Руководителям территориальных органов Министерства юстиции Российской Федерации

ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РФ
от 27.12.99. №10766 - СЮ

Руководителям территориальных органов Министерства юстиции Российской Федерации

В соответствии с поручением Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации N ПЗ-631 от 13.10.99 года в дополнение к ранее направленным инструктивным письмам и рекомендациям Минюста России направляются для использо­вания в практической деятельности по регистрации и перерегистра­ции религиозных организаций методические рекомендации по примене­нию некоторых положений Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", разработанные Департаментом по делам общественных и религиозных объединений с учетом накопленной пра­воприменительной практики.

Данные методические рекомендации подготовлены на основе пос­тупивших в Минюст России соответствующих запросов территориальных органов юстиции и изложены в виде ответов на вопросы.

Одновременно в порядке информации сообщаем следующее.

1. Конституционный Суд Российской Федерации своим постанов­лением от 23 ноября 1999 года по делу о проверке конституционнос­ти абзацев третьего и четвертого пункта 3 статьи 27 Федерального закона от 26 сентября 1997 года "О свободе совести и о религиоз­ных объединениях" в связи с жалобами религиозного общества Свиде­телей Иеговы в городе Ярославле и религиозного объединения "Хрис­тианская церковь Прославления" установил, что религиозные органи­зации, учрежденные до вступления данного Федерального закона в силу, а также местные религиозные организации, входящие в струк­туру централизованной религиозной организации, пользуются правами юридического лица в полном объеме, без подтверждения пятнадцати­летнего минимального срока существования на соответствующей тер­ритории, без ежегодной перерегистрации и без ограничений, предус­мотренных абзацем четвертым пункта 3 статьи 27 названного Феде­рального закона.

В связи с этим абзацы третий и четвертый пункта 3 статьи 27 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объедине­ниях" при проведении перерегистрации религиозных организаций не подлежат применению.

2. Государственная Дума II созыва не рассмотрела проект фе­дерального закона "О внесении-изменений в пункт 4 статьи 27 Феде­рального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" в части продления срока перерегистрации религиозных объединений, поддержанный Правительством Российской Федерации, Советом по вза­имодействию с религиозными объединениями при Президенте Российс­кой Федерации и одобренный Советом Государственной Думы. В соот­ветствии с регламентом Государственной Думы данный законопроект будет рассмотрен в первоочередном порядке Государственной Думой нового созыва.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ ОРГАНАМИ ЮСТИЦИИ НЕКОТОРЫХ ПОЛОЖЕНИЙ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О СВОБОДЕ СОВЕСТИ И О РЕЛИГИ­ОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ"
В ЧАСТИ РЕГИСТРАЦИИ И ПЕРЕРЕ­ГИСТРАЦИИ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ


1. Нормативно-правовые основы деятельности органов юстиции по регистрации и перерегистрации религиозных организаций.

Во исполнение Федерального закона "О свободе совести и о ре­лигиозных объединениях", далее именуется Федеральный закон, для производства государственной регистрации и перерегистрации рели­гиозных организаций приняты следующие нормативно-правовые акты:

Постановление Правительства Российской Федерации "О порядке регистрации, открытия и закрытия в Российской Федерации предста­вительств иностранных религиозных организаций" от 2 февраля 1998 года N 130 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, И 6, ст. 754);

Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 30 марта 1998 г. N 32 "О порядке реализации постановления Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. N 130 "О порядке ре­гистрации, открытия и закрытия в Российской Федерации представи­тельств иностранных религиозных организаций";

Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 16 фев­раля 1998 г. N 19, зарегистрирован в Минюсте России 5 марта 1998 года, регистрационный N 1482 "Об утверждении Правил рассмотрения заявлений о государственной регистрации религиозных организаций в органах юстиции Российской Федерации" (Бюллетень нормативных ак­тов федеральных органов исполнительной власти, 1998, N 7);

Постановление Правительства Российской Федерации "О порядке проведения государственной религиоведческой экспертизы" от 3 июня 1998 г. N 565 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 23, ст. 2560);

Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 8 октяб­ря 1998 г. N 140, зарегистрирован в Минюсте России 22 октября 1998 г., регистрационный N 1639 "О порядке реализации постановле­ния Правительства Российской Федерации от 3 июля 1998 г. N 565 "О порядке проведения государственной религиоведческой экспертизы" ("Российская газета" от 4 ноября 1998 г., Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 1998, N 30);

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации по делу о проверке конституционности абзацев третьего и четвертого пункта 3 статьи 27 Федерального закона от 26 сентября 1997 года "О свободе совести и о религиозных объединениях" в связи с жало­бами религиозного общества Свидетелей Иеговы в городе Ярославле и религиозного объединения "Христианская церковь Прославления" от 23 ноября 1999 года ("Российская газета" от 16 декабря 1999 г.).

2. В какой части на религиозные организации распространяются положения Федерального закона "О некоммерческих организациях"?

Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Феде­ральный закон "О некоммерческих организациях" от 4 ноября 1998 г. (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 48, ст.5849) установил, что особенности правового положения, созда­ния, реорганизации и ликвидации религиозных организаций, управле­ния религиозными организациями определяются федеральным законом о религиозных объединениях и исключил религиозные организации из под действия статей 13-19, 21-23, 28-30 Федерального закона "О некоммерческих организациях". Положения иных статей указанного Закона в части, касающейся религиозных организаций, остались в силе.

