Недавно вышли две брошюры Российской ассоциации защиты религиозной свободы (РАРС) на тему религиозных прав человека и межрелигиозных отношений.
В сборнике «25 лет по пути свободы совести» представлен анализ законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях в нашей стране за последние 25 лет начиная с 1990 г., когда был принят Закон СССР «О свободе совести и религиозных организациях». Речь идет о достоинствах и недостатках законодательства, о положении различных религий и конфессий в нашей стране.
Таким образом, подводится некоторый промежуточный итог почти четвертьвековому законодательному процессу и его последствиям для общественной жизни – и нет необходимости говорить, насколько это важно.
Сборник «25 лет по пути свободы совести» составлен по материалам состоявшейся 26 мая 2015 г.Всероссийской научно-практической конференции под тем же названием, приуроченной к 25-летию принятия Закона СССР «О свободе совести и религиозных организациях» и Закона РСФСР «О свободе вероисповеданий». Конференция была организована Российской ассоциацией защиты религиозной свободы (РАРС), в ней приняли участие представители органов власти и многих религиозных общин, эксперты, публицисты.
Среди выступавших от Русской православной церкви были председатель Отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества, член совета РАРС протоиерей Всеволод Чаплин. В своем программном выступлении он отметил, что за 25 лет, прошедших со времени окончательного ослабления политики государственного богоборчества, общество, с одной стороны, освободилось от антирелигиозных гонений и ограничений, от практики вмешательства государства во внутреннюю жизнь религиозных объединений, а с другой – столкнулось с деструктивными внешними влияниями в религиозной сфере и с появлением «доморощенных псевдорелигиозных новообразований». Все это, по его мнению, привело к формированию в России сбалансированной системы законодательства о религии и соответствующих подзаконных актов – системы, которая стала моделью для многих сопредельных стран.
В то же время В.Чаплин предположил, что в ближайшие 25 лет страну и общество ожидают серьезные вызовы в религиозно-общественной сфере. Во-первых, это необходимость достижения и сохранения подлинного суверенитета России в сфере государственной политики в отношении религии, включая оценку религиозных и религиозно-общественных доктрин, представляющих опасность для страны. Такой суверенитет должен утверждаться, несмотря на стремление внешних сил насаждать идею тотального «нейтралитета» государства в религиозной сфере, который становится все менее возможным в условиях нарастания общественной роли религии. Вторым вызовом он назвал необходимость интеграции религиозных нравственных, социальных и правовых норм в общественное и государственное пространство. Это особенно актуально, по мнению Чаплина, в связи с тем, что все большее количество верующих людей считает приоритетной религиозную идентичность. Наконец, в качестве третьего важного вызова Чаплин назвал терроризм, прикрывающийся религией, на который не нужно стесняться давать силовой ответ. Он призвал объединять интеллектуальные силы для поиска ответов на упомянутые вызовы.
Действительный государственный советник РФ 1 класса Андрей Себенцов, много лет занимавший самые ответственные посты при правительстве России по связям срелигиозными организациями в своем выступлении отметил: «Часто упоминаемый многовековый опыт нашей страны по межрелигиозной дружбе (а на самом деле – опыт сосуществования разных народов в едином государстве) дополняется недоверием и неприязнью к разного рода инаковерующим, «сектантам». А атеисты верующими воспринимаются как заблудшие, которые если не сами, то в детях должны вернуться в свою религию». Себенцов утверждает: «Видение своей исторической миссии в качестве культуро- и государствообразующей религии приводит РПЦ к отрицанию равенства с новыми религиозными движениями, которые воспринимаются как «духовные агрессоры». Необходимость получения поддержки своих начинаний приводит к установлению РПЦ союзнических отношений с другими «религиозными традициями». В целом эта позиция Церкви воспринимается как легитимная, влияет на светские власти (в том числе на линию Министерства юстиции РФ) – хотя с конституционными нормами не сходится. Как говорится, тем хуже для Конституции, и порой уже звучат предложения о ее корректировке». Докладчик считает, что рядом с «северно-православной» правовой системой (нормативными актами, правосознанием, юридической практикой) появляется «южно-мусульманская»: они заметно отличаются, что не только затрудняет и без того непростое законодательное регулирование, но и может способствовать расколу России по религиозному признаку.
Представители мусульманского духовенства, как и православные, в целом довольны развитием событий. Как отметил Муфтий Москвы, Центрального региона и Чувашии, член Общественной палаты РФ, член правления Совета Российской ассоциации защиты религиозной свободы Альбир хазрат Крганов, за последние десятилетия произошло очень много изменений: «Мы вышли из атеистического прошлого, и началось духовное возрождение. Стали меняться и основные документы, в том числе и закон о вероисповедании. Он перетерпел разные изменения, но сегодня мы видим больше позитива. Начиная с 1997 года навели порядок в религиозной плоскости, дали понятные правила игры для объединений и, самое главное, поставили препон проникновению иностранных деструктивных культов, способных нанести серьезный урон обществу и государству».
