![]() |
![]() |
![]() |
«Имя бога должно быть забыто на всей территории СССР»15 Мая 2013
Автор: Алексей Голубев
Борьба с «религиозным дурманом» началась в России ещё в 1917 году, сразу после революции. Однако поистине системный и бесчеловечный характер эта борьба обрела несколько позже, когда советская власть осознала, что главный и последний враг в деле построения светлого будущего – это Церковь. 15 мая 1932 года было объявлено о начале в СССР «безбожной пятилетки». Примечательно, что трудовые «пятилетние планы» были изобретены ещё в Российской Империи. Отсюда и берут своё начало советские пятилетки, в том числе и «безбожные». Антицерковная кампания стартовала под лозунгом «Долой мракобесие!», и главной её целью заявлялось просвещение трудящегося народа. Впоследствии «просвещение» переросло в массовый террор, призванный полностью уничтожить все существовавшие в стране религиозные организации. ![]() Губельман Миней Израилевич О необходимости проведения антирелигиозной пятилетки большевики заговорили ещё в конце 20-х гг. На XIV Всероссийском съезде Советов звучали призывы «принять меры к массовому выходу трудящихся из религиозных общин». В свою очередь главный безбожник страны председатель Союза безбожников Емельян Михайлович Ярославский (настоящее имя – Миней Израилевич Губельман) на совещании ЦК ВКП(б) назвал главнейшей задачей государства создание многомиллионной антирелигиозной организации. Для этого предлагалось применять «систему плановой вербовки членов». ОБЕЗБОЖИВАНИЕ И РАСЦЕРКОВЛЕНИЕ В 1929 году Союз безбожников меняет название на «Союз воинствующих безбожников» и начинает разрабатывать план пятилетки. При составлении плана учитывались тезисы Иосифа Сталина об обострении классовой борьбы, в которой самым ярым противником советской власти оставались религиозные организации. Важнейшей задачей СВБ было названо полное «обезбоживание» фабрик и сёл. Для этого Союзу предстояло организовать «соревнования» между ячейками – а) по количеству проведенных антирелигиозных лекций, докладов, бесед и вечеров; б) по количеству охваченных им слушателей; в) по повышению читаемости антирелигиозной литературы в библиотеках; г) по лучшему проведению антирелигиозных кампаний, безрелигиозных свадеб, похорон, октябрин и т.д. Кроме того, членам Союза рекомендовалось организовывать собственные ударные группы по проведению агроминимума на полях, создавать колхозы безбожников, группы безбожников по утеплению хлевов. ![]() Согласно программе Ярославского, «обезбоживание» и «расцерковление» должно было помогать проведению коллективизации и усиливать её. «Процесс сплошной коллективизации связан с ликвидацией... значительной части церквей... Мы не можем отрывать этот процесс от выполнения нашего пятилетнего плана», - докладывал председатель на заседании Союза зимой 1930 года. Вместе с тем, перед активом СВБ ставились задачи по организации рабоче-крестьянских антирелигиозных университетов и атеистических курсов, музея мирового значения «Дом безбожника». Планировалось в несколько раз увеличить тираж газеты «Безбожник», журнала «Антирелигиозник» и в кратчайшие сроки довести численность Союза до 10 миллионов человек. ![]() Однако уже в 1932 году в руководстве СВБ осознали, что реализация столь амбициозного плана проваливается почти по всем пунктам. Ряды безбожников не пополнялись новыми активистами, и число членов организации не превышало 5 миллионов. Городские ячейки и даже областные отделения фактически бездействовали и медленно распадались. Руководство Союза, не подводя итоги первой пятилетки, которая, по сути, так и не состоялась, решило объявить в мае 1932 года о начале второй пятилетки. К 1 МАЯ ИМЯ БОГА ДОЛЖНО БЫТЬ ЗАБЫТО Государство видело своей основной задачей построение бесклассового общества, «ликвидацию капиталистических пережитков» и их носителей. Всё население, способное работать, должно было превратиться в сознательных и активных созидателей справедливого социалистического мира. Одним из безусловных таких «капиталистических пережитков» была религия, в связи с чем СВБ утвердил «ряд решений для фронтального наступления на Церковь». ![]() В ходе второй пятилетки (с 1932 по 1937 гг.) планировалось, в частности, привлечь к антирелигиозной пропаганде все слои рабочих, вплотную заняться «просвещением» на деревне и создать безбожные ячейки в каждом совхозе и колхозе, проводить антирелигиозную подготовку учителей, развернуть районные СВБ под лозунгом «Вера в бога