Адольф Шаевич: служение раввина требует очень большого терпения

Адольф Шаевич: служение раввина требует очень большого терпения
28 Октября 2015

О еврейских традициях в бывшем СССР и в нынешней России, о своем пути к служению, о возвращении к религиозным корням, а также о распространенных этнических предрассудках и любимых еврейских анекдотах рассказал в интервью РИА Новости накануне своего дня рождения глава Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений России, главный раввин Адольф Шаевич. Беседовал Виктор Хруль.

- Адольф Соломонович, поздравляем вас с днем рождения. Как евреи обычно празднуют этот день и как вы намерены его отметить в этом году?

— Особой традиции праздновать день рождения в иудаизме нет, поэтому евреи отмечают это событие так же, как и все остальные. Я буду отмечать свой день рождения в кругу семьи, с близкими и друзьями.

- А как отмечали еврейские праздники в вашей семье во времена СССР, когда вы были ребенком?

— Мои родители жили как все ассимилированные еврейские семьи. Во времена советской власти все, что было связано с религией, планомерно уничтожалось, поэтому родители не делились с нами религиозными знаниями, никакой возможности познакомиться с еврейской традицией не было.

Мы, конечно, знали, что есть праздники, которые называются Песах, Рош а-Шана, Суккот, но что это такое – мы не имели понятия. Мой отец не был ни комсомольцем, ни коммунистом, но несмотря на это все же был идейным человеком. Моя мама готовила замечательные еврейские блюда, но при этом родители считали, что главное для детей — получить высшее образование и вступить в партию.

Отец и мама очень много работали, и мы с братом после школы большую часть времени проводили на улице. Жили в коммунальных квартирах, потому, как вы понимаете, еврейских праздников в нашей семье не праздновали.

- Как же вы стали раввином?

— В 1972 году я приехал из Биробиджана в Москву в надежде устроиться в столице. Я даже не думал тогда о религиозном образовании, просто пытался найти работу, но безуспешно. Мне неоднократно отказывали, а один раз популярно объяснили, что если меня примут на работу, а я подам заявление на отъезд — в 1972 году как раз был пик отъезда в Израиль, — то у них будут неприятности.

В общем, евреев на работу не брали. В то время мой друг работал дежурным врачом на скорой помощи, и мы обычно ночевали в его машине, а когда такой возможности не было, то на вокзалах, в аэропортах, скверах, под лодками в Серебряном Бору…

Лето шло к концу, и я уже думал, что придется возвращаться в Биробиджан. Но однажды знакомые ребята посоветовали мне обратиться в еврейскую общину. Мол, там есть религиозная школа — иешива, и учащимся дают временную прописку. Я тогда не имел ни малейшего понятия о еврейской традиции. Если бы до моего отъезда в Москву кто-нибудь сказал мне, что я стану раввином, ни за что не поверил бы. Но тем не менее я пришел к ректору иешивы Льву Григорьевичу Гурвичу и меня приняли с испытательным сроком, без стипендии и без предоставления жилья. В то время мне уже исполнилось 35 лет. Председатель общины предложил мне работать сторожем в синагоге, и мне позволили там ночевать.

Жизнь стала потихоньку налаживаться, я уже стал получать зарплату, а потом и стипендию. За несколько месяцев я научился читать на иврите, хотя когда впервые увидел буквы, то подумал, что выучить этот язык невозможно. А потом к нам в иешиву приехал раввин из США Артур Шнеер — один из немногих раввинов, которым разрешали приезжать в Советский Союз. Он добился разрешения направить нескольких человек из нашей иешивы на учебу в Венгрию. В то время на территории соцстран только в Будапеште была единственная раввинская семинария.

Я попал в число тех, кого отправили в Венгрию. Там я проучился семь лет и в 1980 году с дипломом раввина вернулся в Москву. В то время главный раввин Москвы Яков Фишман был очень болен, и он настоял, чтобы я остался в Москве в качестве его помощника.

- Что бы вы посоветовали юношам, которые сегодня чувствуют призвание к служению?

— Сегодня получить религиозное образование может каждый, кто этого хочет. Причем это можно сделать как у нас в России, так и в другой стране, а потом вернуться сюда и работать в любой общине. Но получить диплом раввина — это еще далеко не все. Тем юношам, которые чувствуют такое призвание, я бы посоветовал запастись терпением. Служение раввина требует очень большого терпения.

- Как вы относитесь к евреям, которые не являются иудеями, то есть не верят в Бога вообще или стали последователями других религий?

— Еврей, даже если он не является религиозным человеком, в любом случае остается евреем.

- А кто из неевреев может стать иудеем?

— Ограничений нет. На это имеет право любой человек любой национальности, но только если он искренне хочет принять иудаизм. Но следует помнить, что жить по законам, которые Всевышний дал Моисею, это большая и очень серьезная ответственность.

- Бывали ли на вашей памяти случаи обращения в иудаизм неевреев в России?

— Бывали, и немало. Даже сейчас в нашу синагогу приходят молодые люди, как мужчины, так и женщины, которые чувствуют потребность стать иудеем. Причем в последнее время такие случаи довольно часты. Да и в истории известна масса случаев, когда неевреи не просто принимали иудаизм, а становились впоследствии заметными религиозными фигурами.

- Как возник Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений России?

— С наступлением перестройки и возрождением религиозной жизни мы стали часто сталкиваться с проблемами различного характера, например, с возвращением еврейским общинам синагог, открытием еврейских школ и многим другим. Никакого формального объединения, представляющего интересы еврейских общин во взаимоотношениях с властью, тогда, естественно, не было. Для решения вопросов такого рода была необходима официальная организация. Таким образом, в январе 1990 года был учрежден Всесоюзный совет еврейских религиозных общин (ВСЕРО). После распада СССР была создана новая всероссийская организация, являющаяся правопреемницей ВСЕРО, – Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений в России (КЕРООР), который выполнял те же задачи.

- Сколько синагог действует в общинах КЕРООР? Как складываются отношения с другими еврейскими организациями и органами государственной власти?

— На момент образования ВСЕРО в Российской федерации официально было зарегистрировано 29 синагог. Сегодня их более 50 — какие-то из них были возвращены общинам, какие-то отреставрированы и восстановлены. Кроме того, открыто много общинных домов и центров — в общей сложности их около 70.

Отношения у структур КЕРООР с органами государственной власти в Москве и регионах складываются вполне конструктивно. Мы очень часто обращаемся к властям со всевозможными просьбами, и нам всегда стараются помочь и идут навстречу.

КЕРООР и Федерация еврейских общин России (ФЕОР) очень часто сталкиваются с одинаковыми проблемами. Это касается многих аспектов религиозной жизни: религиозные образовательные учреждения, возвращение синагог, ритуальные услуги и другое. КЕРООР и ФЕОР сотрудничают в этой плоскости, и думаю, что это сотрудничество будет продолжаться.

- Что, на ваш взгляд, препятствует возвращению россиян к своим духовным корням?

— В период советской власти, когда государство к религии относилось, скажем, не очень дружелюбно, не одно поколение родилось и было воспитано в атеистических традициях. И это не потому, что люди были плохие, просто страна пошла по такому пути, сбрасывая со счетов все прошлое, в том числе и многовековые традиции веры. Это коснулось всех без исключения религиозных конфессий.

Когда десятки лет людям внушали определенную модель отношения к религии, это, естественно, привело к тому, что у многих стремление вернуться к духовным корням просто отсутствует. Если плодородную землю дотла выжечь, то потом потребуется немало сил и времени, чтобы ее восстановить. Возвращение к религиозным корням так же требует времени.

- Какой бытующий в российском обществе стереотип о евреях вам больше всего не нравится?

— Пожалуй, это утверждение о существовании всемирного еврейского заговора. Якобы где-то, причем непонятно где, существует тайное и всесильное еврейское правительство, которое руководит всеми процессами во всем мире и в обществе — в политике, в экономике и так далее — и влияет на судьбы всех государств, существующих в мире. И якобы в этот процесс вовлечены все евреи поголовно. Что все евреи стоят друг за друга горой и, если еврей добивается какого-либо положения, он будет "тянуть своих". История знает массу примеров — возьмем хотя бы Льва Троцкого, — когда человек, будучи евреем по происхождению, добившись каких-либо высот, как раз поступал с точностью до наоборот. Лично я никогда не встречал убедительных подтверждений, доказывающих существование мирового еврейского заговора. Но, к сожалению, утверждение о его существовании имеет место, и кому-то это очень удобно. Ведь ссылаясь на это утверждение, можно легко найти виноватых во всех происходящих бедах.

- Расскажите, пожалуйста, ваш любимый анекдот про евреев.

— Их действительно очень много. Вот один из любимых: Призвал Создатель Адама и сказал ему: " Адам, ты должен пойти по дороге…" "А что такое дорога?" — спросил Адам. Создатель объяснил Адаму, что такое дорога. " Ты увидишь реку, — продолжил Создатель. " А что такое река?" —снова спросил Адам. Вновь последовали разъяснения. "Через реку будет мост…" "Что такое мост?" — не унимался Адам. Создатель опять был вынужден все объяснить. "Там будет пещера…" "А что такое пещера?" Снова разъяснения. 2В пещере ты увидишь женщину Еву, которую я создал для тебя. И с ней ты должен выполнить мою заповедь "Плодитесь и размножайтесь". "Что такое женщина и как я должен выполнить заповедь?" Последовал курс лекций по данному вопросу. Выслушав все наставления, Адам отправился в путь. Но очень быстро вернулся обратно. Создатель спросил: " Адам, неужели ты так быстро выполнил все мои наставления?" "Нет, — ответил Адам, — я пришел спросить, что такое "голова болит"?"

источник: РИА Новости

также в рубрике ] мы:     





2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник
«Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63
E-mail: sclj@sclj.ru