Эксперты предостерегли татарстанцев от нетрадиционных религиозных движений3 Марта 2016
Специалисты разъяснили, что означает понятие идентичности и как избежать столкновения с непризнанными течениями. Во время кризисных ситуаций нетрадиционные движения распространяются с большей активностью, их руководители как будто ждут ситуации, когда якобы могут помочь человеку. - У них есть свои механизмы и способы для тех, кто попал в трудную ситуацию, - комментирует исполнительный директор АНО «Казанский межрегиональный центр экспертиз» Вадим Козлов. Не секрет, что нетрадиционным влияниям подвержена также та часть населения, которая не определяет четко свою идентичность, принадлежность к той или иной религиозной или этнической группе. По данным 2015 года религиозную близость ощущают порядка 80% верующих, примерно такие же показатели и по этническому направлению. Это говорит о том, что у них есть основа, они менее подвержены влиянию нетрадиционных религий, но опасность по-прежнему сохраняется. Оставшиеся 20% находятся в группе риска. «Несколько тысяч татарстанцев разделяют нетрадиционные движения», - добавляет Вадим Козлов. Кроме того, что их руководители опираются на тех, кто попал в трудную ситуацию, они неплохо маскируются под традиционные конфессии. Увеличилось количество проповедников из Украины, Дальнего зарубежья, которые нередко прибегают к несанкционированной рекламе и обещают открыть какие-то духовные тайны. - Распространено, когда организация использует другие формы идентичности для того, чтобы включить человека в свою религиозную структуру, чтобы он попал в зону влияния интересов, - комментирует завкафедрой религиоведения КФУ Лариса Астахова. То есть, например, это могут быть курсы ораторского мастерства, клуб по интересам, другое направление, которое кого-то привлекает. Оно покрывает потребность человека в чем-то, но на самом деле привязывает его к религиозной организации, деятельность которой прикрыта таким образом. Подобные сомнительные движения размывают идентичность, чего допускать нельзя, считают эксперты.
Религиозный деятель добавил, что на тему традиционного ислама существует очень много спекуляций, но необходимо говорить о каноническом ядре, следовании историческим школам, которые всегда были в Татарстане, и это одно из требований для священнослужителей. «Неправильно говорить, что традиционного ислама - нет, это как раз одна из попыток размыть идентичность», - уточняет Рустам хазрат Батров. В свою очередь руководитель миссионерского отдела Казанской епархии протоиерей Сергий Титов подчеркивает, что для религии всегда было важно ощущение единства верующих, ценности основываются на основополагающих критериях. - В то время как традиционные религии говорят об основе для своих верующих, то нетрадиционные движения зачастую спекулируют ожиданием конца, что общество вокруг больно, и только мы сумеем выжить, - приводит пример Сергий Титов.
В школах уже есть предмет, посвященный основам мировых религий, но, по мнению руководителя миссионерского отдела Казанской епархии, этого недостаточно, ведь можно быть образованным человеком, но при этом сердцем и душой не определиться с приверженностью к тому или иному традиционному течению. Нужно повышать уровень критичного самосознания, в этом могут помочь профессиональные курсы при православных, мусульманских, других традиционных обществах. Не менее важна и тактичная работа с населением. Например, когда раздают специфичные листовки, процент тех, кто придет в определенное нетрадиционное движение, ничтожно мал. Когда раздают бесплатные приглашения, то 10% остаются, а после разоблачительных публикаций в СМИ количество обращающихся к сомнительным течениям увеличивается в четыре раза. Специалисты сошлись во мнении, что скорее важно обращать внимание не на запрете, а на большем информировании о традиционных религиях. источник:
|
2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник «Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63 E-mail: sclj@sclj.ru |