Православие, ислам и светская этика в школе: Мнения священнослужителей23 Сентября 2014
Почти половина учащихся четвертых классов российских школ (46%) в минувшем учебном году (2013/2014) выбрала предмет "Основы светской этики" в рамках курса "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ), сообщает "Интерфакс-Религия"со ссылкой на данные исследования, проведенного по заказу Министерства образования и науки РФ.
Из 1 393 666 учащихся четвертых классов 31% выбрали "Основы православной культуры", 19% - "Основы мировых религиозных культур", 4% - "Основы исламской культуры", меньше 1% - основы буддийской (5231 ученик) и иудейской (161) культур.
По Москве статистика выглядит следующим образом: из 82 113 учащихся четвертых классов 52% будут изучать светскую этику, 28% - "Основы мировых религиозных культур", 20% - "Основы православной культуры", меньше 1% - основы ислама, буддизма и иудаизма.
В ЦФО лидируют основы православия: этот модуль выбрали 46%. Далее следуют основы светской этики (40%), мировых религиозных культур (14%). В ПФО 48% решили изучать основы светской этики, 27% - православия, 24% - мировых религиозных культур, 1% - ислама.
Основам светской этики в ЮФО предпочтение отдали 27%, в СКФО - 23%, в УрФО - 61%, в СЗФО - 55%, в СФО - 58%, в ДФО - 54%. Основы православия в ЮФО выбрали 63%, в СКФО - 14%, в УрФО - 16%, в СЗФО - 27%, в СФО - 19%, в ДФО - 27%. Основы мировых религиозных культур в ЮФО решили изучать 9%, в СКФО - 23%, в УрФО - 22%, в СЗФО - 18%, в СФО - 21%, в ДФО - 19%.
Основы ислама в ЮФО, УрФО, СЗФО, СФО, ДФО будут изучать меньше 1%, в СКФО - 40%. Основы буддизма и иудаизма на Северном Кавказе не выбрал ни один школьник, а в остальных упомянутых округах - меньше 1%.
23.09.2014 10:02 Светскую этику, как мы видим, выбирает большинство учащихся. Конечно, когда только собирались вводить предмет «Основы православной культуры», думали: наши ученики будут выбирать именно его. Но практика показывает: это не совсем так. И вот это заставляет задуматься. Нужно приложить определенные усилия, чтобы изменить ситуацию.
Необходимо поразмышлять и о содержании курса, и об учебниках; задуматься о подготовке преподавателей. В общем, сделать все для того, чтобы к этому курсу изменилось отношение родителей. Это сложно.
Мне кажется, что одним из возможных решений могла бы стать попытка внедрить элементы православной культуры во все школьные предметы – историю, литературу, обществоведение, точные науки, потому что всю науку вплоть до конца XIX и даже в начале XX века преимущественно развивали верующие. Каждый предмет может поведать что-то содержательное о духовном – мы же верим, что природу сотворил сам Господь. И значит, каждый предмет может рассказать о славе Божьей. Никто не будет возражать: в природе есть целесообразность, слаженность, гармония, которые не могли возникнуть случайно. Значит, существует их Создатель.
В этом случае, мне кажется, мы бы могли бы добиться большего эффекта.
23.09.2014 09:58 Одна из проблем при выборе модуля «Основы православной культуры» заключаются вот в чем: родители боятся выбирать религиозную тематику. Почему-то они отдают предпочтение светской этике. Я думаю, им тяжело объяснять ребенку, когда он приходит из школы, почему там учат доброму и вечному, а домашнее воспитание идет вразрез со школьным.
Хорошо выбирать православную культуру там, где преобладает православное население. Это крупные города. А вот в малокомплектных сельских школах проблема чисто экономическая: в четвертом классе, скажем, всего три ученика. Кто даст каждому отдельного педагога? Конечно, этого немыслимо. К тому же сам курс рассчитан всего на 32 часа. Это значит, что педагог получит копейки. В общем, такого рода причин много.
Большое количество выбравших ислам на Северном Кавказе тоже не удивляет: там преобладает исламское население, но вместе с тем и родители более религиозны. А у нас считают себя православными 80%, но при этом желают, чтобы их дети изучали православную культуру, только 31%. Здесь есть о чем задуматься и над чем поработать.
А вот светская этика, на мой взгляд, бесполезный предмет - так же, как и "Основы мировых религиозных культур». Сложные идеи курса мировых религий невозможно объяснить четверокласснику. И преподавать ребенку этику, которая не основана на высших Божественных законах, бессмысленно.
Но все равно, эти цифры очень радуют - в нашем районе положение гораздо хуже: ни «Основы православной культуры», ни «Основы ислама» не выбрал ни один человек.
23.09.2014 09:52 Если эти данные соответствуют реальной ситуации, значит, и в России, и в Москве многие делают выбор в пользу «Основ православной культуры».
Конечно, лидирующие позиции занимает модуль «Основы светской этики». Это, на мой взгляд, может происходить по двум причинам: родители и так знают основы православия, и могут в своих семьях сами их объяснить или водить ребенка в воскресную школу. Так поступают многие мои знакомые прихожане, выбравшие в школе преподавание светской этики. Они признаются, что нет еще высококвалифицированных учителей, способных преподавать «Основы православной культуры». Нередко преподавателя, причем даже не гуманитария, заставляют экстренно пройти какие-то курсы. Конечно, такой человек далек от подлинного христианского образования, он порой вообще не разбирается в предмете и несет на уроках ахинею.
Вторая причина – директора школ «настоятельно советуют» родителям поставить «галочку» в графе «Основы светской этики», объясняя это тем, что у них нет преподавателя православной культуры, а преподавателя «Основ светской этики» найти гораздо легче. Эти факты несколько лет в подряд обсуждались нами на различных собраниях и круглых столах, мы пытались сделать так, чтобы подобное не повторялось. Но пока изменений нет.
То, что 19% родителей выбрали «Основы мировых религиозных культур» тоже, на мой взгляд, свидетельствует: преподавателей этих дисциплин найти легче. Хотя, возможно, и директора, и сами родители считают, что детям необходимо расширять кругозор.
Ну а небольшое количество желающих изучать иудаизм и буддизм все-таки говорит о том, что носителей этих религий в нашей стране не так уж много. Я думаю, эта информация будет полезной для изучения общерелигиозной ситуации.
23.09.2014 09:47 Эти данные говорят сами за себя. Людям интересно изучать ту религию, носители которой живут в их регионе. То, что часть россиян выбрали православие, нормально - многие дети и родители осознают, они его не знают и готовы изучать.
А вот что такое светская этика? Умение правильно вести себя в обществе? Если мы углубимся в православие, найдем там и основы светской этики - примеры уважения и почитания старших, своего собеседника. Почему мы этот предмет ставим наравне с религией?
Мне бы, например, хотелось, чтобы мои дети учили этику отдельно. Этика этикой, а православие или основы мировых религий - совсем другое.
Я думаю, проблема в том, что большинство нечасто посещает храм и к православию относится скептически. Люди не желают знать именно практическое православие. И это задача преподавателя - объяснить, что православие – не только освящение пасхи, яблок и воды, это жизнь. Уважение, внимание, забота - это тоже православие. В рамках преподавания православной культуры можно затронуть также вопросы ислама, других вероисповеданий; веры как таковой.
И еще небольшой процент выбравших этот предмет может свидетельствовать об отношении родителей к преподавателям православной культуры. Мы прекрасно понимаем: этот предмет должен преподавать, как минимум, православный человек, а не тот, кто рассказывает о том, во что не верит. Ну и еще у этого человека должны быть глубокие познания в области религии. А то получится так: на одном уроке он рассказывает, что человек произошел от обезьяны, а на другом – что его сотворил Бог.
Вопрос именно в этом – кто и как преподает. Если бы родители заметили в своих детях изменения после изучения ими православной культуры, уверен: 90% выбрали бы эти уроки.
23.09.2014 09:41 Выбор светской этики меня удивляет - это не та дисциплина, которая нам дает ответы на вопросы «что хорошо, а что плохо». Светская этика - предмет безоценочный, она просто изучает, как формируются представления о том, что этично, а что нет, какова природа этики, какие на этот счет существуют гипотезы. Этика – философская наука. Я бы вообще этот предмет не включал в общий курс – непонятно, для чего он нужен.
Мне кажется, родители его выбирают, чтобы не напрягать ребенка размышлениями о добре и зле. Но тогда уж лучше выбрать «Основы мировых религиозных культур». Пусть дети знают, какие существуют религии, чьи верования и убеждения они должны уважать. Это лучше и понятнее, нежели светская этика. Изучать ее в рамках общего курса «Основ…» все равно, как если бы мы изучали кулинарию, и вдруг нам предложили вместо кухни какого-то из народов изучать технологию холодильных установок.
Мы живем в обществе, где религия играет не последнюю роль, где происходит много конфликтов, в том числе межнациональных. Современному человеку нельзя быть неграмотным в этой области. Для того и было решено изучать этот предмет.
Выбор светской этики – стремление родителей вообще отойти от религиозной тематики, ничего не знать про религию, так как для некоторых любая вера сродни фанатизму. Но так не получится.
23.09.2014 09:34 Сложно говорить по поводу иудаизма, буддизма и ислама, потому что эти конфессии значимы только для регионов, где большие анклавы этих религиозных общин. А вот интересно, почему по Москве большинство детей изучает «Основы светской этики»? Этот вопрос стоит давно, и обсуждался в разных кругах.
На мой взгляд, он связан с двумя факторами. Первый – это опасения среди родительской общественности. Они напуганы СМИ, боятся формализации изучения религиозного модуля, да и кто его будет преподавать? Это отчасти и обосновано, - преподают его люди, которые не всегда имеют отношение к православию. Второй фактор: определенная установка руководства, которое из разных опасений часто ориентирует родителей на то, что правильно изучать «Основы светской этики», а не религиозную дисциплину. С этим и связано то, что «Основы православной культуры» изучает меньшее количество детей.
