Социологи определили «самые православные» и «самые мусульманские» города России21 Января 2016
В преддверии праздника Рождества департамент социологии Финансового университета при Правительстве РФ провел исследование, направленное на определение степени проникновения православной культуры в жизнь граждан России — жителей крупных городов. Ученые с помощью разработанной ими методики установили города, жители которых проявили наибольший интерес к двум основным религиозным традициям, представленным в РФ, — православию и исламу. Кроме того, социологи составили отдельный рейтинг городов, в которых наблюдается рост влияния различных неоязыческих движений. Опрос населения в части, касающейся православной культуры, предусматривал индексирование нескольких основных показателей. Например, исследователи фиксировали уровень интереса к православной культуре и вере, который проявляется в участии православных в церковных службах, чтении духовной литературы, участии в культурной и религиозной жизни, наличии у участников опроса дома или на работе икон и религиозной литературы. «Самые православные» города России В соответствии с полученными результатами «самым православным» городом страны стал Липецк. В топ-10 вошли:
Авторы исследования отмечают, что в большинстве крупных и средних российских городов доминируют сторонники православной религии и культуры. Однако исследование показало, что среди тех, кто относит себя к православным, достаточно много пассивных людей. Практически все заявившие о своем интересе к православию крещены, большинство имеет на работе или дома иконы, а также православные книги — Библию, Новый завет, молитвослов или современную религиозную литературу. При этом только 12% из них посещают религиозные службы несколько раз в месяц или чаще, и только 10% знают полностью «Символ веры» — краткое изложение основ православного вероучения.
«Самые мусульманские» города России
Рейтинг городов с наиболее существенной долей жителей, проявляющих интерес к исламу и исламской культуре, выглядит следующим образом:
Как видно из представленных списков, Москва является центром обеих религиозных традиций — как православной, так и мусульманской. Этот вывод подтверждается данными других опросов и исследований: по различным данным, из 13 миллионов человек, составляющих современное население российской столицы, в Москве насчитывается около 8,5 млн православных верующих (согласно исследованию Фонда «Общественное мнение», до 67% населения; в это число входят и так называемые этно-культурные православные — люди, традиционно заявляющие о своей принадлежности православной традиции, но не являющиеся активными прихожанами московских храмов) и до 2 млн мусульман.
Города с большой долей жителей, интересующихся неоязычеством
Социологи Финансового университета при Правительстве РФ отметили, что в последнее время в России активизировалось движение неоязычников — последователей новых или реконструированных ранее существовавших древних языческих учений и духовных практик, ставящих перед собой цель возрождение древнерусских, дохристианских верований. Исследователи, опираясь на полученные данные, отмечают, что, несмотря на возросший интерес к теме неоязычества, на практике оно пока не получило распространения: о своем активном интересе к древнеславянской культуре и верованиям заявили лишь 0,2% опрошенных. Тем не менее, признают социологи, в России есть города, где доля неоязычников существенно превышает среднероссийский уровень. Топ-20 городов, в которых наблюдается наибольший интерес к неоязычеству со стороны населения:
Сразу несколько российских городов вошли одновременно в два рейтинга. Например, высокий интерес одновременно к православию и исламу продемонстрировали жители Москвы, к православию и неоязычеству — Липецка, Калуги, Курска, Белгорода и Тамбова. Интерес к исламу и в то же время к неоязычеству проявили жители Ставрополя, Астрахани, Симферополя, Нижнего Новгорода и Магнитогорска. Единственным городом, вошедшим сразу во все три рейтинга, стал Ульяновск. Исследование проводилось в виде опроса в городах с населением более 250 тысяч человек. Авторы не ставили перед собой задачу анализа межэтнических и межконфессиональных отношений. В основной части опроса участвовали только люди, заявившие об интересе к православной религии и культуре. источник:
|
2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник «Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63 E-mail: sclj@sclj.ru |