Выразили удовлетворение ходом развития событий и представители других религий – характерно, что это т.н. «традиционные религии». Так, представитель Федерации еврейских общин России Андрей Глоцер отметил: «Дорога, по которой мы возвращаемся к нашим корням, стала дорогой в будущее».
Другие выступавшие подчеркнули, что события последних десятилетий коренным образом изменили характер государственно-конфессиональных отношений в нашей стране. Принятие указанных нормативных правовых актов, по их мнению, существенно изменило механизм реализации конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, законодательно закрепив в государственно-конфессиональных отношениях нормы, реально обеспечивающие право на свободу совести и свободу религиозных действий. Государственно-конфессиональные отношения в нашей стране, считают докладчики, стали существенной частью отношений государства и гражданского общества, а религиозные организации, объединяющие миллионы верующих россиян, получили возможность широкого участия в общественной жизни, стали обладать значительным авторитетом и принимают активное участие в решении социальных проблем.
Председатель Совета РАРС Александр Кудрявцев отметил, что в советский период религиозные организации были бесправными, они не могли получить статус юридического лица и, по существу, не могли заниматься никакой деятельностью, кроме непосредственного богослужения и каких-то обрядов и церемоний: «Принятие этих двух законов – Закона СССР «О свободе совести и религиозных организациях» и Закона РСФСР «О свободе вероисповеданий» – открыло новую эпоху государственно-конфессиональных отношений нашей страны. Вы видите, как все участники сегодняшней конференции подчеркнули, что, пройдя 25 лет по этому пути, мы являемся свидетелями того, что по факту в нашей стране созданы самые благоприятные условия для деятельности религиозных организаций. Верующие люди стали полноценными членами российского общества. Я могу сказать, что данные социологических опросов, что сегодня религиозные организации занимают второе-третье место по степени авторитета после института президента. Далее идут политические партии и другие институты. Это говорит о высоком авторитете религии и религиозных организаций в нашей стране».
В брошюре «Свобода совести и религиозная нетерпимость в современном мире» даются характеристики соблюдения религиозных прав человека в разных странах мира. В предисловии приводятся статистические данные о положении с религиозными правами граждан. Авторы ссылаются на исследования, проведенные компанией «Pew Research Center», согласно которым в 119 странах мира ограничения свободы несущественны. При этом в 64 государствах (трети от всех) существуют значительные и очень серьезные ограничения религиозной жизни. Авторы отмечают, что более трех четвертей государств мира провозглашают в своих конституциях или базовых законах свободу религии, еще 20% обещают защищать те или иные религиозные практики. Однако на деле большинство правительств не обеспечивает такую защиту (делает это избирательно), не гарантирует безопасность от давления разных общественных групп.
По мнению авторов, из того, что в наибольшей степени подрывает свободу и провоцирует нетерпимость, главным является «огромный потенциал вражды, в том числе на религиозной почве, накопленный человечеством по отношению «к другим» – к иным расам, нациям, религиям, классам». В 131 стране мира организованные группы прибегали к различным действиям, чтобы обеспечить доминирование той или иной религии.
Согласно статистике «Pew Research Center», в 38 странах мира существуют запрещенные религиозные сообщества. В 23 странах мира государством дискриминируются определенные религии, которые провозглашаются опасными «сектами» или «культами». В 42 странах относительно некоторых религиозных групп существует запрет на прозелитизм, а в 33 странах прозелитизм вообще запрещен. В 36 странах существуют ограничения на переход из одной религии в другую, в 50 странах существуют отличия в правовом статусе религиозных лидеров, в отношении к разным религиозным доктринам и текстам, в 40% стран есть ограничения на печатание и распространение религиозной литературы. В 81 стране так или иначе ограничивается деятельность иностранных миссионеров, а в 11 странах их деятельность полностью запрещена.
Далее в брошюре анализируется состояние с религиозными правами человека в разных регионах мира, начиная с исламских стран. Подчеркивается негативная роль США в формировании радикальных исламистских групп, что недалеко от истины. Далее аналогичный анализ производится по Европейскому союзу, странам БРИКС и отдельным странам. Не рассматривается в брошюре положение в постсоветских государствах европейской части, в ряде европейских государств, не входящих в ЕС.
В заключительной части авторы рассуждают о ситуации в России и о задачах, стоящих перед ней в дальнейшем, без привязки к положению в других странах мира. В качестве приоритетной задачи выделяется борьба с экстремизмом.