О нас новости Судебная практика Законодательство Аналитика Пресс-центр Справочные материалы

О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях Российской Федерации

  версия для печатиотправить ссылку другу

ПИСЬМО
МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 19 марта 1993 года N 47/20-11п

О светском характере образования
в государственных образовательных учреждениях
Российской Федерации

Отношение государственной школы к религии определяется законами Российской Федерации "Об образовании" и "О свободе вероисповедания".

В соответствии со статьей 9 Закона РСФСР "О свободе вероисповедания" государство обязано уважать право ребенка, его родителей или лиц, их заменяющих, на выбор согласно их убеждениям путей и форм нравственного и религиозного воспитания.

Граждане Российской Федерации в отношении религии придерживаются разных убеждений. Они исповедуют христианство, ислам, буддизм и т.д., не исповедуют никакой религии потому, что мировоззренчески не определились или придерживаются атеистических убеждений, считают себя агностиками, светскими гуманистами. Убеждения всех граждан государство обязано уважать в соответствии с конституционным принципом свободы совести при том условии, что эти убеждения не противоречат закону и не ущемляют права и интересы других граждан. Предпочтение какой-либо одной мировоззренческой ориентации со стороны государства неизбежно означает дискриминацию по отношению к другим, появление монополии в вопросах духовного развития личности. Государство предоставляет возможность выбора мировоззрения каждому гражданину как его личного выбора, как его частного дела по отношению к государству.

Родители, отдавая ребенка в государственную школу, должны знать, что школа не может взять на себя обязательство воспитывать его в соответствии с каким-либо определенным религиозным или атеистическим выбором родителей. Это необходимое условие того, что школа не будет воспитывать у детей убеждения, которые родители и дети считают для себя неприемлемыми.

В связи с вышеизложенным Министерство образования Российской Федерации в сфере духовного развития личности придерживается следующих положений.

1. Государственные органы управления образованием обязаны соблюдать принцип раздельности светского и религиозного образования. Светский характер образования в государственных образовательных учреждениях является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования (статья 2 Закона Российской Федерации "Об образовании" - "Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797, стр. 2222). Это означает, что в школе недопустимо религиозное или атеистическое воспитание в любых формах. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами; учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений.

2. "Преподавание религиозно-познавательных, религиозных и религиозно-философских дисциплин, не сопровождающееся совершением религиозных обрядов и имеющее информативный характер, может входить в учебную программу государственных учебных заведений" (ст.9 Закона РСФСР "О свободе вероисповедания" - "Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР", 1990, N 21, ст.240, стр.286). С этой целью в школах могут быть введены факультативные курсы "История религий", "Мировые религии", "Религиоведение", "Великие книги человечества" и др., опубликованные в сборниках "Вестник образования", научно-методических журналах Министерства образования России.

3. Изучение религиоведческих проблем может осуществляться в учреждениях внешкольного дополнительного образования в объединениях учащихся (кружках, клубах, лекториях, научных обществах учащихся и пр.) в целях наиболее полного удовлетворения духовных потребностей учащихся.

4. Преподавать в школах и в учреждениях внешкольного дополнительного образования историю религии и другие религиоведческие дисциплины должны учителя и педагоги дополнительного образования, имеющие специальную профессиональную подготовку.

5. Органам управления образованием, институтам повышения квалификации работников образования, педагогическим вузам необходимо осуществить подготовку и переподготовку педагогических кадров, способных обеспечить качественное преподавание в школе истории религии и других религиоведческих дисциплин.

6. Государственные органы управления образованием обязаны контролировать соблюдение законов "Об образовании" и "О свободе вероисповедания" в образовательных учреждениях и не допускать их нарушения. В то же время государство признает за гражданами право создавать в целях религиозного или атеистического воспитания негосударственные образовательные учреждения. Создание религиозных воскресных школ или классов не относится к компетенции органов управления образованием. Государство обеспечивает в негосударственных образовательных учреждениях, в том числе и конфессиональных, контроль за реализацией общеобразовательных программ и требований государственных образовательных стандартов.

7. "Преподавание вероучений, а также религиозное воспитание могут осуществляться в негосударственных учебных и воспитательных заведениях, частным образом на дому или при религиозном объединении, а также факультативно по желанию граждан представителями религиозных объединений с зарегистрированным уставом в любых дошкольных и учебных заведениях и организациях" (статья 9 Закона РСФСР "О свободе вероисповедания" - "Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР" 1990, N 21, ст. 240, стр. 286).

8. Одновременно сообщаем, что отменяются как противоречащие законам "Об образовании" и "О свободе вероисповедания" письма Министерства просвещения РСФСР - от 24.08.71 N 389 "Об усилении атеистического воспитания учащихся общеобразовательных школ и студентов педагогических учебных заведений"; от 09.08.74 N 357-М "Об усилении научно-атеистического воспитания учащихся средней общеобразовательной школы"; от 15.04.84 N 4-14/130/33-24/14-446/16 "О рекомендациях по дальнейшему улучшению атеистической пропаганды среди учащихся в свете решений Июньского (1982 года) Пленума ЦК КПСС"; от 14.01.85 N 15-М "Об атеистическом воспитании детей в дошкольных учреждениях". 


  
также в рубрике ] мы: