Эксперты предостерегли татарстанцев от нетрадиционных религиозных движений
3 Марта 2016
Специалисты разъяснили, что означает понятие идентичности и как избежать столкновения с непризнанными течениями.
Во время кризисных ситуаций нетрадиционные движения распространяются с большей активностью, их руководители как будто ждут ситуации, когда якобы могут помочь человеку.
- У них есть свои механизмы и способы для тех, кто попал в трудную ситуацию, - комментирует исполнительный директор АНО «Казанский межрегиональный центр экспертиз» Вадим Козлов.
Не секрет, что нетрадиционным влияниям подвержена также та часть населения, которая не определяет четко свою идентичность, принадлежность к той или иной религиозной или этнической группе. По данным 2015 года религиозную близость ощущают порядка 80% верующих, примерно такие же показатели и по этническому направлению. Это говорит о том, что у них есть основа, они менее подвержены влиянию нетрадиционных религий, но опасность по-прежнему сохраняется. Оставшиеся 20% находятся в группе риска. «Несколько тысяч татарстанцев разделяют нетрадиционные движения», - добавляет Вадим Козлов. Кроме того, что их руководители опираются на тех, кто попал в трудную ситуацию, они неплохо маскируются под традиционные конфессии. Увеличилось количество проповедников из Украины, Дальнего зарубежья, которые нередко прибегают к несанкционированной рекламе и обещают открыть какие-то духовные тайны.
- Распространено, когда организация использует другие формы идентичности для того, чтобы включить человека в свою религиозную структуру, чтобы он попал в зону влияния интересов, - комментирует завкафедрой религиоведения КФУ Лариса Астахова.
То есть, например, это могут быть курсы ораторского мастерства, клуб по интересам, другое направление, которое кого-то привлекает. Оно покрывает потребность человека в чем-то, но на самом деле привязывает его к религиозной организации, деятельность которой прикрыта таким образом. Подобные сомнительные движения размывают идентичность, чего допускать нельзя, считают эксперты.
Сохранение традиционных ценностей - это миссия, а их размывание - серьезный фактор, который может отбросить всю страну назад. Нравственное измерение жизни требует защиты, а опыт, который у нас накоплен, уникален, - заявил первый зампредседателя ДУМ РТ Рустам хазрат Батров.
Религиозный деятель добавил, что на тему традиционного ислама существует очень много спекуляций, но необходимо говорить о каноническом ядре, следовании историческим школам, которые всегда были в Татарстане, и это одно из требований для священнослужителей. «Неправильно говорить, что традиционного ислама - нет, это как раз одна из попыток размыть идентичность», - уточняет Рустам хазрат Батров.
В свою очередь руководитель миссионерского отдела Казанской епархии протоиерей Сергий Титов подчеркивает, что для религии всегда было важно ощущение единства верующих, ценности основываются на основополагающих критериях.
- В то время как традиционные религии говорят об основе для своих верующих, то нетрадиционные движения зачастую спекулируют ожиданием конца, что общество вокруг больно, и только мы сумеем выжить, - приводит пример Сергий Титов.
Чтобы этого избежать, по его мнению, нужно заниматься в первую очередь профилактикой, не ждать, «пока весь организм заболеет», для этого нужно давать информацию об учениях традиционных религий, акцентировать внимание на духовном образовании, начиная с детского сада.
В школах уже есть предмет, посвященный основам мировых религий, но, по мнению руководителя миссионерского отдела Казанской епархии, этого недостаточно, ведь можно быть образованным человеком, но при этом сердцем и душой не определиться с приверженностью к тому или иному традиционному течению. Нужно повышать уровень критичного самосознания, в этом могут помочь профессиональные курсы при православных, мусульманских, других традиционных обществах.
Не менее важна и тактичная работа с населением. Например, когда раздают специфичные листовки, процент тех, кто придет в определенное нетрадиционное движение, ничтожно мал. Когда раздают бесплатные приглашения, то 10% остаются, а после разоблачительных публикаций в СМИ количество обращающихся к сомнительным течениям увеличивается в четыре раза. Специалисты сошлись во мнении, что скорее важно обращать внимание не на запрете, а на большем информировании о традиционных религиях.