Социологи определили «самые православные» и «самые мусульманские» города России
21 Января 2016
В преддверии праздника Рождества департамент социологии Финансового университета при Правительстве РФ провел исследование, направленное на определение степени проникновения православной культуры в жизнь граждан России — жителей крупных городов.
Ученые с помощью разработанной ими методики установили города, жители которых проявили наибольший интерес к двум основным религиозным традициям, представленным в РФ, — православию и исламу. Кроме того, социологи составили отдельный рейтинг городов, в которых наблюдается рост влияния различных неоязыческих движений.
Опрос населения в части, касающейся православной культуры, предусматривал индексирование нескольких основных показателей. Например, исследователи фиксировали уровень интереса к православной культуре и вере, который проявляется в участии православных в церковных службах, чтении духовной литературы, участии в культурной и религиозной жизни, наличии у участников опроса дома или на работе икон и религиозной литературы.
«Самые православные» города России
В соответствии с полученными результатами «самым православным» городом страны стал Липецк. В топ-10 вошли:
Липецк
Курск
Саранск
Москва
Белгород
Воронеж
Тамбов
Рязань
Ульяновск
Калуга
Авторы исследования отмечают, что в большинстве крупных и средних российских городов доминируют сторонники православной религии и культуры. Однако исследование показало, что среди тех, кто относит себя к православным, достаточно много пассивных людей.
Практически все заявившие о своем интересе к православию крещены, большинство имеет на работе или дома иконы, а также православные книги — Библию, Новый завет, молитвослов или современную религиозную литературу. При этом только 12% из них посещают религиозные службы несколько раз в месяц или чаще, и только 10% знают полностью «Символ веры» — краткое изложение основ православного вероучения.
«Самые мусульманские» города России
Рейтинг городов с наиболее существенной долей жителей, проявляющих интерес к исламу и исламской культуре, выглядит следующим образом:
Махачкала
Грозный
Казань
Набережные Челны
Уфа
Стерлитамак
Ставрополь
Астрахань
Нижневартовск
Ростов-на-Дону
Ульяновск
Сургут
Симферополь
Владикавказ
Москва
Оренбург
Нижний Новгород
Магнитогорск
Тольятти
Самара
Как видно из представленных списков, Москва является центром обеих религиозных традиций — как православной, так и мусульманской.
Этот вывод подтверждается данными других опросов и исследований: по различным данным, из 13 миллионов человек, составляющих современное население российской столицы, в Москве насчитывается около 8,5 млн православных верующих (согласно исследованию Фонда «Общественное мнение», до 67% населения; в это число входят и так называемые этно-культурные православные — люди, традиционно заявляющие о своей принадлежности православной традиции, но не являющиеся активными прихожанами московских храмов) и до 2 млн мусульман.
Города с большой долей жителей, интересующихся неоязычеством
Социологи Финансового университета при Правительстве РФ отметили, что в последнее время в России активизировалось движение неоязычников — последователей новых или реконструированных ранее существовавших древних языческих учений и духовных практик, ставящих перед собой цель возрождение древнерусских, дохристианских верований.
Исследователи, опираясь на полученные данные, отмечают, что, несмотря на возросший интерес к теме неоязычества, на практике оно пока не получило распространения: о своем активном интересе к древнеславянской культуре и верованиям заявили лишь 0,2% опрошенных.
Тем не менее, признают социологи, в России есть города, где доля неоязычников существенно превышает среднероссийский уровень.
Топ-20 городов, в которых наблюдается наибольший интерес к неоязычеству со стороны населения:
Комсомольск-на-Амуре
Ставрополь
Белгород
Магнитогорск
Стерлитамак
Липецк
Кострома
Новороссийск
Таганрог
Тула
Тамбов
Ульяновск
Калуга
Астрахань
Симферополь
Йошкар-Ола
Курск
Нижний Новгород
Саратов
Краснодар
Сразу несколько российских городов вошли одновременно в два рейтинга. Например, высокий интерес одновременно к православию и исламу продемонстрировали жители Москвы, к православию и неоязычеству — Липецка, Калуги, Курска, Белгорода и Тамбова. Интерес к исламу и в то же время к неоязычеству проявили жители Ставрополя, Астрахани, Симферополя, Нижнего Новгорода и Магнитогорска.
Единственным городом, вошедшим сразу во все три рейтинга, стал Ульяновск.
Исследование проводилось в виде опроса в городах с населением более 250 тысяч человек. Авторы не ставили перед собой задачу анализа межэтнических и межконфессиональных отношений. В основной части опроса участвовали только люди, заявившие об интересе к православной религии и культуре.