Православие, ислам и светская этика в школе: Мнения священнослужителей

Православие, ислам и светская этика в школе: Мнения священнослужителей
23 Сентября 2014
Почти половина учащихся четвертых классов российских школ (46%) в минувшем учебном году (2013/2014) выбрала предмет "Основы светской этики" в рамках курса "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ), сообщает "Интерфакс-Религия"со ссылкой на данные исследования, проведенного по заказу Министерства образования и науки РФ. 

Из 1 393 666 учащихся четвертых классов 31% выбрали "Основы православной культуры", 19% - "Основы мировых религиозных культур", 4% - "Основы исламской культуры", меньше 1% - основы буддийской (5231 ученик) и иудейской (161) культур. 

По Москве статистика выглядит следующим образом: из 82 113 учащихся четвертых классов 52% будут изучать светскую этику, 28% - "Основы мировых религиозных культур", 20% - "Основы православной культуры", меньше 1% - основы ислама, буддизма и иудаизма. 

В ЦФО лидируют основы православия: этот модуль выбрали 46%. Далее следуют основы светской этики (40%), мировых религиозных культур (14%). В ПФО 48% решили изучать основы светской этики, 27% - православия, 24% - мировых религиозных культур, 1% - ислама. 

Основам светской этики в ЮФО предпочтение отдали 27%, в СКФО - 23%, в УрФО - 61%, в СЗФО - 55%, в СФО - 58%, в ДФО - 54%. Основы православия в ЮФО выбрали 63%, в СКФО - 14%, в УрФО - 16%, в СЗФО - 27%, в СФО - 19%, в ДФО - 27%. Основы мировых религиозных культур в ЮФО решили изучать 9%, в СКФО - 23%, в УрФО - 22%, в СЗФО - 18%, в СФО - 21%, в ДФО - 19%. 

Основы ислама в ЮФО, УрФО, СЗФО, СФО, ДФО будут изучать меньше 1%, в СКФО - 40%. Основы буддизма и иудаизма на Северном Кавказе не выбрал ни один школьник, а в остальных упомянутых округах - меньше 1%. 

Протоиерей Алексий Кульберг

настоятель храма «Большой Златоуст» в Екатеринбурге, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии

23.09.2014 10:07

Нет ничего случайного. В регионах, где администрация серьезно подходит к вопросу духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения и подготовке учителей упомянутых предметов, выбор родителей отражает реальную конфессиональную картину. Если население в основном мусульманское – выбирают ислам, православное – православие, буддистское – буддизм. 

А в тех регионах, где позиция администрации об этом не заботится, доминирует светская этика. Неподготовленному учителю преподавать конфессиональный предмет очень тяжело, и он выбирает что угодно, кроме духовно-нравственного воспитания.

Протоиерей Александр Ильяшенко

настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской

23.09.2014 10:02

Светскую этику, как мы видим, выбирает большинство учащихся. Конечно, когда только собирались вводить предмет «Основы православной культуры», думали: наши ученики будут выбирать именно его. Но практика показывает: это не совсем так. И вот это заставляет задуматься. Нужно приложить определенные усилия, чтобы изменить ситуацию. 

Необходимо поразмышлять и о содержании курса, и об учебниках; задуматься о подготовке преподавателей. В общем, сделать все для того, чтобы к этому курсу изменилось отношение родителей. Это сложно. 

Мне кажется, что одним из возможных решений могла бы стать попытка внедрить элементы православной культуры во все школьные предметы – историю, литературу, обществоведение, точные науки, потому что всю науку вплоть до конца XIX и даже в начале XX века преимущественно развивали верующие. Каждый предмет может поведать что-то содержательное о духовном – мы же верим, что природу сотворил сам Господь. И значит, каждый предмет может рассказать о славе Божьей. Никто не будет возражать: в природе есть целесообразность, слаженность, гармония, которые не могли возникнуть случайно. Значит, существует их Создатель. 

В этом случае, мне кажется, мы бы могли бы добиться большего эффекта.

