28 Мая 2013
Каждый, кто хоть мало-мальски знаком с историей евангельского движения начала XX века России, без сомнения знает об Иване Степановиче Прохнове - одном из лидеров и духовных вдохновителей этого движения, авторе замечательной книги «В котле России», повествующей о непростом пути русского евангельского пробуждения…
Сегодня в Москве живет потомок Ивана Степановича, его внучатый племянник Александр Андреевич Проханов. Александр Андреевич является писателем, журналистом, а также видным общественным деятелем. Его часто можно встретить в теле и радио эфире. Он много путешествует, причем нередко бывает в горячих точках планеты. Так, недавно Александр Андреевич побывал в Сирии, где, вот уже несколько лет, идет настоящая гражданская война…
Но, не смотря на свою занятость, Александр Андреевич любезно согласился выделить время для интервью порталу «Слово для тебя». Нашу беседу мы разделили на несколько частей. В перовой части Александр Андреевич рассказал и о своих духовных корнях, о своих предках и о том, как он обратился к Богу…
В детстве я жил в семье в баптистской атмосфере. Наши женщины, бабушки были исполнены баптистских молитвенных переживаний, состояний…
В нашей семье все время присутствовал Иван Степанович… Конечно я его не застал, но его образ и опыт всегда были с нами как часть семейного предания. Это представление об Иване Степановиче несколько расходится с каноническим образом, который сложился в евангельской среде, он более бытовой, более семейный. Впрочем, нам скорее был ближе брат его, Александр Степанович. Его труды, его журнал «Духовный христианин», его общение с Толстым, с Мережковским, с людьми серебряного века - христианскими вольнодумцами - наполняли семейное предание более, чем разговоры об Иване Степановиче.
Когда я уже женился, имел детей, мы жили на даче, в деревне и у нас была американская керосинка с тремя гнездами, которую, в свое время, Иван Степанович привез из Европы. Поэтому манную кашу мы варили «на огне Ивана Степановича».
Надо понимать, что сделал Иван Степанович Проханов, для русского религиозного движения. Евангельские христиане возникли из баптизма, а известно, что русский баптизм имел немецкие корни. Были проповедники, например, знаменитый В.А. Фетлер, который создал здесь многие баптистские общины, ориентировавшиеся на европейскую, германо-английскую традицию, а Иван Степанович русифицировал это христианское течение. Он трансформировал пронемецкий баптизм в русское евангельское движение. И поскольку оно было русским и создавалось оно в грозную, яростную русскую пору, рождалось оно «в котле России», поэтому евангельское движение имело такую же бурную внутреннюю энергию, связанную с желанием, по сути, создать Царство Божье на земле. И.С. Проханов был утопическим церковным мыслителем. Он мечтал о создании религиозной среды, религиозной общины, идеального поселения, которое он назвал «городом солнца», где бы люди жили по христианским заповедям и распространяли их на все: на природу, на небо, на растения, на животных и на братьев своих... Его роль была в русификации и резкой социализации евангельского движения.
Я не могу сказать, что я был воспитан в баптистках традициях, хотя в моем детстве звучали баптистские псалмы. Я помню, как моя бабушка пела: «Великий Бог, Ты сотворил весь мир…». Я помню также, что сам ей подпевал. Но я жил в атеистическое время и мое второе (а скорее даже первое) полноценное пришествие в христианство было уже в зрелом возрасте. И пришел я не к евангельской, не к баптистской форме христианства, а к православной. В свое время я увлекался русской историей, русской стариной, русской храмовой культурой, иконами… Под воздействием ценностей, святынь и, окружавших меня, православных людей, я крестился в православие. Впрочем, это не мешает мне чрезвычайно бережно относиться к моей родословной, и гордиться тем, что в моем генеалогическом древе существует такая ветка, имя которой Иван Степанович Проханов.
Записал Денис Гостев, специально для христианского просветительского портала слово-для-тебя.рф