является контрреволюционной силой», издавать атеистическую литературу на языках всех народов, населяющих страну. Уже к 1933 году должны были закрыться все (!) церкви и молитвенные дома, к 1934 году - исчезнуть все религиозные традиции и праздники. К 1936 году власти намеревались уничтожить последних священнослужителей и довести численность борцов с «мракобесием и клерикализмом» до 17 миллионов человек. Таким образом, утверждали руководители СВБ, «к 1 мая 1937 г. имя бога должно быть забыто на всей территории СССР». ![]() Группа колхозников коммуны Обобществлённый труд - участников антирелигиозного движения, Тверская область, 1929 год Отдельное внимание уделялось подготовке «профессиональных» атеистов, которые вели пропаганду по всему Советскому Союзу. Антирелигиозные агитаторы обучались на 20 атеистических отделениях вузов, в антирелигиозных педагогических техникумах, специальных курсах и даже в детских антирелигиозных университетах. Однако число членов СВБ росло крайне медленно и на своём пике составляло 5,7 миллиона человек. Более того, некоторые «безбожники» сами ходили в незакрытые церкви на богослужения и отмечали религиозные праздники тайно. В 1935 году на Всесоюзном совещании безбожников руководители СВБ во главе с Ярославским признали, что «в стране существуют 10000 религиозных организаций, у многих миллионов людей не потеряна вера в бога, ячейки безбожников теряют своих членов». Вторая безбожная пятилетка, как и первая, оказывалась провальной. Довольно быстро нашли и виновных – ими оказались непосредственно религиозные организации, а также ряд предателей в руководстве самого Союза воинствующих безбожников. СЕКРЕТНАЯ ПЕРЕПИСЬ В 1936 году в процесс расцерковления вмешался Сталин. Он, в частности, выступил с критикой тезиса Ярославского о том, что «Комсомол решительно и беспощадно борется с религиозными предрассудками». «Зачем решительно и беспощадно? – Возмутился вождь народов. – Терпеливо надо разъяснять молодежи вред религиозных предрассудков, вести среди молодежи пропаганду материалистического мировоззрения, единственно научного». ![]() После этого заявления чуткие идеологи из СВБ сменили курс по проведению «обезбоживания», но никаких существенных плодов это всё равно не принесло. В 1937 году власти были по-настоящему шокированы данными проведённой переписи населения, согласно которым треть всех городски жителей и две трети сельчан назвали себя верующими. Среди неграмотных православные верующие от 16 лет и старше составляли 68 процентов, среди грамотных – почти 80 процентов. ![]() Результаты этой переписи строго засекретили (и опубликовали лишь в 1990 году), как-либо использовать их категорически запрещалось. Трагичной оказалась судьба тех, кто проводил перепись, - многие из них подверглись репрессиям. ТЕРРОР После двух провальных безбожных пятилеток в истории страны начался период, который дал Русской Церкви больше мучеников, чем вся история христианства на Земле. Власть перешла к массовому физическому уничтожению церквей, духовенства и простых верующих. Ежегодно закрывалось несколько тысяч храмов. С 1937 по 1941 гг. году были арестованы около 180 тысяч священников и церковнослужителей, более половины из них - 110 тысяч человек – были расстреляны, остальные – репрессированы. К началу Великой Отечественной войны в Советском Союзе оставалось всего чуть больше пяти с половиной тысяч священнослужителей, большинство из которых находились на присоединённых к СССР в 1939-1940 гг. территориях. ![]() Момент взрыва колокольни Симеоно-Аннинского храма (август 1936 г.) В эти годы неоднократно звучали призывы провести третью безбожную пятилетку. По словам всё того же Емельяна Ярославского, следующее десятилетие должно было стать «временем полного освобождения масс от реакционного влияния религии». В статье журнала «Большевик» от 1939 года отмечалось: «Всякий, даже самый советский поп - мракобес, реакционер, враг социализма», поэтому «задача 3-й пятилетки состоит в том, чтобы вытравить из сознания людей все эти пережитки». Несмотря на это, третья пятилетка так и не была объявлена. Отношение государства к религии в корне изменилось в годы Великой Отечественной войны, когда руководство страны решило не уничтожать Церковь как институт, а сделать её полезной и полностью подконтрольной власти. Источник:
|
![]() |
2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник «Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63 E-mail: sclj@sclj.ru |