"Ислам в мультикультурном мире" собрал ведущих исламских деятелей страны.

"Ислам в мультикультурном мире" собрал ведущих исламских деятелей страны.
10 Ноября 2015

В конце прошлой недели в Казанском федеральном университете в очередной раз собрались ведущие ученые Российской Федерации, ближнего и дальнего Зарубежья, эксперты в области религии, права, востоковедения и культуры на Международный научный Форум "Ислам в мультикультурном мире". В этом году форум состоялся уже пятый раз. 

Наряду с исследователями в области исламоведения, исламского образования и государственно-конфессиональной политики, в работе форума активное участие приняли представители духовных управлений мусульман России – ДУМ РТ, ДУМ РФ, ЦДУМ, Совет муфтиев России – а также представители  ведущих исламских вузов и медресе.

"ВОСТОЧНЫЙ РЕГИОН ВСТУПИЛ В ПЕРИОД ТУРБУЛЕНТНОСТИ"

Особое внимание не только участников, но и прессы к этому вопросу не случайно. Восточный регион в последнее годы стал очагом противоречий.

В своем докладе на открытии Форума научный руководитель института РАН, директор научно-образовательного центра "Исламика" Виталий Наумкин привел пример: "Восточный регион, прежде всего арабский мир, сейчас вступил в период турбулентности. За тем, что там происходит, сейчас следят со всего мира. Совершенно благополучный регион включён в число провалившихся государств. Это очень печально. Мы знаем, какая была Сирия – безопасная, комфортная для проживания представителей всех конфессий". 

Задача тех, кто серьезно занимается этим вопросом, – не допустить повторения того, что сейчас можно видеть на востоке и, в частности, в Сирии.

Корень проблемы кроется в неправильном трактовании строк священной книги Коран. Зачастую незнание, и на это особо обращали внимание участники пленарного заседания, приводит к деформации смысла. Отсюда и одна из современных тенденций в исламском образовании – его объединение со светским, научным подходом.

В этом смысле Республика Татарстан, где на небольшой территории мирно живут представители нескольких десятков народов со своими традициями и верованиями, находится на передовом острие науки.  

Более того, недалеко от Казани в древнем городе Булгар находится еще и исторический центр мусульман Поволжья. И на Пленарном заседании Форума ректор КФУ Ильшат Гафуров раскрыл особенности функционирования и цель создания академии в Булгарах: "Для нас это особенно актуально. Создание собственной академии – это определённый вызов и ответственность руководства нашей республики, представителей духовного сообщества и нашего университета перед обществом".

"СОВРЕМЕННЫЙ ИСЛАМСКИЙ РАДИКАЛИЗМ": ОТ КАВКАЗА ДО МОРДОВИИ

В рамках Форума, который проходил 5 и 6 ноября, одновременно работали пять рабочих площадок. На двух из них обсуждались проблемы современного религиозного экстремизма, угрозы и вызовы, исходящие от процессов радикализации религиозных движений на Ближнем Востоке.

На проходившем в Институте международных отношений, истории и востоковедения Круглом столе "Современный исламский радикализм" была представлена информация о радикальных движениях на Северо-Западном Кавказе, в Мордовии, в Уральском федеральном округе, в Оренбургской области, была представлена информация о феномене новых "мухаджиров" из России в современной Турции. 

В рамках Круглого стола состоялась презентация книги "Конфликты и войны 21 века", в которой коллективом из пятнадцати авторов была проанализирована траектория ближневосточного и североафриканского конфликтного развития в региональном и общемировом контекстах, ее соотношение с проблемами безопасности, экономики, традициями архаизации общественно-политической жизни. 

Параллельно с этим в Малом зале Академии наук РТ Центр исламоведческих исследований Республики Татарстан собрал экспертов, исследователей и сотрудников государственных структур на Круглый стол "Процессы радикализации религиозных движений на Ближнем Востоке: угрозы и вызовы".

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОЙ УММЫ: 4 ИЗ 5

Особое внимание участников привлек Ситуационный анализ "Современное состояние российской уммы" (памяти Евгения Примакова).

Докладчиками был представлен анализ процессов исламом в регионах по следующим параметрам: качество мусульманского образования и просвещения в регионе, наличие уровней мусульманского образования (вузы, медресе, мектебы – примечетные школы, курсы повышения квалификации), идейные течения и тенденции, межэтнические и межконфессиональные отношения, социальная и политическая деятельность духовенства и религиозное лидерство, неформальные мусульманские религиозные лидеры, мусульманские СМИ и освещение деятельности мусульман в СМИ. 

Были представлены такие регионы, как Республики Татарстан, Башкортостан, Мордовия, Крым, Оренбургская, Нижегородская, Пензенская, Саратовская, Астраханская области, Пермский край, Москва, Санкт-Петербург и Ленинградская область.

