11 Мая 2012
Столичная мэрия и Русская православная церковь (РПЦ) заключили соглашение о сотрудничестве в целях духовно-нравственного просвещения школьников. С помощью Церкви власти намерены, в частности, заниматься профилактикой экстремизма и ксенофобии среди детей и подростков, а также совместно проводить экспертизу учебных материалов. «Известия» ознакомились с документом, подписанным главой департамента образования Исааком Калиной и викарием Московской епархии Арсением, архиепископом Истринским.
Для того чтобы это соглашение начало работать, будет создана рабочая группа из представителей РПЦ и департамента. Впрочем, кто именно будет следить за духовно-нравственным развитием московских школьников, пока неизвестно. Как пояснил представитель департамента образования Александр Гаврилов, документ носит «рамочный характер», а рабочая группа пока только формируется.
Однако основные задачи, которые предстоит решить чиновникам и представителям московского духовенства, уже обозначены. В частности, в документе говорится об «обеспечении прав граждан на свободное и добровольное приобщение детей к ценностям и традициям православной культуры» в образовательных учреждениях, о создании условий для изучения основ православия и вклада в историю и культуру выдающихся деятелей РПЦ. В соглашении говорится и о том, что необходимо проводить совместную экспертизу учебных материалов для курсов православной культуры.
Планируется также организовать отдельные координационные советы по вопросам воспитания, духовно-нравственного просвещения детей и профилактики среди молодежи экстремизма, ксенофобии и различных социальных отклонений (наркомании, алкоголизма, половой распущенности и т.д.). А для педагогов, в том числе на базе религиозных организаций РПЦ, будут проводиться конференции и семинары. Отдельно авторы говорят о том, что нужно «интегрировать негосударственные православные общеобразовательные учреждения» в столичную систему образования и помогать в развитии их дальнейшего взаимодействия.
По мнению лидера Ассоциации православных экспертов Кирилла Фролова, последняя инициатива даст «зеленый свет» православным школам. Эксперт увидел в состоявшемся объединении и политические причины.
— Соглашение между мэрией и РПЦ — это реализация нового курса Путина на углубление социального партнерства Церкви и государства. Если школьники не будут знать основы тысячелетней православной культуры, они не пойдут защищать страну, — отметил Фролов.
Напомним также, что с сентября 2012 года в школах стартует комплексный курс «Основы религиозных культур и светской этики», включающий в себя шесть модулей — «Основы светской этики», «Основы православной культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы исламской культуры», «Основы буддисткой культуры», «Основы иудейской культуры».
Предварительная апробация курса в 21 российском регионе выявила, что православие пользуется меньшей популярностью среди школьников, чем «светский» модуль (30% против 42%). Президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков не отрицает, что в Москве в связи с объединением эти цифры могут измениться. По его мнению, интеграция любой конфессии в образовательный процесс будет положительно влиять на детей — в частности, в вопросах терпимого отношения к представителям противоположных религиозных мировоззрений.
— У РПЦ и священников богатый опыт нравственно-духовного развития личности, — согласен с экспертом зампредседателя Московского родительского комитета Руслан Ткаченко.
Однако далеко не все родители готовы разделить подобную точку зрения. Так, по мнению руководителя общественного движения «Московские родители» Галины Шнайдер, нужно сохранить курс на дальнейшее развитие светского образования.
— Для желающих изучать религию, интегрироваться в религиозный процесс есть специальные церковно-приходские школы. Церковь не должна становиться политической структурой. Ни Церкви, ни политики не должно быть у нас в школе, — отметила она.
Согласно данным февральского опроса «Левада-Центра», 73% опрошенных россиян признали роль религии в своей жизни. При этом 56% респондентов не хотели бы, чтобы представители власти руководствовались религиозными убеждениями при принятии решений, 65% высказались против участия религиозных деятелей в политической жизни, 43% — против преподавания основ религии в школах (за — 44%).