ДТП, что и говорить, штука неприятная. За редчайшим исключением кто-то оказывается виновником и расплачивается потом (лично или через страховую) за все, что побито и покорежено. Даже и так бывает, что человек ничего предосудительного не совершал, был осторожен, но видимость плохая, слепой перекресток, цепочка неудачных совпадений — и вот тебе пара-тройка битых машин, ущерб на миллион. И формально он виноват, потому что приоритет был не у него. Может быть, где-нибудь в США он бы засудил городские власти, что не поставили лишнего светофора или знака ограничения скорости, а у нас он, как правило, платит пострадавшим и их страховым — или бегает от них, уж насколько совести хватит. Моя жена год назад попала именно в такую ситуацию, расплата была тяжелой.
Но этим летом произошло чудо. Некий водитель за рулем машины, на которую у него не было совершенно никаких документов, врезался в другую, повредил еще и третью — причем все это на Садовом кольце, где ни слепых перекрестков, ни гололеда, ни тумана не наблюдалось. От освидетельствования на предмет содержания алкоголя в крови отказался, был за это лишен прав мировым судьей. Более того, полиция установила, что именно он не выбрал безопасную скорость и в результате не справился с управлением. Однако выяснилось, что игумен Тимофей, в миру — Алексей Подобедов, в ДТП нисколько не виноват, все — лишь наветы недоброжелателей церкви. Ну и никаких выплат пострадавшим или их страховым, разумеется.
Отец Тимофей попал в новостную ленту несколько ранее, прошлым великим постом. Он был тогда настоятелем в храме Илии Пророка в Обыденском переулке в самом центре Москвы, одного из немногих храмов, которые не закрывались и в советское время. Это был своего рода храм старой московской интеллигенции, славный своими традициями.
Накануне последней Пасхи его на некоторое время закрыли на спецобслуживание (официальная версия — в связи с подготовкой к празднику). В храме крестил свою дочь, родившуюся от суррогатной матери, Филипп Киркоров. Тогда почему-то больше всего обсуждался именно факт появления певца на амвоне. Но для церковного мира куда важнее другое обстоятельство: официальный документ РПЦ гласит, что суррогатное материнство «противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе», поскольку оно разрывает связь между матерью и младенцем. К этому явлению можно относиться по-разному, но раз существует официальный церковный документ, объявляющий нечто грехом, то человека, совершившего этот грех, надо не на амвон приглашать для поздравлений, а призывать к покаянию.
В недавнем интервью «Комсомольской правде» отец Тимофей высказался и по этому поводу: дескать, суррогатное материнство есть старинный обычай, к нему прибегал еще праотец Авраам, имевший детей не только от жены Сарры, но и от ее служанки Агари. Ну, во-первых, Агарь с сыном Измаилом никто никогда не разлучал, все его детство они жили при Аврааме, а во-вторых, когда современные нормативные церковные документы расходятся с поведением ветхозаветных праотцев, казалось бы, священник должен следовать этим документам, а не праотцам. В те времена вообще считалось нормальным и естественным для богатого мужчины иметь много жен, еще больше наложниц, а к тому еще сотни рабов. Вероятно, некоторые наши современники охотно возродили бы и этот обычай, но не уверен, что церковь должна будет их в этом поддержать.
А потом случился этот спорткар с мальтийскими дипломатическими номерами и причудливое постановление суда: да, действия Подобедова стали причиной аварии, но нет, Подобедов никак в этой аварии не виноват. И, глядя на все это, в очередной раз убеждаешься, что в мире богатых, знаменитых и успешных действуют свои законы, первый из которых гласит: «Мы всегда правы и всегда имеем право на то, что делаем». Вот как не вспомнить тут знаменитое пелевинское «солидный Господь для солидных господ»?
Сразу после того происшествия отец Тимофей был снят с должности настоятеля и временно запрещен в служении, вплоть до окончания расследования по этому делу. Одновременно стали раздаваться голоса и в его защиту. Одни говорили, что он ни в чем не виноват и его подставили, другие — что если и виноват, то исключительно как частное лицо, а не как священник, поскольку был не в рясе и находился не в храме. По этой логике священник — просто такая служебная функция, которая ни к чему не обязывает человека, как только он выходит на улицу.
Наконец, прозвучали слова об информационной войне против церкви. Дескать, вся эта история раздувается только потому, что в ДТП участвовал священник — и некоторые пользуются возможностью опорочить церковь в целом. Мало ли машин бьется каждый день в нашем городе?
Я уверен, что об этой истории действительно бы уже давно забыли, если бы отец игумен поступил, как следует поступать нормальному человеку в подобной ситуации: признал бы свою ответственность за произошедшее и стал бы договариваться с пострадавшими и их страховыми о размере и порядке урегулирования ущерба. Но нет, не пожелал. Репутационные потери церкви уже намного выше, чем стоимость ремонта тех машин, и конца этой истории не видно: страховые двух других участников аварии наверняка с таким вердиктом не согласятся и обратятся в суд, чтобы доказать очевидное: причинно-следственную связь между действиями Подобедова и ущербом, причиненным двум другим машинам. Кто выиграет этот суд, не берусь предсказать, но репутация церкви, несомненно, в нем пострадает при любом исходе.
Может быть, информационная война против церкви действительно идет. А может быть, к ее представителям просто стали предъявлять те же требования честности и открытости, что и ко всем остальным — и многие оказались не готовы. Куда проще читать с амвона проповедь о нестяжании, смирении и братолюбии, чем просто и честно сказать: «да, было дело, оступился, готов понести ответственность». Но если такая война действительно идет, остается предположить, что в церковных тылах действует отряд переодетых диверсантов, которые подрывают авторитет и отпугивают паству.