23 Марта 2016
Государство должно создать более благоприятные условия для повышения рождаемости. Такое заявление сделал председатель патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, протоиерей Димитрий Смирнов. Кроме того, по его мнению, власть обязана обеспечить дополнительные «преференции» многодетным семьям. В последнее время церковь все чаще вмешивается в государственные вопросы, считает журналист Дмитрий Губин.
Несколько недавних заявлений пастырей и архипастырей Русской православной церкви вызвали у меня, у атеиста, жгучий интерес. Эти трогательные обличения несемейноценностных Чехова, Бунина и Куприна в школьной программе. Это сокрушение патриарха о приоритете прав человека над ценностями веры. Все это вызывает у меня отклик.
Дело в том, что я с этими заявлениями во многом согласен. Прелестные, тонко-эротические рассказы Бунина из «Темных аллей» действительно фиксируют распад патриархальной семьи, а также тот факт, что похоть, как и вода, дырочку найдет. А то, что есть вещи важнее жизни, для меня вообще очевидно. Человек, как заметил Сартр, есть то, что он сделает из того, что сделали из него. Иными словами, человек — это борьба культуры с биологией. Человек может одни склонности развить, а другие пригасить. И своеволие, отрыв от интересов других опасно всем. Тут у меня с РПЦ никаких расхождений.
Удивлен я другими вещами. Например, тем, что русская церковь, являясь учителем морали, так не покаялась за собственные грехи. Ни за те, что совершала, будучи частью дореволюционной госмашины, и катком проходила, например, по старообрядцам. Ни за сотрудничество с КГБ: что-то я не слышал о покаяниях завербованных членов Священного синода или попов-сексотов, раскрывавших тайну исповеди. Ни за принятие сегодняшнего закона о религиозных объединениях, в соответствии с которым Христос, случись его второе пришествие, оказался бы в России вне закона. Я бы сто раз подумал, доверять ли такой няньке дитя.
Но больше всего меня напрягает то, что церковь стала смотреть на страну, как будто церковь не отделена от государства, как будто церковь — советчик в вопросах, изучать или нет в школе дарвинизм и Бунина. Отказ от секуляризации очень опасен, потому что тогда заканчивается соревнование нравственных идей, укладов, алгоритмов поведения. В светском государстве человек может сказать: «Есть идеи поважнее моей жизни» или «Мне отвратителен в своей нескрываемой похоти Бунин», — и это может вызвать уважение. В религиозном государстве тебе говорят: «Есть вещи важнее твоей жизни» или «Мерзкого Бунина надо изъять», — и это называется насилием и неверием в либерализм, то есть в то, что человек способен меняться к лучшему без насилия и принуждения. Не нравится светское — создайте церковное той же силы, — Христу и Святому Августину удалось, — но не претендуйте на запрет.
Да, когда-то религия и государство были неразрывны, но это было давно. Пытаются дать задний ход машине времени обычно те, кто безнадежно отстал от времени.
Дмитрий Губин