5 Апреля 2016
Ведущий научный сотрудник сектора социальной антропологии Института проблем освоения Севера СО РАН Вера Клюева и юрист Евгений Шестаков подготовили для Центра «Сова» обзор конфессиональной ситуации в Тюменской области в 2015 году.
Количественные характеристики религиозного пространства региона
При анализе конфессиональной ситуации Тюменской области необходимо учитывать следующие нюансы. Тюменская область – сложносоставной субъект Российской Федерации, имеющий в своем составе Ямало-Ненецкий автономный округ (60 религиозных организаций), Ханты-Мансийский автономный округ (около 167 религиозных организаций) и собственно Тюменскую область, ограниченную южными районами большой Тюменской области (214 религиозных организаций). Соответственно крупные религиозные объединения могут быть как межрегиональными, так и ограничиваться административно-территориальными границами округов. Межрегиональными являются Западносибирский деканат Преображенской епархии Римско-католической церкви, Союз Миссий христиан веры евангельский,Урало-Западносибирский региональный управленческий центр Новоапостольской церкви, Духовное управление мусульман Азиатской части России. Пытаются распространить свою деятельность и получить регистрацию в качестве централизованной и другие объединения.
Православные Московского патриархата до 2011 года также были объединены в единую Тобольско-Тюменскую епархию. К настоящему моменту, после структурных изменений бывшая епархия разделена на Тобольскую (с Тюменской и Ишимской епархиями;) и Ханты-Мансийскую (с Югорской епархией) митрополии и самостоятельную Салехардскую епархию.
Общины мусульман Тюменской области организованы, прежде всего, в региональные Духовные управления мусульман. В Тюменской области – ДУМ ТО, в ХМАО-Югре – РДУМ ХМАО-Югры, в ЯНАО – РДУМ ЯНАО. Во всех субъектах существуют общины ДУМ АЧР; на территории юга области и в ЯНАО есть общины ЦДУМР; а в ЯНАО – и религиозные организации, относящиеся к ДУМ Сибири.
Протестантизм в области и округах представлен евангельскими христианами-баптистами; христианами веры евангельской и христианами веры евангельской - пятидесятниками (такое странное двойное название представителей одной деноминации связано с требованиями Минюста России, который с недавнего времени стал указывать, что «христиане веры евангельской» и «христиане веры евангельской (пятидесятники)» - это разные вероисповедания); евангельскими христианами, адвентистами, лютеранами, новоапостольской церковью, методистами, пресвитерианами. На всей территории региона больше всего зарегистрированных религиозных организаций и групп, прежде всего, пятидесятнических направлений (ХВЕ и ХВЕ-п), и евангельских христиан-баптистов. Количество остальных протестантов, в большинстве зарегистрированных в южных районах области, незначительно (около 20 организаций).
Из других религиозных объединений на юге области и ХМАО-Югре заявили о своем существовании Свидетели Иеговы; Церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны); индуистские религиозные группы; буддисты; греко-католики; старообрядцы и православные общины, не относящиеся к РПЦ (МП). Ямал, будучи наиболее отдаленной и закрытой территорией, менее религиозно многообразен, чем юг области и Югра.
Таким образом, религиозное пространство в Тюменской области образуется, прежде всего, христианскими и мусульманскими общинами. Из-за их традиционности и длительности существования именно они становятся основными ньюсмейкерами и акторами публичной политики.
На юге области ведется мониторинг численности верующих, посещающих богослужения. Разумеется, такие подсчеты не свидетельствуют обо всей совокупности религиозного населения, но они дают представление о конфессиональном распределении верующих в регионе. В апреле 2015 подсчеты поводились в Тюмени, и в Ишиме, и в Ялуторовске. В Тюмени и Ялуторовске подсчитывались православные богослужения, в Ишиме удалось провести подсчеты среди православных, протестантов и мусульман. Подсчеты проводились на Пасху или в предпасхальную неделю. Православие. В Тюмени в 17 храмов и часовен на Пасху пришло 9763 человека (примерно 1,5% от населения города). В Ялуторовске в 2 храма пришло 905 человек (Ялуторовские храмы в Пасху посещают и жители близлежащих деревень). Это около 3% от населения города. В Ишиме 3 храма пришло 1388 человек (2,15 %). Католики. Ишим. 4 апреля 2015 г. На праздничном богослужении присутствовало 50 человек (0,1% населения города). Католики. Ишим. 12 апреля 2015 г. На воскресном богослужении присутствовало 25 человек (0,05% населения города). Протестантизм. Ишим. 11 апреля (Церковь АСД), 12 апреля (пятидесятники, баптисты, новоапостольская церковь) 2015 г. 4 протестантских церкви Ишима собрали на праздничные богослужения 187 человек (0,3% населения города). Ислам. Ишим. 10 апреля 2015 г. На джума-намаз в Ишимской мечети собралось 52 человека (0,1%).
