Можно ли считать Ветхий Завет экстремистской книгой?5 Сентября 2016
Примечание редакции. Портал "Религия и право" публикует дискуссию о том, является ли Библия экстремистской книгой, несмотря на провокационность самого вопроса и неоднозначность содержания. В особенности, это касается реплик журналиста Александра Невзорова, многие из его высказываний можно назвать неэтичными, его оценки Библии и христианства граничат с разжиганием межрелигиозной розни и вражды, и сами по себе напоминают экстремизм. Однако само по себе обсуждение проблемы признания священных текстов мировой религии экстремистским материалом стало характерным признаком нашего времени. Правоохранительные органы тщательно отслеживают издание и распространение религиозной литературы, многие книги вносятся, и часто несправедливо, в Федеральный список экстремистской литературы. С другой стороны, в обществе существуют противоречивые мнения по поводу религии - большинство людей вроде бы считают себя православными, но Церковь подвергают резкой критике, в реальной жизни религиозным установлениям следовать не хотят. Атеистов в российском обществе, при этом, чрезвычайно мало, но ярким и гротескным выразителем критики религии и Церкви стал атеист Невзоров. С принятием антимиссионерских положений в рамках пакета Яровой страх перед религией будет только расти.
Роман Лункин
37
ДУЭЛЬ
Александр Невзоров
264
всего голосов 301
Противоречивые мнения вызвали высказывания протоиерея Всеволода Чаплина в эфире радиостанции «Эхо Москвы» о том, что «Ветхий завет прямо санкционировал уничтожение большого количества людей для назидания остальных». Diletant. media решил разобраться в этом вопросе, спросив экспертов, действительно ли Ветхий Завет содержит призывы к убийству, как это объясняется, и можно ли считать Ветхий Завет экстремистской литературой…
Прим. Слово «бог» написано со строчной буквы по просьбе Александра Невзорова, подчеркнувшего, что «бог — это профессия». Вопросы: 1 Содержится ли в Ветхом Завете осуждение определенного образа жизни? РОМАН ЛУНКИН - 9 Любая священная книга предлагает совершенно определенный образ мысли и мировоззрение, которое считает истинным. С этой точки зрения, конечно, есть осуждение другого образа мыслей, другой жизни. Как фундаментальная книга христиан и иудеевй Ветхий Завет даёт определённые предписания, которые концентрируются на 10 заповедях, и это осуждение аморального образа жизни. АЛЕКСАНДР НЕВЗОРОВ - 55 Эта книга является хрестоматией всяческой нетерпимости. Там прописан один единственный образ жизни, приемлемый с точки зрения древнееврейского бога и всех, кто эту книжку сочинял. Все остальные просто не рассматриваются и не имеют права на жизнь. Абсолютная пропаганда религиозной нетерпимости.
2 Говорится ли в нём о превосходстве и исключительности людей определенной религиозной принадлежности? РОМАН ЛУНКИН - 6 Смотря как рассматривать. Есть много разных подходов. Это зависит от угла зрения. Даже не каждый богослов читает Ветхий Завет одинаково. Со светской точки зрения он представляет собой мифологический срез мышления еврейского народа и древней истории Ближнего Востока. То есть с этой точки зрения нет никакой пропаганды превосходства, поскольку это исторический и культурный памятник. Даже с точки зрения богословов тоже нет превосходства, потому что для христиан, мусульман и иудеев это не является пропагандой превосходства религии, а являет собой образ и личность бога. АЛЕКСАНДР НЕВЗОРОВ - 55 Говорится на каждом шагу. Непосредственно народ божий, избранный, возлюбленный народ бога — древние евреи — ставятся гораздо выше любой другой национальности, гораздо выше, чем любые другие люди. Более того, бог постоянно обещает, что он под свою руку заберет чужие земли и отдаст им, обещает им, что «возьмете земли и просторы под руку свою». На каждом шагу пропаганда национальной, расовой и религиозной исключительности.
3 Есть ли в Ветхом Завете утверждения о необходимости наказания каких-либо людей по определенному признаку? РОМАН ЛУНКИН - 6 В нем достаточно много сюжетов, когда сам бог наказывает представителей разных народов и наказывает за многобожие, за идолопоклонство, за невыполнение каких-то божественных предписаний. Однако и для самих верующих, и для неверующих людей как и для любого образованного человека всё, что написано в Ветхом Завете — это миф в хорошем смысле этого слова. Миф не как неправда, а как исторически обусловленный литературный образ. Священное писание даёт много указаний по нравственным вопросам, но не предписывает для современного человека, что надо кого-либо осудить, убить или сделать что-либо с другим человеком. Такого в Ветхом Завете нет, и современному человеку нужно постараться, чтобы придумать это там. АЛЕКСАНДР НЕВЗОРОВ - 55 Опять-таки на каждом шагу. Мы можем вспомнить несчастных отроков, которые какой-то не тот ладан положили для воскурения, которые были немедленно убиты богом. Демонстративно, прилюдно. Мы можем вспомнить, как осмелившиеся как-то не так нести ковчег завета слуги были немедленно поражены и убиты. Можем вспомнить о том, что бог впрямую обещает блаженство тем, кто убьет чужого ребенка — возьмет и разобьет его голову о камень, как в 136-ом псалме. Что бы вы ни спросили, по всем параметрам Ветхий Завет — абсолютный учебник религиозного и национального экстремизма. Там ничего другого и нет.
4 Есть ли в Ветхом Завете оправдания возможности физического уничтожения людей? РОМАН ЛУНКИН - 7 В Ветхом Завете нет оправдания физического уничтожения людей. Там есть описание ситуаций, когда это происходило. Именно оправдания там нет и не может быть. Есть, конечно, безумные люди, которые называют себя верующими и совершают реальные преступления, но это не имеет отношения к религии и Ветхому Завету. АЛЕКСАНДР НЕВЗОРОВ - 51 Есть не только оправдания, но и прямые призывы убивать раненых, инвалидов, слепых, несовершеннолетних. Иссекать детей во чреве их матерей — это значит укунтрапупливать одновременно беременную женщину и её плод — они это очень любят в Библии. Там есть и оправдания, разумеется, и прямые указания это делать.
5 Отличается ли вектор Нового Завета от Ветхого Завета? РОМАН ЛУНКИН - 9 Совершено очевидно, что новозаветное мышление изменило представление о Ветхом Завете. Если ранее Ветхий Завет был единственным и жестким законом, который давал предписания на все случаи жизни, где образ бога был довольно грозным, Новый Завет стал второй частью священного писания. Христианское понимание продолжило ветхозаветную традицию единобожия, но религиозная традиция стала более открытой, милосердной, основанной на принципах любви и доброты. АЛЕКСАНДР НЕВЗОРОВ - 48 Библейский бог — это одно и то же существо с богом евангельским. В христианстве не два бога, а один, это монотеистическая религия. Иисус Иосифович — это то же самое существо, которое зачем-то убивало миллионы людей в водах потопа, насылало проклятия, проказу, уничтожало всеми возможными способами. Но вот в какой-то момент это существо сменило имидж. Хотя и Иисус тоже демонстрирует удивительную нетерпимость и удивительную злобу. На каждом шагу шантаж, на каждом шагу экстремизм. источник:
|
2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник «Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63 E-mail: sclj@sclj.ru |