Епископ Сергей Ряховский: «Предложенные изменения в законодательство нарушают фундаментальные права граждан»
23 Июня 2016
Как известно, Депутатами Государственной Думы РФ И.А. Яровой, А.К. Пушковым, Н.В. Герасимовым и членом Совета Федерации РФ В.А. Озеровым на рассмотрение Государственной Думы РФ внесен законопроект № 1039149-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности». В первом чтении законопроект был рассмотрен и принят 20 июня этого года. Уже на 22 июня в Государственной Думе запланировано рассмотрение закона во втором чтении. Начальствующий епископ РОСХВЕ, Член Общественной палаты РФ, Член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ, епископ Сергей Ряховский обратился к государственным и общественным деятелем РФ с просьбой не допустить скоропалительного принятия существенных изменений в один из важнейших законодательных актов страны.
Глава РОСХВЕ обращает внимание, что ко второму чтению проект претерпел существенные изменения и увеличился с 8 до 37 страниц, затрагивая больше десятка законов, далеко не все из которых относятся к профилю Комитета Государственной Думы РФ по безопасности и противодействию коррупции. Причем главы профильных комитетов и эксперты при подготовке поправок к ним не привлекались. Так, вопросы, связанные с религией, не выносились на обсуждение и согласование с Комитетом Государственной Думы РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций.
Епископ Сергей Ряховский особенно подчеркивает, что рассматриваемый законопроект противоречит интересам России, так как нарушает фундаментальные права ее граждан и не соответствует действующей Конституции Российской Федерации. В письмах приводится несколько вопиющих нарушений базовых прав и свобод, которым пытаются придать статус нового закона:
1. Предлагается дополнить Федеральный закон от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» главой III «Миссионерская деятельность», под которой предполагается признать распространение веры и религиозных убеждений везде, кроме культовых зданий, а также через средства массовой информации и информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет». То есть, например, безобидный разговор о традиции православного поста в кафе или в социальных сетях теперь формально будет считаться «миссионерской деятельностью».
Статьей 24 п.2 регламентируется, что граждане вправе осуществлять миссионерскую деятельность (а по сути, распространять свою веру и убеждения) только от имени религиозной группы или организации. А что с теми людьми, кто имеют какие-либо личные религиозные убеждения, но не принадлежат ни к какому религиозному объединению? А ведь таких в нашей стране миллионы. Им под угрозой крупного штрафа теперь запрещается говорить вслух или излагать письменно в публичном пространстве свои религиозные взгляды и размышления.
Вышеуказанные нормы грубо противоречат статье 28 Конституции Российской Федерации и всей логике профильного 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях», которыми гарантируются каждому свобода совести и свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения, и действовать в соответствии с ними. Кто и как будет определять, в какой момент член религиозной организации действовал по заданию своей организации, а где реализовывал свое собственное право на свободу вероисповедания? Таким образом, право граждан данным законопроектом связывается с деятельностью религиозной организации. Происходит попытка введения некоего религиозного «крепостного права». Может ли при этом религиозная организация отвечать за все действия граждан, которые в той или иной мере связывают свою веру с верой, исповедуемой религиозной организацией? Очевидно, что нет. В уставе каждой религиозной организации говорится, что организация не отвечает по обязательствам своих членов, а члены – по обязательствам организации. Даже Семейный кодекс Российской Федерации, предусматривающий особый статус супругов, все-таки проводит различие между гражданами, вступившими в брак, что нельзя сказать о предлагаемой поправке.
Столь стремительное принятие недоработанного, а по сути, вредительского закона, более чем удивительно, особенно учитывая то обстоятельство, что накануне Правительством Российской Федерации был рассмотрен аналогичный проект федерального закона № 1051971-6 «О внесении изменения в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», внесенный членом Совета Федерации РФ И.К. Чернышенко.
Правительство РФ обоснованно дало отрицательный отзыв на вышеуказанную поправку и указало, что согласно статье 3 Закона "О свободе совести и религиозных объединениях" в Российской Федерации гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения, и действовать в соответствии с ними, в том числе создавая религиозные объединения. Право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Таким образом, Правительство РФ отметило, что законодательством Российской Федерации в достаточной мере урегулирован вопрос деятельности религиозных объединений в сфере распространения веры.
Кроме того, введение понятие «миссионерская деятельность» является, по сути, избыточным и синонимичным, имеющемуся в действующем законе понятию «распространение веры», а ряд предлагаемых запретов при осуществлении миссионерской деятельности дублируют положения пункта 2 статьи 14 Закона "О свободе совести и религиозных объединениях".
2. В указанном законопроекте предполагается внести изменения и в Жилищный кодекс Российской Федерации, а именно статью 22 дополнить частью 32 следующего содержания: «Перевод жилого помещения в нежилое помещение в целях осуществления религиозной деятельности не допускается». Изменения, в данном случае, касаются той же статьи кодекса, что и «закон о хостелах», который уже прошел первое чтение в Государственной Думе РФ. Зачем такое дублирование – непонятно. Кроме того, поправки не рассылались, как это требуется, за месяц в регионы (а ЖК, как известно, относятся к предметам совместного ведения).
3. Предполагается внесение изменений в ст.5.26 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ, дополнив ее частями 3 – 5 следующего содержания:
«3. Осуществление религиозной организацией деятельности без указания своего официального полного наименования, в том числе выпуск или распространение литературы, печатных, аудио- и видеоматериалов без маркировки с указанным наименованием или с неполной либо заведомо ложной маркировкой, - влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией литературы, печатных, аудио- и видеоматериалов
4. Осуществление миссионерской или проповеднической деятельности с нарушением требований законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до одного миллиона рублей.
5. Нарушение, предусмотренное частью 4 настоящей статьи, совершенное иностранным гражданином или лицом без гражданства, - влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового».
В данной редакции заложена широкая трактовка предлагаемой нормы, что с учетом низкого уровня подготовки сотрудников правоохранительных органов, особенно в сфере религиозного законодательства и государственно-конфессиональных отношений, будет неминуемой причиной злоупотреблений и ущемления прав верующих. Так, предлагаемая поправка не расшифровывает, каким образом и где именно религиозная организация обязана указывать свое официальное полное наименование. Например, при проведении богослужения в арендованном помещении, должен ли это быть баннер на двери, или священники должны прикреплять соответствующие наклейки к облачениям во время совершения обряда, с указанием полного наименования своей местной религиозной организации (или может быть централизованной религиозной организации или и той, и другой)?
Это лишь некоторые вопиющие нелепости предлагаемого ко второму чтению законопроекта, принятие которого может стать трагической ошибкой. Складывается впечатление, что накануне предстоящих осенних выборов кому-то выгодны дестабилизация общественно-политической ситуации, искусственное создание протестного электората, самого широкого недовольства граждан, так как изменения, предусмотренные внесенным законопроектом, затронут базовые конституционные права и свободы российских граждан: миллионов христиан, мусульман, иудеев и представителей других религий, фактически упраздняя одно из неотъемлемых прав и свобод – свободу вероисповедания. Как будто кто-то старательно готовит социальный взрыв. Как известно, пренебрежение именно религиозным фактором и противопоставление интересов государства интересам верующих граждан привело к необратимым негативным последствиям для СССР.
Письма с обращением главы РОСХВЕ направлены Председателю Государственной Думы Сергею Нарышкину, Руководителю Администрации Президента РФ, Председателю Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ Сергею Иванову, а также Председателю Совета по правам человека при Президенте РФ Михаилу Федотову.