О нас новости Судебная практика Законодательство Аналитика Пресс-центр Справочные материалы

Представители РПЦ прокомментировали тему венчания до регистрации брака

  версия для печатиотправить ссылку другу
4 Июля 2013

Видные представители духовенства Русской православной церкви ответили на вопросы РИА "Новости", связанные с получившей сейчас определенное распространение практикой венчания до официальной регистрации брака в ЗАГСе.

Поводом к этому опросу послужил комментарий главы комитета Госдумы по делам семьи, женщин и детей Елены Мизулиной, рассказавшей недавно в ходе беседы с журналистами, что в настоящее время существует тенденция, когда желающие жить вместе юноша и девушка венчаются, не вступив перед этим в законный брак. По ее словам, этот момент, в частности, учитывался при разработке проекта "Концепции государственной семейной политики РФ на период до 2025 года".

Согласно проекту концепции, свидетельство о венчании предлагается отнести "к документам, являющимся основанием для государственной регистрации заключения брака и выдачи свидетельства о заключении брака".

Кроме того, тема венчания также получила особый резонанс в связи с недавним заявлением лидера ЛДПР Владимира Жириновского об отказе декларировать доходы супруги, поскольку их брак только церковный.

Между тем госрегистрация брака в традиционном народном сознании свидетельствует о серьезности намерений супругов.

В РПЦ приветствуют стремление государства повысить в глазах общества ценность венчания

Представители Церкви отметили, что не одобряют практику венчания до официальной регистрации брака в ЗАГСе. Вместе с тем внимание государственных деятелей к задаче укрепления института брака и, в частности, стремление повысить в глазах общества ценность венчания можно только приветствовать, считают они.

В соответствии со сложившейся в Русской православной церкви практикой, священнослужители перед венчанием, которое является одним из семи церковных таинств ("таинство брака"), должны ознакомиться со свидетельством о браке.

Однако, по словам председателя Отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества (ОВЦО) протоиерея Всеволода Чаплина, "бывают ситуации, в которых люди иногда воспринимают венчание как нечто ни к чему не обязывающее, не влекущее за собой серьезных последствий, и поэтому думают, что венчанный брак расторгнуть легче, чем зарегистрированный в государственных органах -это совершенно неправильный подход".

Относительно же мер, предлагаемым в концепции семейной политики, глава ОВЦО сказал, что "это вопрос дискуссионный".

"Если государство станет принимать во внимание венчание как дополнительное свидетельство серьезности намерений вступивших в брак - это бы всячески приветствовалось. Но я убежден в том, что венчание, оторванное от государственной регистрации брака, никак не соответствует христианской ответственности за брак", - подчеркнул Всеволод Чаплин.

При этом он напомнил, что в некоторых странах Церкви и другие религиозные общины уже обладают правом регистрации брака. "Я не уверен, что это нужно современным российским религиозным организациям, но факт венчания должен по достоинству оцениваться в нашем обществе", - добавил священник.

Настоятель университетского храма: священники никогда не венчают и не должны венчать людей незнакомых

Настоятель храма святой Татианы при МГУ имени Ломоносова, экс-глава патриаршей пресс-службы протоиерей Владимир Вигилянский в свою очередь заявил РИА "Новости", что "не замечал такую тенденцию", о которой говорит депутат Мизулина, - чтобы верующие супруги венчались без предварительной регистрации в ЗАГСе.

"Священники никогда не венчают и не должны венчать людей незнакомых. Мало того, их знакомство, жениха и невесты, у нас имеет продолжительное время, и то испытание, которое дается в государственных конторах - два-три месяца, для Церкви, наоборот, очень маленький срок. У нас до года примерно люди знакомятся друг с другом. Скоропалительных венчаний в Церкви не происходит", - сказал Вигилянский.

Он отметил, что "вообще венчаться намного сложнее, чем зарегистрироваться в государственных институтах, то есть в ЗАГСе". По его словам, священнослужители венчают только верующих, воцерковленных людей, которые регулярно участвуют в других таинствах Церкви - таинствах исповеди и Причастия, и которые "на глазах у священника".

