БИ-БИ-СИ: Доклад "Совы": принцип светскости государства в России под угрозой.
24 Марта 2016
Российские власти часто отступают от принципа светскости государства, считают в информационно-аналитическом центре "Сова".
Протесты против строительства храмов, скандал с оперой "Тангейзер" в Новосибирске и нападение на выставку в московском Манеже показали, что в 2015 году религия закрепилась как "новая серьезная точка напряженности в российском обществе", говорится в ежегодном докладе организации, посвященном проблемам реализации свободы совести в России.
Агрессивная защита чувств верующих, в том числе путем срыва культурных мероприятий, перестала быть лишь уделом маргиналов из малоизвестных религиозных групп и стала считаться вполне приемлемой на высшем церковном уровне, отмечают в центре "Сова".
При этом, по словам автора доклада Ольги Сибиревой, не всех в российском обществе эта ситуация устраивает. Протесты против строительства храмов "шаговой доступности" в Москве показали, что местные жители готовы самоорганизовываться и добиваться пересмотра принятых властями решений.
Возбуждение уголовного дела по факту нападения религиозных активистов на Манеж также является сигналом, что "власти не намерены поддерживать защитников религиозных чувств бесконечно", говорится в докладе.
Вместе с тем, большую тревогу у авторов доклада вызывает рост давления на новые религиозные объединения - в частности, участившиеся нападения на "Свидетелей Иеговы", которые порой шокируют своей жестокостью.
"Головой об стену лифта"
Авторы доклада зафиксировали 22 случая нападений на религиозной почве в России, из которых 18 были совершены в отношении представителей "Свидетелей Иеговы" (по сравнению с 12 в прошлом году).
Так, житель Космомольска-на-Амуре выстрелил в проповедника, ранив его в грудную клетку, а в Волгодонске мужчина избил 75-летнюю проповедницу ногами и бил ее головой об стену лифта, говорится в докладе.
В СМИ появляется много материалов, где проповедников подозревают в связи с иностранными спецслужбами, а на региональном уровне в России были приняли законы, регламентирующие миссионерскую деятельность.
Архангельская область и Ставропольский край обязали миссионеров уведомлять государственные органы о своей деятельности, а за ведение такой деятельности без уведомления грозит административное наказание. Аналогичный закон внесен в Госдуму в начале 2016 года.
Как отмечают в центре "Сова", этот закон чреват злоупотреблениями, поскольку не все верующие, принадлежащие к тому или иному объединению, смогут уведомить об этом госорганы. В таком случае штраф может быть наложен, например, за рассказ о своей религии попутчику в общественном транспорте.
Региональные власти в целом нередко выступают с инициативами, не характерными для светского государства, отметила Сибирева. Так, в Калужской и Тульской областях в прошлом году на сутки перестали регистрировать разводы в День семьи, любви и верности, отмечаемый 8 июля в день православных святых Петра и Февронии.
Нарастание конфликта
В целом за прошлый год эксперты продолжали регистрировать многие тенденции, отмеченные и ранее. Наиболее восприимчивыми к оскорблению своих религиозных чувств в 2015 году по-прежнему оставались православные, отмечают в центре "Сова".
Правоохранительные органы стали активнее использовать часть 1 статьи 148 Уголовного кодекса ("Нарушение права на свободу совести и вероисповедания"). По ней стало возбуждаться больше дел, хотя до суда из них дошло только одно - дело ставропольского блогера Виктора Краснова, который два года назад в соцсети "Вконтакте" в числе грубых антиклерикальных высказываний написал фразу "Боха нет!" (орфография оригинала - прим. Би-би-си).
Как отмечают в центре "Сова", защита православными активистами своей позиции стала носить более агрессивный характер, из-за чего, в частности, стал более напряженнымконфликт вокруг строительства храмов, считают в организации.
Так, в парке "Торфянка" агрессивность сторонников строительства, в числе которых - активисты православного движения "40 сороков", привела к большей мобилизации их противников. В итоге РПЦ отказалась от планов строить храм в парке, объяснив это своей "миротворческой" миссией.
Споры вокруг новых храмов вызывают также рост антиклерикальных настроений, которые проявились в проведении акций "против мракобесья" в ряде городов. Эти настроения также подогревает и антисекулярная риторика в самой РПЦ, говорится в докладе.
Так, патриарх Кирилл в проповеди на прошлой неделе назвал ересью то, что многие христиане, по его словам, "отдали приоритет человеческим правам более, чем слову Божию".
"Все очень забеспокоились по поводу заявления патриарха Кирилла, хотя он сказал то же самое, что он уже 15 лет говорит, - заявил директор центра "Сова" Александр Верховский. - Но что-то потихоньку меняется, и сложно сказать, что это все такое. Понятно, что руководство церкви пытается извлечь дивиденды из той ситуации, когда государство проводит антизападную политику, в какой-то степени опираясь на церковные наработки".
По его словам, в 2015 году руководство РПЦ стало ощутимо чаще высказываться на темы морали. "Темы старые: про аборты, многодетность, девственность до брака. Но таких заявлений стало больше, и решительности тоже больше", - рассуждает Верховский.
Такие высказывания выводят конфликт религиозного и светского за пределы отдельных районов, где выступают против строительства храма, поскольку темы из сферы морали и частной жизни важны гораздо более широкому кругу людей, отметил он.
"Тангейзер" и "заколдованный мир"
В 2015 году религиозные активисты особенно часто выступали против каких-либо произведений культуры, подчеркивается в докладе. Самый громкий скандал - вокруг оперы "Тангейзер" в Новосибирском театре оперы и балета - привел к увольнению директора театра и отмене спектакля, который местная епархия посчитала оскорбляющим чувства верующих.
При этом прокурорские проверки, вызванные заботой о нравственности, коснулись и других театров, в частности "Гоголь-центра" и Центра им. Мейерхольда в Москве. Религиозные активисты также протестовали против спектакля "Идеальный муж" в МХТ им. Чехова, положив к входу в театр голову свиньи.
На презентации доклада религиовед, доцент Центра изучения религий РГГУ Борис Фаликов выдвинул версию, что недовольство по поводу отдельных произведений искусства связано с особым восприятием россиянами всего сакрального. По его словам, по этой причине даже те, кто не является воцерковленными православными, зачастую поддерживали позицию активистов.
"Мол, "мракобесов надо остановить, но и само искусство оставляет желать лучшего". И тут дело не только в эстетическом консерватизме, на мой взгляд, - сказал он. - Угол зрения у российского верующего и неверующего отягощен общим прошлым, закрепившимся в культуре. Это привычка почитать некоторые культурные и религиозные объекты со священным трепетом".
Ссылаясь на статью профессора антропологии из Гарварда Ани Бернстайн, Фаликов отметил, что в православной культуре не было отказа от "магизма и фетишизма", как в протестантстве, который Макс Вебер называл "расколдовыванием мира". Но в ходе секуляризации в советские годы этого тоже не произошло: большевики не "расколдовывали мир", а заменяли одни магические артефакты другими: например, иконы - портретами Ленина.
Таким образом, по словам религиоведа, западный интеллектуал-секулярист воспринимает мир по-другому, и его частная вера не помешает ему сменить угол зрения и посмотреть, например, на фотографию распятия в моче, сделанную американским художником Андресом Серрано, как на эстетический объект. Российская же публика, по мнению Фаликова, к этому не готова.
По словам эксперта, в западных странах конфликты на почве чувств верующих тоже происходят, однако они решаются исходя из принципа свободы слова.
При этом, по данным опроса ВЦИОМ, проведенного в августе, две трети россиян считают необходимым руководствоваться в первую очередь принципом вежливости и политкорректности, а не свободой слова, а также уверены, что авторы художественных произведений не должны своими творениями как-либо задевать чувства верующих.
Когда власть не поддерживает верующих?
Инцидент, который произошел на юбилее радиостанции "Серебряный дождь" в июле прошлого года, подтолкнул авторов доклада к выводу, что высшее церковное руководство не осуждает вторжение религиозных активистов на не нравящиеся им мероприятия.
Тогда протоиерей Димитрий Смирнов ворвался на концерт вместе с более чем сотней православных верующих. Священнослужитель, возглавляющий патриаршую комиссию по вопросам семьи, защиты материнства и детства, заявил, что музыка якобы мешала вести богослужения в храме, расположенном в километре от места празднования.
Некоторые православные деятели осудили поступок Смирнова: в частности, протодиакон Андрей Кураев заявил, что верующим нужно было просто позвонить в полицию, а не прерывать богослужение ради массовой акции. Но по мнению Сибиревой, организация такой акции крупным чиновником РПЦ уже говорит о том, что такое поведение перестало быть маргинальным.
Однако в центре "Сова" пришли к выводу, что государство готово допустить акции религиозных активистов лишь в определенных границах, о чем говорит возбуждение уголовного дела по факту нападения на Манеж.
В августе активисты из организации "Божья воля" во главе с Дмитрием Цорионовым, называющим себя Энтео, ворвались на выставку Вадима Сидура "Скульптуры, которых мы не видим" инанесли ущерб нескольким литогравюрам, изображающим Иисуса Христа. Свой поступок они объяснили тем, что экспонаты, по их мнению, оскорбляют чувства верующих.
Деятели РПЦ отказались прямо осудить поступок активистов, но это сделали правоохранительные органы. Цорионов понес наказание в виде 10 суток административного ареста, а руководство Манежа добилось возбуждения уголовного дела об "уничтожении или повреждении культурных ценностей", по которому на прошлой неделе была помещена под домашний арест другая участница акции Людмила Есипенко.
После административного ареста Цорионова и возбуждения уголовного дела "Божья воля" крупных акций не проводила, подчеркивается в докладе.
"По крайней мере, когда речь идет о государственном имуществе, государство готово дать отпор", - предположила Сибирева.