Епископ Константин Бендас: «Вероисповедание человека во многом определяет его роль в истории земного Отечества»
7 Октября 2015
Известный немецкий социолог конца XIX-начала XX века Макс Вебер в своем труде «Протестантская этика и дух капитализма», хорошо известном российским читателям и исследователям, с удивлением обнаруживает непосредственную прямую связь вероисповедания, воцерковленности человека с его социальной гражданской активностью, его эффективностью, успешностью в бизнесе и, как принято сейчас говорить, социальной ориентированностью бизнеса.
Выводы Макса Вебера полностью подтверждает другое, уже современное, исследование, относящееся к началу ХХI века, известного российского религиоведа, на протяжении многих лет возглавлявшего государственную религиоведческую экспертизу при Министерстве юстиции Мирана Петровича Мчедлова, ныне уже ушедшего в вечность. В одном из своих исследований, в основу которого лег всероссийский опрос, он изучает отношение граждан России к вопросам, связанным с национальной и религиозной терпимостью, отношением к различным государственным и гражданским институтам, законам и реформам, которые выходят из под пера власти, к армии, к экономическим процессам, которые идут в нашей стране.
Ответы людей воцерковленных, принадлежащих к конкретным религиозным организациям, и людей, обозначивших себя как атеисты, отличаются разительно. Мы видим, что религиозность человека оказывает сильнейшее воздействие не только на его личные характеристики, на формирование его характера, образа жизни, но и на его позицию как гражданина, как работника, профессионала в какой-то области. Скажем больше, - это во многом определяет его место и роль в истории земного Отечества.
Здесь стоит вспомнить величайшего подвижника земли русской Владимира Ивановича Даля, выросшего в семье датского протестанта и богослова Йохана (Иоганна) Кристиана вон Даля. Его судьба была непростой, но вчитываясь в строки его биографии, его литературные труды, переписку, мы видим, что они пропитаны искренней верой и пониманием того, что служа своей стране, людям вокруг, человек служит непосредственно Господу Богу. Именно это богословие провело его через многие испытания и позволило стать сначала прекрасным востребованным хирургом, а затем социологом, литератором и исследователем русского языка и русской народной культуры. Если бы не труд Даля, наверняка, мы сегодня общались бы между собой совсем на другом наречии, а, возможно, и не состоялись бы как единая нация, Русь, Россия, ибо именно язык сплачивает и формирует нацию.
Исследование в рамках социально значимого проекта «Подвижники земли русской», осуществляемого на средства государственной поддержки, выделенной в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации, позволило нам выявить и восстановить бесценные страницы биографии и трудов величайших подвижников, чья вера и глубокая духовность оказали значительное влияние на Россию начала XX века и последующую историю.
Среди них наиболее ярко мы видим историю Ивана Ефимовича Воронаева – потомственного казака, в биографии которого черным пятном всегда стояло его дезертирство из царской армии. Но сегодня мы знаем, что он не был человеком, испугавшимся тягот военной службы, или совершившим какое-то преступление, но напротив, будучи человеком чести, отказался участвовать в полицейской операции по разгону и расстрелу демонстрации рабочих. Сегодня, вчитываясь в строки судебных протоколов и докладных его тюремщиков, мы видим, что до последнего момента, до часа расстрела, его дух не был сломлен. В каждой камере, он не переставал говорить Слово Божье, проповедовать Евангелие, постоянно попадая за это в карцер, терпя иные лишения.
Пример жизни и подвиг кончины этих подвижников, наших предстоятелей во Христе, должен быть всегда перед нами, ибо сказано в Слове Божьем: «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13:7).