Епископ Константин Бендас: «Вирус невежества губителен для общества, государств и государственности»11 Декабря 2015
Епископ Константин Владимирович Бендас – первый заместитель Начальствующего епископа Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников), член экспертного Совета Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Государственной думы РФ: Большое спасибо. Уважаемые господа, коллеги, друзья. Огромная благодарность и за приглашение, и за возможность вместе с вами, профессионалами, обсуждать столь важную тему. Вы знаете, я сижу и размышляю об этой цифре – 25 лет. Это же четверть века, это серьезный срок. Конечно, не все так безоблачно. Я вспоминаю другую дату, которая также является важной вехой в истории нашего Отечества – это 17 апреля 1905 года, подписание Императором Николаем II Высочайшего Манифеста «Об укреплении начал веротерпимости». Вот точно так же, как Константин Леонидович Блаженов сказал сегодня, что наш закон «О свободе совести и религиозных объединениях» немного опоздал – тот Манифест также опоздал, что, на мой взгляд, и на взгляд многих историков, исследователей, предопределило неизбежность революционной ситуации в России начала XX века. Вот как описывает в 1907 году тот период известный политический и общественный деятель Сергей Мельгунов в своей книге «Церковь и государство в России. О свободе совести». «Какие-то таинственные пружины заставляют низшие административные власти действовать в совсем ином направлении, чем им предписывается, тем правительственным актом, о котором доводится до сведения российского общества. Зардевшаяся было заря свободы, еще не взошла, веротерпимость часто остается лишь на бумаге, а в жизни все обстоит по-старому». Итак, объехав регионы через полтора-два года после опубликования манифеста, он обнаруживает, что не все изменилось, и многие вещи остаются лишь на бумаге. У нас все-таки ситуация на порядки лучше – все-таки 25 лет это не два года. Но в чем же проблема? Я также очень много езжу по регионам. Те ситуации, которые происходят в регионах, то, возникающее временами напряжение, конфликты, я бы определил это одной простой фразой: «не читают». Вот мы с вами собрались сейчас, кстати, в библиотеке Президент отеля. Вокруг застекленные стеллажи, красивые золоченые корешки, обложки книг. Но я подергал перед началом нашего заседания за ручку – под замком. Библиотека, книги есть – прочитать нельзя. Так и закон «О свободе совести и религиозных объединениях» немногими открывается и читается дальше преамбулы, а, чтобы понимать и правильно применять его нормы, совсем мало у кого руки доходят. А иногда бывает, непонятно что читают. Несколько лет назад я проводил молодежный лагерь для подростков. Был там один парнишка очень находчивый, но вопиюще необразованный и невоспитанный. Я его спрашиваю, в каком ты классе? – Ну, в 9, в 10 перешел. – А ты «Войну и мир» читал Льва Николаевича Толстого? Он говорит: «я кино смотрел». Я крайне удивился, потому что фильм, по-моему, в 1967 году был снят Сергеем Бондарчуком-старшим, это киноэпопея в 4 частях, черно-белая – ее также непросто для современного подростка посмотреть, как прочитать книгу. Говорю: «Точно смотрел? - Да. – Полностью, от начала до конца? – Да». Я говорю: «Ну и о чем там?» – «Ну как, инопланетяне прилетели на Землю, и всех захватили…». То есть он перепутал «Войну миров» Герберта Уэллса с «Войной и миром» Льва Толстого. И иногда, когда приезжаешь в регион, кажется, что у некоторых людей, в том числе и облеченных властью, такая же путаница в голове. Они путают пособие по сектоведению и статьи-страшилки из «желтой» прессы с федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях». Свежий случай в Мордовии. Полгода пытаются два родных брата, дети пастора церкви христиан – адвентистов седьмого дня отстоять свое право на гражданскую альтернативную службу. Уже том энциклопедического формата можно издать – их переписку с военным комиссариатом и судами.
Комиссар стоит на своем – «они отказываются от исполнения гражданского долга, в замене военной службы на альтернативную гражданскую отказать».
Вы знаете, у меня два сына – один в этом году готовится пойти в армию, второй через несколько лет. Так они не готовы к такому подвигу, как два с половиной года альтернативной службы. Я предлагаю тем, кто выбрал два с половиной года носить за больными утку, вместе с ними есть морковные котлетки на пару, сразу за это медаль давать. А к религиозным убеждениям, в том числе пацифистским, товарищу военкому следует отнестись с уважением, так как их гарантирует и защищает российское законодательство.
Еще один, также свежий пример. Несколько месяцев назад мы направили запрос в государственный архив Кемеровской области с просьбой предоставить открытые материалы НКВД, ГПУ 1930-х годов по поводу заключения и расстрела нескольких наших служителей Евангельской пятидесятнической церкви. И глава, руководитель Государственного архива по Кемеровской области, пишет нам ответ: обратитесь в кемеровскую митрополию Русской Православной Церкви. Отец Александр (Пелин), у меня к Вам вопрос (хотя я заранее знаю ответ): Вам, Русской Православной Церкви что, уже передали на ответственное хранение все архивные документы НКВД, ГПУ СССР? Возложили полномочия одного из государственных ведомств? Ответ очевиден, нет. А почему государственный служащий делает такую странную переадресацию? Еще один эпизод. В марте этого года прокурор одного из районов Тюмени, «в связи с проводимой проверкой по заданию прокуратуры Тюменской области» направил письменный запрос директорам всех общеобразовательных учреждений района. В документе, в частности, содержится следующий вопрос: «имели ли место факты вовлечения учеников учреждения в деятельность нетрадиционных религиозных организаций». А в скобках перечислены наименования нескольких местных религиозных организаций, в том числе официально зарегистрированной церкви, входящей в состав Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников), пастырьское служение в которой несет уважаемый епископ, Доктор Богословия, кандидат Философских наук, член общественной палаты Тюменской области… На основании какого законодательного акта товарищ прокурор поделил религиозные организации на традиционные и нетрадиционные? К счастью, подобные прецеденты в последние годы — это скорее исключения. Но, расслабляться нельзя. Вирус невежества губителен для общества, государства и государственности. А труд просвещения тяжел и на первый взгляд неблагодарен… Но, защита права человека на свободу совести и вероисповедания обязательно принесет добрые плоды в последствии. Возможно, это прозвучит пафосно, но я уверен, что будущее нашего отечества в наших руках. Благодарю за внимание. источник:
|
2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник «Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63 E-mail: sclj@sclj.ru |