Нельзя сказать, что за опасениями со стороны родителей и руководства школы нет оснований, но все же надо проявлять больше доверия к людям со стороны Церкви, которые могли бы преподавать. Тогда и процент изучающих религию был бы выше.
Я уверен, что качество преподавания зависит от сотрудничества с епархиями. Если бы это сотрудничество было более тесным, то многие проблемы были бы сняты.
23.09.2014 09:16 Вопрос в том, как в каждой конкретной школе происходит выбор. Подозреваяю, что выбор везде делается под конкретного учителя. В некоторых школах учителя приходят заранее знакомиться с учениками и родителями, то есть делают некую презентацию своего курса. И далеко не всегда выбранный курс соответствует изначальным взглядам и вероисповеданию конкретного человека.
Но, с другой стороны, мне кажется, это исследование вполне может коррелировать с тем, какие предпочтения вообще царят в нашем обществе. И я не ошибусь, если скажу, что выстраивается вполне благоприятная картина.
Я общался с одним священником, который преподает «Основы светской этики» в школе. Он сказал, что этику преподавать легче и выгоднее, чем «Основы православной культуры», т.к. название не обязывает к выбору конкретной веры, а родители, например, колеблются при выборе. Но в этот курс можно вложить многое из «Основ православной культуры». Так что с миссионерской точки зрения иногда даже выгоднее преподавать светскую этику.
23.09.2014 09:13 Результаты исследования соответствуют проценту верующего населения, которое проживает в этих регионах.
Одно могу добавить: лучше бы изучать религию в числе основных предметов. Пока изучают экспериментально, поэтому так мало желающих. Скоро, думаю, их станет больше, потому что каждый должен знать свою религию.
Конечно, у нас еще осталось предубеждение против религии - с советских времен. Но если люди идут в мечеть или церковь, процент верующих повышается.
Бывает, конечно, что в школах добиваются, чтобы выбирали именно «Основы светской этики». Но человек так создан, он должен верить во что-то. И ничего страшного нет в изучении в школе основ вероисповеданий, и интересно изучать все мировые религии. Думаю, время пройдет и все встанет на места, результаты последующих исследований будут другими.
23.09.2014 08:51 Думаю, эти данные не выдуманы и специально не откорректированы. Кто-то выбирает для себя важным элементом религиозные модули, кто-то светскую этику. Мы же не говорим, что у нас вся страна на 100% религиозная. Общество разное, и хорошо, что есть право выбора у человека – изучать отдельную конфессию, светскую этику или мировые культуры.
К нам в Общественную палату попадала информация, что в каких-то школах старались навязать изучение какой-то одной религии, где-то, наоборот, настаивали на выборе модуля «Основы светской этики». Это было связано с тем, что руководство школы не хотело тратить бюджет школы сразу на нескольких педагогов, и поэтому ситуацию пытались вывернуть в свою пользу, чтобы платить деньги только одному учителю. Но никакой идеологической или политической подоплеки тут не было.
Изначально вообще обсуждали, что будет единый учебник по четырем традиционным конфессиям России, и он будет нести культурологический смысл, чтобы дети знали об обычаях и традициях соседей, чтобы больше уважали друг друга. Пока все складывается иначе. Например, недавно первоклассникам Москвы раздавали книги, из-за которой к нам обращались татары столицы: там в самом начале описывается, как татары сжигали Москву, как не смогли взять ее приступом и о жестоком татаро-монгольском нашествии. Первоклассникам вбивать это в голову как-то не очень хорошо. Так что надо внимательно обучать детей и не говорить об исключительности какого-то народа или конфессии. У нас у всех свои особенности, но мы живем в едином государстве. Нужно правильно расставлять акценты, это главное.
23.09.2014 08:50 Почему-то социологи - противники опросов на тему конфессиональной принадлежности. У нас, конечно, много придерживающихся светского образа жизни, но странно, что детям предлагают изучать предмет «Основы светской этики» - что это за предмет? Я понимаю, что такое светская мораль, но этика? О том, как держать вилку-ложку? Так что это неудачное название, вот предмет «Основы светской морали» был бы понятнее.
Почему практически нет четвероклассников, которые согласились изучать «Основы иудейской культуры»? - во-первых, таких детей вообще мало. Во-вторых, многие из смешанных семей и из семей нерелигиозных. Нужно предлагать детям не только ортодоксальный иудаизм, - а в основе модуля лежит изучение именно его, - надо сделать учебник на основе современного иудаизма. Тогда, возможно, родители и будут отправлять еврейских детей изучать это направление.
Результаты этого исследования показывают, что необходим социологический опрос населения на тему вероисповедания, чтобы понять, какова реальная ситуация в нашей стране.
И есть над чем работать нашим традиционным религиям - не надо думать, что все дети и их родители так запросто пойдут изучать основы традиционных религий.
Думаю, цифры изменятся, - когда время пройдет, детей, желающих изучать основы конфессий, будет больше.
источник:
|
2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник «Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63 E-mail: sclj@sclj.ru |
Протоиерей Алексий Кульберг
настоятель храма «Большой Златоуст» в Екатеринбурге, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии
23.09.2014 10:07