Иерей Вячеслав Кочкин

благочинный Адамовского округа Орской епархии, руководитель отдела по взаимодействию с лечебными учреждениями Орской епархии, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы п. Адамовки

23.09.2014 09:58

Одна из проблем при выборе модуля «Основы православной культуры» заключаются вот в чем: родители боятся выбирать религиозную тематику. Почему-то они отдают предпочтение светской этике. Я думаю, им тяжело объяснять ребенку, когда он приходит из школы, почему там учат доброму и вечному, а домашнее воспитание идет вразрез со школьным. 

Хорошо выбирать православную культуру там, где преобладает православное население. Это крупные города. А вот в малокомплектных сельских школах проблема чисто экономическая: в четвертом классе, скажем, всего три ученика. Кто даст каждому отдельного педагога? Конечно, этого немыслимо. К тому же сам курс рассчитан всего на 32 часа. Это значит, что педагог получит копейки. В общем, такого рода причин много. 

Большое количество выбравших ислам на Северном Кавказе тоже не удивляет: там преобладает исламское население, но вместе с тем и родители более религиозны. А у нас считают себя православными 80%, но при этом желают, чтобы их дети изучали православную культуру, только 31%. Здесь есть о чем задуматься и над чем поработать. 

А вот светская этика, на мой взгляд, бесполезный предмет - так же, как и "Основы мировых религиозных культур». Сложные идеи курса мировых религий невозможно объяснить четверокласснику. И преподавать ребенку этику, которая не основана на высших Божественных законах, бессмысленно. 

Но все равно, эти цифры очень радуют - в нашем районе положение гораздо хуже: ни «Основы православной культуры», ни «Основы ислама» не выбрал ни один человек.

Священник Николай Святченко

Председатель Отдела по миссионерской, молодежной и катехизаторской работе Гатчинской и Лужской епархии Санкт-Петербургской митрополии

23.09.2014 09:52

Если эти данные соответствуют реальной ситуации, значит, и в России, и в Москве многие делают выбор в пользу «Основ православной культуры». 

Конечно, лидирующие позиции занимает модуль «Основы светской этики». Это, на мой взгляд, может происходить по двум причинам: родители и так знают основы православия, и могут в своих семьях сами их объяснить или водить ребенка в воскресную школу. Так поступают многие мои знакомые прихожане, выбравшие в школе преподавание светской этики. Они признаются, что нет еще высококвалифицированных учителей, способных преподавать «Основы православной культуры». Нередко преподавателя, причем даже не гуманитария, заставляют экстренно пройти какие-то курсы. Конечно, такой человек далек от подлинного христианского образования, он порой вообще не разбирается в предмете и несет на уроках ахинею. 

Вторая причина – директора школ «настоятельно советуют» родителям поставить «галочку» в графе «Основы светской этики», объясняя это тем, что у них нет преподавателя православной культуры, а преподавателя «Основ светской этики» найти гораздо легче. Эти факты несколько лет в подряд обсуждались нами на различных собраниях и круглых столах, мы пытались сделать так, чтобы подобное не повторялось. Но пока изменений нет. 

То, что 19% родителей выбрали «Основы мировых религиозных культур» тоже, на мой взгляд, свидетельствует: преподавателей этих дисциплин найти легче. Хотя, возможно, и директора, и сами родители считают, что детям необходимо расширять кругозор. 

Ну а небольшое количество желающих изучать иудаизм и буддизм все-таки говорит о том, что носителей этих религий в нашей стране не так уж много. Я думаю, эта информация будет полезной для изучения общерелигиозной ситуации.

Священник Михаил Артеменко

клирик Свято-Владимирского храма пос. Разумное Белгородского района Белгородской области, психолог, руководитель семейно-консультационного центра св. блгв. кн. Петра и Февронии в пос. Разумное

23.09.2014 09:47

Эти данные говорят сами за себя. Людям интересно изучать ту религию, носители которой живут в их регионе. То, что часть россиян выбрали православие, нормально - многие дети и родители осознают, они его не знают и готовы изучать. 

А вот что такое светская этика? Умение правильно вести себя в обществе? Если мы углубимся в православие, найдем там и основы светской этики - примеры уважения и почитания старших, своего собеседника. Почему мы этот предмет ставим наравне с религией? 

Мне бы, например, хотелось, чтобы мои дети учили этику отдельно. Этика этикой, а православие или основы мировых религий - совсем другое. 

