11 Мая 2016
По поручению департамента образования Московский институт открытого образования (МИОО) и столичные вузы проводят мониторинг школ города для того, чтобы улучшить качество духовно-нравственного образования. По результатам исследования будут составлены рекомендации для учителей, у них появится новая задача — с помощью курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) противодействовать развитию экстремистской идеологии и терроризма.
Как сообщили «Известиям» в МИОО, проверка пройдет во всех школах города с помощью анкет, в которые включены вопросы о формах преподавания ОРКСЭ, подготовке учителей и качестве учебников и методических материалов.
По словам профессора кафедры социологии, политологии и экономики Московского городского педагогического университета (МГПУ) Георгия Гогоберидзе, самая главная задача, которая стоит перед экспертами, проводящими мониторинг, — подготовить систему противодействия терроризму.
— Сегодня в условиях, когда активизировались радикальные элементы национально-религиозных организаций и в России в целом, и в Москве в частности, образовательные центры могли бы сыграть колоссальную роль, чтобы ликвидировать религиозное невежество, научить подрастающее поколение отличать истинную религию от сектантского, радикального вероучения. Эта система противодействия экстремистской и террористической идеологии легко ложится в рамки курса ОРКСЭ, и это самая большая проблема, которой мы занимаемся, — сказал Георгий Гогоберидзе.
Он отметил, что с помощью мониторинга планируется решить и другие проблемы, связанные с курсом ОРКСЭ. В анкетировании будут участвовать не только педагоги и школьники, но и их родители.
— Мы по нескольким направлениям идем: определяем уровень компетентности учителей, выясняем, насколько хорошо подготовлены учащиеся и как к ОРКСЭ относятся родители, — говорит Гогоберидзе.
По его словам, несмотря на то что по закону «Об образовании» школы — это светские учреждения, в Москве фиксируются случаи, когда преподаватели ОРКСЭ «ударяются» в богословие.
В свою очередь, и многие родители школьников до сих пор считают основы религиозных культур и светской этики предметом для воскресной школы, а не культурологическим курсом.
К числу таких родителей относится отец двух шестиклассниц Алексей Денисов.
— Я смотрю на ОРКСЭ резко отрицательно, и жене моей это тоже не нравится. У нас же светская школа, поэтому предметы должны быть такими как математика, русский язык, химия, физика... Они в будущем помогут ребенку найти хорошую работу. А религии должны учить родители и воскресные школы, — сказал Денисов.
Мама четырехклассницы школы № 630 Юлия Степанова рассказала, что выбор учеников школы разделился между основами мировых религиозных культур и основами светской этики, а основы православной культуры почти никто не выбрал.
— Как показывают социологические опросы, большинство родителей предпочитают модули «светская этика» и «мировые религии», и в этом направлении нужно двигаться, работая над совершенствованием ОРКСЭ, — говорит доцент факультета социальных наук Высшей школы экономики Ольга Савинская.
По ее мнению, чтобы педагоги не переходили черту, разделяющую богословие и культурологию, такие модули, как основы исламской, православной, иудейской и буддийской культуры, надо вовсе исключить из курса.
— Если мы по-настоящему беспокоимся о духовно-нравственном воспитании школьников, то надо увеличивать число уроков литературы. Нет более мощного средства духовно-нравственного воспитания, чем этот предмет, — сказал заместитель председателя комитета Госдумы по образованию Олег Смолин.
Такого же мнения придерживается главный редактор журнала «Директор школы» Константин Ушков.
— Проблему духовно-нравственного воспитания детей можно решить благодаря предметам гуманитарного цикла, которые уже существуют. Введение нового курса требует длительной подготовки квалифицированных кадров, этого не было сделано, поэтому сейчас мы видим множество проблем, связанных с ОРКСЭ, — сказал Ушков.
Председатель Всероссийского общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин рассказал «Известиям», что мониторинг образовательных учреждений Москвы должен в первую очередь оценивать уровень подготовки учителей, ведущих ОРКСЭ.
— Департаменту образования следовало бы провести серьезную ревизию кадрового состава школ. Мы должны понимать, что недостаточно написать хорошую учебную программу, должны быть специалисты, которые в состоянии эту программу реализовать, — сказал Панин.
Однако, по словам Георгия Гогоберидзе, мониторинг в первую очередь направлен на совершенствование методических материалов и курсов повышения квалификации для педагогов, а не на увольнение сотрудников школ.
— Хочу успокоить коллег, никакой «чистки» не будет, — сказал он.