Будучи модератором мероприятия, научный руководитель Института востоковедения РАН, директор центра "Islamica" КФУ, член-корреспондент РАН Виталий Наумкин предлагал выступающим оценивать ситуацию в представляемом ими регионе по пятибальной шкале. По словам докладчиков, основная оценка колебалась в пределе "четверки".

КРЫМ: ДУХОВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ НАЧИНАЕТ ИГРАТЬ РОЛЬ МЕДЖИСА

Наибольшее внимание участников привлек доклад Эльмиры Муратовой, посвященный ситуации в Крыму после вхождения его в состав Российской Федерации. 

Вывод, который сделала докладчица, заключается в том, что ДУМ Крыма фактически превращается в общенациональный орган, то есть начинает играть роль, ранее занимаемую Меджлисом.

ОТСУТСТВИЕ ИСЛАМСКИХ УЧЕНЫХ С МИРОВЫМ ИМЕНЕМ – ПРОБЛЕМА РОССИЙСКОЙ УММЫ

В рамках Круглого стола "Мусульманское образование: от первого лица" исследователями, представителями религиозных учебных заведений, религиозными деятелями было представлено современное состояние исламского образования в регионах.

Участниками была отмечена необходимость стабильного финансирования религиозных учебных заведений, расходы которых ежегодно составляют 4-5 миллионов рублей год. 

Наряду с этим докладчиками отмечалась, что, к сожалению, на настоящий момент существует проблема отсутствия настоящих лидеров, религиозных авторитетов, которых можно было бы сравнить с такими выдающимися религиозными деятелями прошлого, как Галимджан Баруди, Ризаетдин Фахретдин, Шигабуддин Марджани.

Также была затронута проблема подготовки способных грамотно освещать исламскую тематику журналистских кадров, необходимости грантов для мусульманских изданий, включая Интернет для противостояния средствам массовой информации, принадлежащим экстремистским и радикальным направлениям. Так, Наумкиным была отмечена чрезвычайная активность "ДАИШ" в СМИ при вербовке лучших специалистов по IT-технологиям.

В целом, участники Круглого стола, посвященного вопросам мусульманского образования, отметили, что развитие системы мусульманского религиозного образования в регионах на сегодняшний день в разной степени достигло определенных результатов. Это выражено в таких сложившихся формах организации работы, как воскресные школы при мечетях, учреждения среднего профессионального образования – медресе, ежегодно функционируемые в летнее время мусульманские духовно-просветительские лагеря. 

Вместе с тем стремительно меняющиеся реалии современной обстановки выдвигают новые требования перед работниками сферы религиозного образования. Прежде всего, это необходимость оттачивания умений, навыков, профессионализма преподавателей в сфере педагогики, активизации использования коммуникационных технологий, Интернет-ресурсов. С другой стороны, узость материальной базы исламских образовательных институтов является препятствием на пути их развития и совершенствования, что сказывается на конкурентоспособности в целом системы мусульманского образования. 

Поэтому возникает целесообразность комплексного подхода к решению этих и других проблем с участием как самих мусульман, так и органов государственной власти, поскольку поддержание духовно-нравственного здоровья нации, обеспечение процветания общества, мира и согласия в Отечестве, противодействие радикализму и экстремизму, является задачей общегосударственного масштаба.

ИСЛАМ ПО-СОВЕТСКИ

В программе научной конференции "Ислам по-советски", которая также проходила в рамках V Казанского научного форума "Ислам в мультикультурном мире", было заявлено около тридцати докладов, охватывавших различные аспекты истории российских мусульман в советский, досоветский и постсоветский период, а также ключевые проблемы изучения ислама в СССР и постсоветских государствах.

Организаторы изначально поставили перед собой задачу – обсудить феномен сохранения и трансформации исламских религиозных и социальных практик в советском атеистическом государстве в широком историческом контексте. В том числе рассматривая как исторические предпосылки формирования такого исламского религиозного уклада, который смог сохраниться в условиях  атеистического прессинга советской эпохи ("российская модель государственно-исламского взаимодействия"), так и последствия советизации ислама в России и соседних странах. 

Участники конференции сошлись во мнении, что в советский период, при всем трагизме отношений государства и религии в эту эпоху, мусульманам России и сопредельных стран удалось сохранить наиболее жизнеспособные религиозные и социальные институты, унаследованные ими от имперского периода российской истории.

Участники конференции пришли к выводу, что трансформация и дальнейшее развитие одних из этих институтов и разрушение других в постсоветский период обусловила нынешний облик российского мусульманства и, во многом, еще будет определять логику его дальнейшего развития.

Организаторами форума выступили Казанский (Приволжский) федеральный университет, Институт востоковедения Российской академии наук, Духовное управление мусульман Российской Федерации, Духовное управление мусульман Татарстана и Российский исламский университет (Казань).

Резеда САФИУЛЛИНА-АЛЬ АНСИ

источник: Исламский портал


нажмите для увеличения нажмите для увеличения нажмите для увеличения нажмите для увеличения
также в рубрике ] мы:     





2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник
«Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63
E-mail: sclj@sclj.ru