Я думаю, проблема в том, что большинство нечасто посещает храм и к православию относится скептически. Люди не желают знать именно практическое православие. И это задача преподавателя - объяснить, что православие – не только освящение пасхи, яблок и воды, это жизнь. Уважение, внимание, забота - это тоже православие. В рамках преподавания православной культуры можно затронуть также вопросы ислама, других вероисповеданий; веры как таковой. 

И еще небольшой процент выбравших этот предмет может свидетельствовать об отношении родителей к преподавателям православной культуры. Мы прекрасно понимаем: этот предмет должен преподавать, как минимум, православный человек, а не тот, кто рассказывает о том, во что не верит. Ну и еще у этого человека должны быть глубокие познания в области религии. А то получится так: на одном уроке он рассказывает, что человек произошел от обезьяны, а на другом – что его сотворил Бог. 

Вопрос именно в этом – кто и как преподает. Если бы родители заметили в своих детях изменения после изучения ими православной культуры, уверен: 90% выбрали бы эти уроки.

Священник Петр Коломейцев

декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета

23.09.2014 09:41

Выбор светской этики меня удивляет - это не та дисциплина, которая нам дает ответы на вопросы «что хорошо, а что плохо». Светская этика - предмет безоценочный, она просто изучает, как формируются представления о том, что этично, а что нет, какова природа этики, какие на этот счет существуют гипотезы. Этика – философская наука. Я бы вообще этот предмет не включал в общий курс – непонятно, для чего он нужен. 

Мне кажется, родители его выбирают, чтобы не напрягать ребенка размышлениями о добре и зле. Но тогда уж лучше выбрать «Основы мировых религиозных культур». Пусть дети знают, какие существуют религии, чьи верования и убеждения они должны уважать. Это лучше и понятнее, нежели светская этика. Изучать ее в рамках общего курса «Основ…» все равно, как если бы мы изучали кулинарию, и вдруг нам предложили вместо кухни какого-то из народов изучать технологию холодильных установок. 

Мы живем в обществе, где религия играет не последнюю роль, где происходит много конфликтов, в том числе межнациональных. Современному человеку нельзя быть неграмотным в этой области. Для того и было решено изучать этот предмет. 

Выбор светской этики – стремление родителей вообще отойти от религиозной тематики, ничего не знать про религию, так как для некоторых любая вера сродни фанатизму. Но так не получится.

Священник Андрей Постернак

Директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук

23.09.2014 09:34

Сложно говорить по поводу иудаизма, буддизма и ислама, потому что эти конфессии значимы только для регионов, где большие анклавы этих религиозных общин. А вот интересно, почему по Москве большинство детей изучает «Основы светской этики»? Этот вопрос стоит давно, и обсуждался в разных кругах. 

На мой взгляд, он связан с двумя факторами. Первый – это опасения среди родительской общественности. Они напуганы СМИ, боятся формализации изучения религиозного модуля, да и кто его будет преподавать? Это отчасти и обосновано, - преподают его люди, которые не всегда имеют отношение к православию. Второй фактор: определенная установка руководства, которое из разных опасений часто ориентирует родителей на то, что правильно изучать «Основы светской этики», а не религиозную дисциплину. С этим и связано то, что «Основы православной культуры» изучает меньшее количество детей. 

Нельзя сказать, что за опасениями со стороны родителей и руководства школы нет оснований, но все же надо проявлять больше доверия к людям со стороны Церкви, которые могли бы преподавать. Тогда и процент изучающих религию был бы выше. 

Я уверен, что качество преподавания зависит от сотрудничества с епархиями. Если бы это сотрудничество было более тесным, то многие проблемы были бы сняты.

Иерей Иван Воробьев

клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы

23.09.2014 09:16

Вопрос в том, как в каждой конкретной школе происходит выбор. Подозреваяю, что выбор везде делается под конкретного учителя. В некоторых школах учителя приходят заранее знакомиться с учениками и родителями, то есть делают некую презентацию своего курса. И далеко не всегда выбранный курс соответствует изначальным взглядам и вероисповеданию конкретного человека. 

Но, с другой стороны, мне кажется, это исследование вполне может коррелировать с тем, какие предпочтения вообще царят в нашем обществе. И я не ошибусь, если скажу, что выстраивается вполне благоприятная картина. 

Я общался с одним священником, который преподает «Основы светской этики» в школе. Он сказал, что этику преподавать легче и выгоднее, чем «Основы православной культуры», т.к. название не обязывает к выбору конкретной веры, а родители, например, колеблются при выборе. Но в этот курс можно вложить многое из «Основ православной культуры». Так что с миссионерской точки зрения иногда даже выгоднее преподавать светскую этику.

Исмаил-хаджи Бердиев

председатель ДУМ Карачаево-Черкесии, председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа

23.09.2014 09:13

Результаты исследования соответствуют проценту верующего населения, которое проживает в этих регионах. 

Одно могу добавить: лучше бы изучать религию в числе основных предметов. Пока изучают экспериментально, поэтому так мало желающих. Скоро, думаю, их станет больше, потому что каждый должен знать свою религию. 

Конечно, у нас еще осталось предубеждение против религии - с советских времен. Но если люди идут в мечеть или церковь, процент верующих повышается. 

Бывает, конечно, что в школах добиваются, чтобы выбирали именно «Основы светской этики». Но человек так создан, он должен верить во что-то. И ничего страшного нет в изучении в школе основ вероисповеданий, и интересно изучать все мировые религии. Думаю, время пройдет и все встанет на места, результаты последующих исследований будут другими.

Альбир-хазрат Крганов

Член Общественной палаты РФ, муфтий Москвы и Центрального региона России

23.09.2014 08:51

Думаю, эти данные не выдуманы и специально не откорректированы. Кто-то выбирает для себя важным элементом религиозные модули, кто-то светскую этику. Мы же не говорим, что у нас вся страна на 100% религиозная. Общество разное, и хорошо, что есть право выбора у человека – изучать отдельную конфессию, светскую этику или мировые культуры. 

К нам в Общественную палату попадала информация, что в каких-то школах старались навязать изучение какой-то одной религии, где-то, наоборот, настаивали на выборе модуля «Основы светской этики». Это было связано с тем, что руководство школы не хотело тратить бюджет школы сразу на нескольких педагогов, и поэтому ситуацию пытались вывернуть в свою пользу, чтобы платить деньги только одному учителю. Но никакой идеологической или политической подоплеки тут не было. 

Изначально вообще обсуждали, что будет единый учебник по четырем традиционным конфессиям России, и он будет нести культурологический смысл, чтобы дети знали об обычаях и традициях соседей, чтобы больше уважали друг друга. Пока все складывается иначе. Например, недавно первоклассникам Москвы раздавали книги, из-за которой к нам обращались татары столицы: там в самом начале описывается, как татары сжигали Москву, как не смогли взять ее приступом и о жестоком татаро-монгольском нашествии. Первоклассникам вбивать это в голову как-то не очень хорошо. Так что надо внимательно обучать детей и не говорить об исключительности какого-то народа или конфессии. У нас у всех свои особенности, но мы живем в едином государстве. Нужно правильно расставлять акценты, это главное.

Зиновий Коган

Председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений России, раввин

23.09.2014 08:50

Почему-то социологи - противники опросов на тему конфессиональной принадлежности. У нас, конечно, много придерживающихся светского образа жизни, но странно, что детям предлагают изучать предмет «Основы светской этики» - что это за предмет? Я понимаю, что такое светская мораль, но этика? О том, как держать вилку-ложку? Так что это неудачное название, вот предмет «Основы светской морали» был бы понятнее. 

Почему практически нет четвероклассников, которые согласились изучать «Основы иудейской культуры»? - во-первых, таких детей вообще мало. Во-вторых, многие из смешанных семей и из семей нерелигиозных. Нужно предлагать детям не только ортодоксальный иудаизм, - а в основе модуля лежит изучение именно его, - надо сделать учебник на основе современного иудаизма. Тогда, возможно, родители и будут отправлять еврейских детей изучать это направление. 

Результаты этого исследования показывают, что необходим социологический опрос населения на тему вероисповедания, чтобы понять, какова реальная ситуация в нашей стране. 

И есть над чем работать нашим традиционным религиям - не надо думать, что все дети и их родители так запросто пойдут изучать основы традиционных религий. 

Думаю, цифры изменятся, - когда время пройдет, детей, желающих изучать основы конфессий, будет больше.

источник: Regions

также в рубрике ] мы:     





2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник
«Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63
E-mail: sclj@sclj.ru