Особенностью религиозного пространства юга области является активное присутствие и антирелигиозной организации – Союза воинствующих безбожников, которые периодически заявляют о себе проведением различных акций и перформансов. В июне в рамках всероссийской акции «Антиклерикализм-2015» они провели митинг в областном центре. Подобные выступления в регионе происходят регулярно и не вызывают какого-либо значительного общественного резонанса. Не было резонанса и в этот раз.
Государственно-конфессиональные отношения и межконфессиональное общение
В Тюменской области сферу государственно-конфессиональных отношений регулирует отдел по делам религий Комитета по делам национальностей правительства Тюменской области. В ЯНАО и ХМАО религиозная проблематика находится в ведении Департаментов внутренней политики окружных правительств.
Высшие должностные лица региона стараются не комментировать религиозную ситуацию. Обычно на публичных мероприятиях упоминается стабильность ситуации, толерантность многонационального и поликонфессинального населения области. Хотя иногда губернаторы отмечаются нестандартными высказываниями. В мае тюменский губернатор В. Якушев заявил о необходимости нового перевода Корана: «Эффективным инструментом противодействия социальным антироссийским проявлениям, связанным с религиозно-политическими концепциями, например, исламом, может стать подготовка согласованного с различными мусульманскими общинами России научно и богословски выверенного перевода Корана и основных трудов исламского наследия». По мысли губернатора, перевод должен быть выполнен с учетом «как религиозной догматики, так и реалий современности». Спектр реакций на такое предложение был от иронического до резко негативного. Более серьезным по своим последствиям оказалось высказывание губернатора Ямала Д. Кобылкина о необходимости разработки закона о миссионерской деятельности для защиты от чужого влияния представителей коренных народов Севера. В результате к январю 2016 г. проект закона был подготовлен. Однако в самом проекте тема коренных малочисленных народов севера не была упомянута.
Формально, в регионах соблюдается принцип равенства, при котором представители всех официально зарегистрированных крупных религиозных объединений участвуют в публичных мероприятиях, включаются в общественные и консультативные советы. В каждом субъекте несколько представителей религиозных организаций являются членами региональных Общественных палат. Соответственно, по их наличию можно делать некоторые выводы по неформальной иерархии отношений к конфессиям. Разумеется, в каждой Общественной палате есть представители от РПЦ и мусульман. А в ОП Тюменской области (ОП ТО) есть также представители от иудеев и протестантов.
То, что в ОП ТО были включены представители «нетитульных» конфессий – это показатель активности и признания верующих, которые сумели добиться легитимации у областных властей, в т.ч. через самоорганизацию в рамках Конгресса религиозных объединений Тюменской области (КРОТО) «вопреки воле начальства».
КРОТО действует в области с 2005 г. Его уникальность в том, что объединение возникло по инициативе тюменских протестантов и без участия органов власти, как площадка для межконфессионального общения. Сейчас председателем КРОТО является епископ-пятидесятник С.Э. Лавренов (ранее председателем был священнослужитель христиан веры евангельской Е.Н. Шестаков), а сопредседателями раввин И.В. Варкин и муфтий Г.М. Бикмулин. В «Заявлении о намерениях» КРОТО декларирует своей целью обеспечение паритетных отношений государства к каждой религиозной организации, без учета ее религиозно-конфессиональной принадлежности. Поэтому они наладили сотрудничество с общероссийскими правозащитными организациями: Славянский правовой центр, центр «Сова» и др. Также под эгидой КРОТО проводятся семинары для повышения юридической грамотности религиозных организаций, Например, в марте прошел «Правовой семинар по основам правовой деятельности религиозных объединений», соорганизаторами которого, кроме КРОТО, выступила Комиссия по межнациональным отношениям и свободе совести ОП ТО. Хотя следует добавить, что инициатива проведения и модератором семинара был религиозный лидер, член КРОТО и, одновременно член ОП ТО.
КРОТО достаточно быстро реагирует на проблемы религиозного характера. Так, когда в соборной мечети Тюменской области была обнаружена «экстремистская» литература (Сайд бин Али бин Вахф аль-Кахтани «Крепость мусульманина. Обращения к аллаху с мольбами. Лечение с помощью заговоров, встречающихся в Коране и Сунне», книга в феврале 2015 г. исключена из списка экстремистских материалов), КРОТО сразу же выступило со словами поддержки в адрес тюменских мусульман. В декабре 2015 г. муфтий Г. Бикмулин был оправдан.
Сейчас КРОТО воспринимается областными властями как орган, с которым можно и нужно вести переговоры и обсуждать возникающие проблемы государственно-конфессионального характера.
Присутствие религиозной общественности в публичном пространстве
Наибольшую активность проявляли православные – духовенство Тобольской митрополии и православная общественность. Самыми заметными из них являются представители Тюменского городского родительского комитета (ТГРК), которые в апреле 2015 года выступили со скандальным обращением к тюменскому губернатору с просьбой запретить въезд и выступление в Тюменской области Дианы Арбениной и Лии Ахеджаковой. Связана такая просьба с событиями на Украине и «антипатриотическими, антигосударственными заявлениями» артистов. Организация уже неоднократно выступала с подобными предложениями, например, в 2014 г. они потребовали отменить спектакль «Кысь» и проверить на наличие порнографии «Ледового шоу» Ильи Авербуха. В 2015 году православные (ТГРК и центр «Покров») впервые стали находить точки соприкосновения с протестантами, общим для них стали «семейные» темы – совместная деятельность против абортов, борьба с пьянством и наркоманией. Также активизировалась работа тюменского отделения ВНРС, начало которой было положено в 2014 году.
Среди мероприятий этнорелигиозного характера, в которых были задействованы общины РПЦ, отдельно выделяются мероприятия, связанные с казачеством. Весной 2015 года статус «казачьего храма» получил один из храмов Тюмени. В Тобольской митрополии предполагают, что придание храму статуса «казачий» послужит укреплению взаимоотношений митрополии и казачества. Ямальское казачество вместе с православными священниками «проводят занятия в учебных учреждениях по православию и духовному воспитанию молодёжи». В целом, казачество воспринимается как проводник политики и помощник местного священства.
Из мероприятий общественно-религиозного характера, при поведении которых Тобольская метрополия аффилировалась с органами власти, можно назвать два - Межрегиональный фестиваль «Православие и СМИ» и научно-практическая конференция «Православные истоки русской культуры и словесности». Аффилиация заключается в том числе и в присутствии высших чиновников (губернаторов и вице-губернаторов) на этих мероприятиях. При проведении мероприятий других конфессий органы власти обычно представляет чиновник уровня председателя или заместителя председателя комитета по делам национальностей или соответствующего департамента. Традиционным мероприятием, которое частично поддерживается органами власти по программе субсидирования общественно-значимых проектов, является Миссионерская экспедиция «Славянский ход-2015».
Среди православных лидеров неоднозначными высказываниями отметился митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел. В частности, на пресс-конференции в канун Пасхи он уделил отдельное внимание вопросам толерантности, теме миграции, а также ситуации на Украине. По поводу мигрантов он высказал следующее: «Мы должны помнить, в какой стране мы живем, находимся. Я жил в Америке. Там, к примеру, есть законы, правила, по которым люди должны жить. Кто ты, откуда ты, какой национальности — без разницы. Вообще никого не волнует там. Вот есть порядок, и каждый человек обязан его соблюдать. Если нет, то все, в 24 часа отправят с того штата, даже не страны, а именно штата, где человек находится. Потому что в каждом штате есть еще и свои законы. И вот может, я думаю, что и у нас такие законы нужны, конкретно в Югре. Может быть, и мы когда-нибудь к этому придем. Я, кстати, об этом говорил Наталье Владимировне Комаровой и вообще со многими руководителями, что у нас такие вопросы вот возникают. А мне говорят, ну как же, Российская Федерация, в Чечне Российская Федерация и здесь она, и законы одни. Я говорю, что законы одни, но ведь есть еще регионы, округа, области, которые могут принять законы на местном уровне. То есть сделать так, что если человек нарушает закон округа, к примеру, то выселять его надо в 24 часа. Америка так живет, Европа сейчас к этому стремится, переходит на этот принцип, понимая, что так легче навести порядок».
Протестантские организации благодаря грамотной политике органов власти Тюменской области постепенно становятся участниками общественных мероприятий и разработчиками социально-значимых проектов. Так, Совету христианских церквей Тюмени (СХЦ), в которое входит большинство протестантских церквей областного центра, муниципальные власти дают возможность устраивать общерелигиозные праздники (Рождество, Пасху) на городском уровне. Например, по согласованию с Тюменской городской администрацией был определен список мест (в том числе и центральные площадки), на которых под эгидой СХЦ проводились пасхальные мероприятия.
Областное правительство поддерживает межконфессиональные акции культурного характера. Ежегодно по инициативе иудейской общины проходит межконфессиональный музыкальный фестиваль «Арфа Давида», в котором участвуют тюменские иудеи, протестантские церкви и мусульмане.
Мусульмане, особенно в связи с постоянно артикулируемыми темами профилактики экстремистских проявлений и радикализма, также активно задействованы в общественных проектах. Например, при проведении круглого стола по противодействию радикализму и экстремизму в мусульманской молодежной среде, проведенный в апреле 2015 года. В его работе приняли участие руководители и представители мусульманских религиозных организаций, Комитета по делам национальностей Тюменской области, преподаватели высших учебных заведений, представители национальных общественных организаций. Подобные круглые столы организовывались и позднее, особенно часто они стали собираться в ноябре-декабре из-за появления сообщений об отъезде жителей области в Сирию. При поддержке и одобрении органов власти стала проводиться регулярная учеба имамов. Однако органы власти в первую очередь взаимодействуют с ДУМ ТО, как региональной структурой. Хотя отношение постепенно меняется. Так в сентябре 2015 году Тюменское казыятское управление ДУМ АЧР получило помещение под офис в центре Тюмени. Одновременно с этим началась ротация кадров, в январе 2016 руководителем КУМТО ДУМ АЧР стал тобольский муфтий И. Сухов.
Проблемы и преследования
Проблемной темой для религиозных объединений в этом году стали вопросы юридического характера. Особенно те, что касаются регулирования, создания, деятельности и ликвидации религиозных объединений. К примеру, согласно Форме уведомления о начале деятельности религиозной группы (приказом Минюста России от 05.10.2015 № 234), требуется указать максимально полную информацию о религиозной группе – имена и адреса ее членов и руководителя, сведения об основах вероисповедания, адреса проведения богослужения и т.д. Такие требования даже превышают требования к регистрирующимся религиозным организациям. И, разумеется, все это вызывает опасения у верующих. Поэтому тюменские религиозные объединения, существующие в форме религиозных групп, стараются игнорировать данную норму или избирают альтернативные пути. Хотя есть и религиозные группы уже решившие подать требуемое уведомление в территориальный орган Минюста. Например, религиозная группа «Церковь Христа Спасителя» в Тюмени.
Кроме того, дестабилизирующее влияние оказывали частые поправки в федеральное законодательство о свободе совести, свободе вероисповедания и свободе религиозных объединений, которые устанавливают в ряде случаев противоречащие друг другу нормы. К примеру, власти области и округов, опираясь на решения региональных антитеррористических комиссий, требовали от религиозных организаций предоставления информации обо всех действующих культовых объектах независимо от их форм собственности и статуса, а также назначения в религиозных организациях ответственных за антитеррористическую безопасность объектов. Из-за таких требований некоторым организациям (например, в Пыть-Яхе, ХМАО-Югра) пришлось обсуждать вопросы о необходимости обучения своего персонала и всерьез думать об установке систем видеонаблюдений. Все это влечет за собой финансовые расходы и непосильны для небольших религиозных организаций, с численностью 10 – 50 человек.
Кроме того участились случаи проведения проверок религиозных организаций, прежде всего протестантских, контролирующими и надзирающими органами по различным жалобам. Так в конце 2015 года прокуратурой начата проверка одной из протестантских общин юга Тюменской области по жалобе якобы от одной из прихожанок.
2015 год отметился антисектантской борьбой в области. Нужно отметить, что данный всплеск вызван неграмотными и неправовыми действиями отдельных чиновников. В начале года в Ялуторовске (юг Тюменской области) христианам веры евангельской (религиозная организация «Миссия Евангелизации и Благотворения Христиан Веры Евангельской «Примиритель» г. Ялуторовска».) было отказано в публикации традиционного рождественского поздравления в городской газете «Ялуторовская жизнь» в связи с тем, что организация является «запрещенной сектой». Главный редактор Н. В. Тесаловских в личной беседе заявила, что «они работают только с РПЦ, а пятидесятники в Интернете числятся "запрещенной сектой"». Данную ситуацию удалось разрешить только после вмешательства областных чиновников.
В мае в газете «Сургутская трибуна» (ХМАО-Югра) опубликовала статью «Удастся ли им получить власть над людьми? Для чего нас регулярно пытаются вербовать и как не попасть на крючок сектантов». В ней цитируется интервью с главным специалистом отдела общественной безопасности администрации Сургутского района Д. Печенкиным. Статья начиналась со слов: «У администрации Сургутского района появилось новое направление деятельности - борьба с экстремизмом и сектантскими организациями». Текст статьи содержал совершенно безграмотные описания и рассуждения о некоторых деноминациях (баптистах, пятидесятниках, свидетелей Иеговы, мормонах), действующих в ХМАО. На ситуациюотреагировал Союз Миссий ХВЕ, и после обращений во властные структуры и вмешательство юристов, чиновнику прокуратурой было указано на недопустимость нарушений российского законодательства.
В ряде школ Тюменской области появились распоряжения органов власти выявить среди учащихся детей - «сектантов», и это несмотря на то, что данный термин не имеет юридического определения и в силу сложившегося мнения имеет негативную окраску, способно оскорбить верующих. В школах же возникает надуманная борьба с «хиджабами» девочек-мусульманок. Случай, произошедший в одной из тюменских школ был улажен после того как родители привлекли независимых юристов.
В апреле муфтий Казыятского управления мусульман Тюменской области Ф. Гарифуллин стал фигурантом уголовного дела по ст. 282 УК РФ «Возбуждение ненависти либо вражды». По версии следствия, он рекомендовал к использованию в религиозных учреждениях экстремистскую литературу, а также трактовал суры Корана и публиковал их в газете «Истина». Летом следователи предъявили ему обвинение. Поводом для возбуждения уголовного дела стали обнаруженные в ходе обысков в мечети «Сабр» Казыятского управления мусульман Свердловской области (КУМСО) в Первоуральске, наряду с экстремистской литературой, номера газеты «Истина» от августа 2013 года. Проведенная экспертиза показала, что в газете содержатся экстремистские материалы. В ходе предварительного следствия удалось установить, что «Истина» распространялась по мечетям Свердловской и Тюменской областей. Судебный процесс вызвал шквал негодования на исламских форумах и в религиозных СМИ. Спорная публикация была перепечаткой из казахстанского издания «Наш мир», сделанная в августе 2013 года 20 аятов Корана о борьбе с неверными. Выпуск газеты «Истина» приостановлен редакцией.
По-прежнему отмечаются преследования в отношении Свидетелей Иеговы на юге Тюменской области за распространение запрещенной религиозной литературы. В мае Голышмановский районный суд оштрафовал жительницу поселка Голышманово по ст. 20.29 КоАП (массовое распространение экстремистских материалов) на тысячу рублей. Поводом послужило то, что в марте 2015 года женщина, проводя у себя дома собрания Свидетелей Иеговы, раздавала им запрещенную брошюру "Чему на самом деле учит Библия?" (изд. Watch tower Bible and Tract Society of New York, Inc.Brooklyn, New York, U.S.A. 2005). Центр «Сова» размещая эту информацию, указал: «Мы считаем неправомерным запрет литературы Свидетелей Иеговы за экстремизм и преследование верующих за ее распространение. Мы расцениваем эти действия властей как нарушение права на свободу совести». В комментарии можно увидеть своеобразную перекличку с информацией сайта Тюменской прокуратуры, где подчеркивается, что «согласно действующему законодательству каждому гарантируется свобода вероисповедания, но распространять экстремистскую литературу не позволено никому».
Резюмируя вышенаписанное, следует заметить, что на конфессиональную ситуацию в Тюменской области существенное влияние оказывает не только действующее законодательство и отношение к различным религиозным объединениям со стороны представителей органов власти, но и желание самих верующих идти на общение со светской частью общества. В целом, оценка конфессиональной ситуации как стабильной и спокойной является точной, и таковой ее признают и религиозные лидеры региона.