Никитин: есть проблемы с ведением курса по основам религиозных культур18 Ноября 2011
С апреля 2012 года во всех российских школах начнут преподавать курс "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ), который в течение двух лет проходил апробацию в 21 регионе. О том, готовы ли школы к его введению, в интервью РИА Новости рассказывает президент Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Эдуард Никитин. - Эдуард Михайлович, два года ваша академия занималась подготовкой тьюторов, которые, в свою очередь, готовили учителей в 21 регионе к преподаванию курса по основам религиозных культур и светской этики. Какова готовность школ страны к введению нового курса? Директора некоторых московских школ утверждают, что ничего еще о нем не знают. - За два прошедших года создана модель - мы знаем, как вводить этот предмет. Но надо понимать: сегодняшняя ситуация отличается от ситуации двухлетней давности, когда принимались решения об апробации. Два года назад была внятная позиция государства по отношению к этому предмету - были выделены средства на повышение квалификации, подготовку тьюторов, издание учебников, методической литературы. А сейчас вся ответственность, в том числе финансово-экономическая, по введению этого предмета переложена на местные бюджеты, а конкретно - на бюджеты школ. Региональные и муниципальные власти должны будут найти средства на повышение квалификации учителей, учителя - на приобретение книг, родители - на покупку учебников. Той государственной заинтересованности, какая проявлялась в целевом финансировании два года назад, сейчас почему-то нет. При этом речь идет совсем о других масштабах. Если в апробации курса участвовал 21 регион - всего 10 тысяч школ, 15 тысяч учителей, 40 тысяч школьников, то сейчас порядок цифр другой: новый курс появится дополнительно в 37-40 тысячах школ, его будут изучать еще 800 тысяч школьников и для этого необходимо обучить 50 тысяч учителей. Причем если мы готовили 1000 тьюторов, и один тьютор обучал 15 учителей - это вполне нормально. Сейчас же в планах Минобрнауки предусмотрена подготовка 500 тьюторов на 50 тысяч учителей. И тьюторов должны подготовить уже до нового года, а в феврале-марте они начнут работать с учителями. - А это реально - с учетом того, что для большинства учителей материал курса принципиально новый? - Риск того, что учителя не поймут этого курса по содержанию, всегда осознавался. Ни в педвузах, ни в школе подобная тематика прежде не изучалась. А материал, прямо скажем, непростой. Тут важен уровень готовности учителей к восприятию этого сложного предмета. Как правило, такая готовность выше у учителей истории или литературы - у них более основательная базовая гуманитарная подготовка. Но за два года мы увидели, что 60 процентов тех, кто преподает этот предмет, - учителя начальных классов. Поэтому, на мой взгляд, проблема организации повышения квалификации становится ключевой. И самые большие риски связаны фактически с нехваткой времени на обучение. Да, появился за два года новый ресурс - 21 регион, где проходила апробация курса. Опыт этих регионов надо использовать. Но ведь прежде надо продумать, как одна территория сможет принять учителей из другого региона, что это будут за стажерские площадки. - А как обстоит ситуация с учебниками? В свое время были сложности из-за того, что их писали в сжатые сроки. - Все учебные материалы есть. Ревизии и переделки учебно-методических комплектов не потребуется. Есть необходимость некоторой доработки в части упрощения формулировок - например, учебник по светской этике оказался очень сложным, - и эта работа проводится. - Курс вели в последней четверти четвертого класса и в первой четверти пятого класса. Как показала практика, это удобно? - Лучше было бы не разбивать курс, а вести его полностью, например, в четвертом классе. Поскольку чаще всего уроки ведут учителя начальных классов, не все потом решают продолжать курс в пятом классе. И, по-моему, достаточно не двух часов в неделю, как сейчас, а одного. Учителям сейчас очень много приходится готовиться к урокам, курсом повышения квалификации ограничиться невозможно, и подготовка к каждому уроку занимает три - четыре часа. Это большая нагрузка. - Есть ли у родителей или школ возможность отказаться от уроков ОРКСЭ? Министр Андрей Фурсенко в одном из интервью говорил, что во время апробации такие прецеденты были. - Единичные случаи, когда родители отказывались от этого предмета, действительно были. Речь идет о малокомплектных школах, где у школьников не было реальной возможности выбора одного из модулей, и тогда они решали не посещать курс вообще. Но сейчас согласно приказу Минобрнауки этот предмет станет частью федерального базисного учебного плана, обязательного к изучению. А это значит, родители и школьники не смогут отказаться от курса - это все равно что прогуливать занятия. Но возможность выбора одного из предложенных модулей, конечно же, сохранится.
Материал подготовила Елена Кузнецова (НИУ ВШЭ) источник:
|
2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник «Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63 E-mail: sclj@sclj.ru |