"Других людей в Церкви не венчают. Вернее, не должны венчать. Что происходит на самом деле, я не знаю. В моей практике я не венчал таких людей, и в нашем храме такого не происходит", - отметил Вигилянский.

До революции 1917 года, рассказал он, церковная практика в сфере заключения брака была еще более строгой: помимо венчания, в России существовало еще обручение, "и после обручения люди иногда годами ждали венчания". Сейчас обряды обручения и венчания соединены в одном чинопоследовании венчания.

Комментируя проект концепции семейной политики, экс-глава патриаршей пресс-службы предположил, что, видимо, разработчики учитывают то обстоятельство, "что Церковь более серьезно относится к этому акту, к этому таинству (брака)". "Поэтому то, что в концепции написано, это вполне приемлемая вещь, она может существовать", - сказал Вигилянский, добавив при этом, что священник "никогда не должен потакать" человеческому лукавству.

Канонических запретов на венчание не зарегистрировавших свой брак молодых людей в Церкви не существует

Председатель Московской епархиальной комиссии по социальному служению протоиерей Михаил Потокин со своей стороны уточнил в беседе с РИА "Новости", что канонических запретов на венчание не зарегистрировавших свой брак молодых людей в Церкви не существует.

"Мы имеем венчания и церковный брак уже тысячелетия, а государственная регистрация - она последние сто лет совершается, до революции ЗАГСов не было. <…> Другое дело, что есть сложившаяся практика, которая обусловлена многими причинами и подразумевает определенные условия, при которых людей можно венчать", - сказал Потокин.

По его словам, одним из таких условий как раз является государственная регистрация брака. Как заметил Потокин, было бы странно, если бы человек, изъявляя желание венчаться и взять на себя определенные духовные обязательства, не был бы готов принять на себя при этом и материальные обязательства по отношению к своей будущей семье, которые "все-таки менее значимы, чем обязательства, связанные с порядочностью, с соблюдением чистоты брачных отношений".

"Возникает вопрос: почему тогда решили венчаться? Почему "сверху" начали, не "снизу"? Я не могу одни обязательства принимать, а другие не принимать - я все принимаю", - пояснил Потокин.

Кроме того, добавил он, для мегаполисов, больших городов характерно то, что священник может просто не знать хорошо людей, решивших в его храме венчаться, они могут не относиться к числу постоянных прихожан, и в этом случае документ о регистрации брака в ЗАГСе может быть дополнительным свидетельством серьезности намерений двух супругов.

Говоря об идеях концепции семейной политики до 2025 года, глава епархиальной комиссии по соцслужению отметил, что в некоторых странах уже есть практика, когда государство признает брак действительным после его церковной регистрации. "Думаю, что это не новая практика, и, наверное, это достаточно разумно", - заключил Потокин.

Храм вместе с ЗАГСом

Напомним, что в июле 2011 года в Москве состоялась презентация проекта храма в честь покровителей супружества, святых благоверных Петра и Февронии Муромских. При церкви будет открыт отдельный зал для регистрации браков. Храм планируется построить на добровольные пожертвования верующих и благотворителей.

"Мы хотим сделать центр, заметный в городе, в стране, чтобы соединить и венчание, и регистрацию брака в одном месте, чего не было до этого", - рассказал член высшего церковного совета РПЦ протоиерей Димитрий Смирнов.

"Мы разработали проект, написали ряд писем, которые необходимы для этого, мы получили благословение святейшего патриарха на создание этого храма, открыли счет, куда могут поступать средства", - отметил священник.

Автором проекта стал архитектор Сергей Кузнецов. Новый трехкупольный храм высотой 24 метра, рассчитанный на тысячу человек, предлагают возвести рядом с храмом святителя Митрофана Воронежского, памятником архитектуры конца XIX века, по адресу Вторая Хуторская улица, дом 40. По словам протоиерея Димитрия Смирнова, основная сложность заключается в том, что это место находится в зоне охраны памятника, однако инициаторы строительства уже обратились в соответствующие органы за разрешением.

источник: NEWSru.com


также в рубрике ] мы: