О нас новости Судебная практика Законодательство Аналитика Пресс-центр Справочные материалы

Церковь начинает движение к власти

  версия для печатиотправить ссылку другу
22 Мая 2012

Теперь ясно, какое место в обществе отвел для себя Московский Патриархат. «Это не может не быть место, которое является центральным». Так информагентства передают слова председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина. На днях он сделал заявления, отчасти повторяющие его предыдущие высказывания о роли религии в России. Только на этот раз официальный представитель РПЦ поднял планку требований. Церковь должна быть не равноправным участником общественного диалога, а его модератором. Напомним, что сейчас в этой роли выступает государство.

По мнению Чаплина, Церковь «только начинает движение» к предназначенной ей миссии – быть «власть имущей во всех областях общественной жизни», при этом «не бояться предлагать свои рецепты... обновления государственной жизни». Чего нам ожидать от такой перспективы? Все знают, что этот служитель РПЦ ранее поднимал тему реставрации монархии в России. Свежи в памяти его же рассуждения о допустимости в России альтернативных правовых систем, таких как шариат. Согласно последним высказываниям Чаплина, мнение Церкви должно быть решающим не только в политике и экономике, но и в частной и семейной жизни граждан. Вспоминаются горячие споры о православном дресс-коде и православной точке зрения на права ребенка в семье. Если Церковь и впрямь станет власть имущей, у нее появится больше возможностей воплотить свои замыслы.

Согласно евангельскому идеалу, напоминает Чаплин, нормой является не плюрализм мнений, а единственность истины. Возникает вопрос: как в рамках одного государства могут сосуществовать не только «евангельская» и «шариатская» истины, но и догматы всех четырех религий, согласно Закону «О свободе совести» признанных традиционными для России? Не стоит тратить время на то, чтобы показать, насколько различны представления этих вероучений об идеальном государственном и общественном устройстве, а также о частной жизни человека. В таких условиях для РПЦ претендовать на роль верховного арбитра – значит вступить в открытое противостояние с другими религиозными общинами и теми, кто не разделяет религиозные убеждения.

По мнению протоиерея Чаплина, именно мировоззрение определяет общественные процессы в современном мире. Действительно, усиление влияния религиозных убеждений на политику мы наблюдаем, например, в последних событиях в арабских странах, знаем о роли консервативного христианства в антиглобалистских и антиинтеграционных движениях Запада. Только заметим, что все эти тенденции сопровождают меж- и внутрицивилизационные конфликты. Наша страна не стала исключением. Все чаще мы наблюдаем конфликты, в которых задействованы РПЦ и другие религиозные организации. Симптомами этой нарастающей конфронтации можно считать соревнование в количестве и массовости различных молебнов, поклонений святыням, автопробегов, политических стояний и гуляний.

Чаплин говорит, что вера как простого гражданина, так и политика не может не влиять на их мнения и действия в отношении общественной жизни. Действительно, в условиях демократии убеждения лидеров – важный фактор для избирателя, когда он задумывается о том, оказать ли лидерам поддержку. То же касается мотивации миллионов граждан, когда они поступают в общественной или частной жизни тем или иным образом. Но эти решения принимаются в порядке индивидуального выбора. РПЦ же предлагает корпоративный подход, советует собираться в религиозные группы и коллективно отстаивать их интересы в борьбе за политическую гегемонию. Демократия подменяется идеалом корпоративного государства. Такой путь трудно назвать соответствующим принципам конституционного строя России. Он угрожает общественному согласию и запускает механизм гражданского противостояния.

источник: НГ-Религии


также в рубрике ] мы: