру", - отметил Фаликов. По его мнению, "когда Церковь ассоциируется с властью, если авторитет власти падает, с ним падает авторитет и Церкви". "В долгосрочной политической перспективе Церковь ведет себя очень недальновидно, на мой взгляд", - отметил он. Как ужиться двум РПЦ МП?Поскольку это (пастафарианство) пока не нарушает существующих законов, мы и смотрим на это как на очередную форму придури... Это представители антикультуры с крайне низким интеллектуальным уровнем развития обезьянничают со своих северо-американских лидеровиеромонах Макарий, клирик Иваново-Вознесенской епархии РПЦ "Да, это (пастафарианство - прим.ТАСС) существует. Поскольку это пока не нарушает существующих законов, мы и смотрим на это как на очередную форму придури", - сказал ТАСС иеромонах Макарий, клирик Иваново-Вознесенской епархии Русской православной церкви, публицист, миссионер, автор многочисленных книг. По его мнению, стремление пародийной религиозной организации зарегистрировать епархию в России - "это одна из форм придури". "Аналогии с этим - ездить в метрополитене на поездах, а не в них, разрисовывать стены. Это хорошо нам знакомые, глубоко печальные, но к сожалению, неизбежные феномены современной антикультуры", - сказал иеромонах. Он также отметил, что "движением это назвать нельзя, как не может быть и движения рисовальщиков на стенах". "Это представители антикультуры с крайне низким интеллектуальным уровнем развития обезьянничают со своих северо-американских лидеров", - отметил он. Как отметил Самин, "пастафариане ни в коем случае не противопоставляют себя другой какой-то организации". "К сожалению, так получилось, что аббревиатура нашего названия совпадает с другими, но мы себя с ними не сравниваем. Мы добиваемся тех же прав, что есть у других религий. Если кому-то не нравится, что у пастафарианства есть какие-то права, которые есть и у других религий тоже, или орган государственный захочет это отменить у пастафариан, то придется отменить и для других религиозных организаций", - сказал он. "Мы не атеисты. Одной из ценностей нашей религии является абсурд, но мы вполне серьезно верим в летающего макаронного монстра", - заключил Самин. Он отметил, что "если будут какие-то издевки", верующие в Макаронного монстра, при чем летающего, "не воспримут их негативно". "И не собираемся подавать иски об оскорблении чувств верующих", - заверил Самин. источник:
|
2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник «Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63 E-mail: sclj@sclj.ru |