3. Каким образом регулируются вопросы членства в религиозной организации? Может ли быть членом религиозной организации несо­вершеннолетний?

Вопросы религиозной принадлежности и членства в религиозной организации относятся к внутренним установлениям религиозных ор­ганизаций и регулируются не Законом, а каноническими установлени­ями той или иной Церкви. Следовательно, несовершеннолетний может быть членом религиозной организации, если это предусмотрено ее канонами. В то же время согласно п.5 ст.3 Федерального закона запрещается вовлечение в религиозные объединения малолетних, т.е. лиц, не достигших четырнадцатилетнего возраста, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих.

Федеральным законом для религиозных организаций введены по­нятия учредители и участники, а также установлены предъявляемые к ним требования. Поскольку в уставе религиозной организации в со­ответствии с требованиями п.2 ст.10 Федерального закона указыва­ется порядок ее создания и формирования руководящих органов, которые по смыслу Закона образуются из числа участников религиозной организации, то механизм и процедура оформления участия граждан в деятельности религиозной организации должен быть отражен в ее ус­таве.

4. Могут ли регистрирующие органы требовать от религиозной организации предусматривать в ее учредительных документах созда­ние определенных руководящих, исполнительных и контролирующих органов?

Согласно п.2 ст.10 Федерального закона в уставе религиозной организации указываются структура организации, органы управления, порядок их формирования и компетенция. В то же время регистрирую­щие органы не вправе требовать от религиозной организации созда­ния не предусмотренных законом органов управления, поскольку в соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства регистрирующие органы не должны вмеши­ваться в вопросы их внутреннего устройства и управления и уважают право религиозных объединений выбирать, назначать и заменять свой персонал согласно своим соответствующим требованиям и стандартам, если эти установления не противоречат законодательству Российской Федерации.

5. Что понимать под терминами структурная и вероисповедная принадлежность религиозной организации?

Федеральный закон не дает определения терминов структура и вероисповедание религиозной организации. В то же время с общепри­нятой точки зрения под структурой (от латинского "struktura" -строение, устройство) следует понимать иерархическое и институци­онное устройство религиозной организации, а под структурным под­разделением - входящую в ее состав организацию. Вероисповедение -это принадлежность организации к какой-либо религии, имеющей свое разработанное вероучение и культовую практику. Понятия структур­ная и вероисповедная принадлежность могут не совпадать, так как последователи одной веры, например, мусульмане, могут иметь нес­колько самостоятельных духовных управлений (религиозных центров). Согласно Закону структурная принадлежность религиозной организа­ции указывается в ее уставе и подтверждается соответствующим до­кументом.

6. Могут ли иностранные граждане быть учредителями, участни­ками и руководителями религиозных организаций?

В соответствии с п.3 ст.62 Конституции РФ иностранные граж­дане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случа­ев, установленных федеральным законом или международным, договором Российской Федерации.

Пунктом 1 ст.9 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" установлено, что учредителями местной религиозной организации могут быть только граждане Российской Фе­дерации.

Согласно п.1 ст.6 и п.1 ст.8 Федерального закона участниками религиозных объединений наряду с гражданами РФ могут быть и иные лица, постоянно и на законных основаниях проживающие на террито­рии РФ. При этом в соответствии со ст.5 Закона СССР от 24 июня 1981 года "О правовом положении иностранных граждан в СССР" (действует в Российской Федерации на основании постановления Вер­ховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года "О ратификации Сог­лашения о создании Содружества Независимых Государств") иностран­ные граждане могут постоянно проживать в стране, если имеют на -то разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел.

В то же время согласно п.2 ст.20 Федерального закона "О сво­боде совести и о религиозных объединениях" религиозные организа­ции в установленном порядке имеют право приглашать иностранных граждан для занятия профессиональной, проповеднической, религиоз­ной деятельностью. При этом временно пребывающие в Российской Фе­дерации иностранные граждане вправе осуществлять данную деятель­ность без оформления участия в организации и не замещая какие-ли­бо должности в ее руководящих органах, поскольку исходя из выше­названных положений Закона они не могут быть участниками религи­озных организаций.

Кроме того, в соответствии со ст.7 Закона СССР "О правовом положении иностранных граждан в СССР" временно пребывающие в стране иностранные граждане могут заниматься профессиональной де­ятельностью, если это совместимо с целью их пребывания в стране, которая указывается во въездной визе, выдаваемой консульскими уч­реждениями МИД России.

К иностранным религиозным деятелям, осуществляющим професси­ональную деятельность на территории Российской Федерации в зарегистрированных религиозных организациях, не применяется порядок оформления, установленный Указом Президента РФ от 16.12.1993 г. N 2146 "О привлечении и использовании в Российской Федерации иност­ранной рабочей силы" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 51, ст.4934). В то же время иност­ранные граждане, въехавшие в Российскую Федерацию с намерением работать по найму в религиозных организациях, должны соблюдать утвержденный настоящим Указом обязательный порядок выдачи разре­шений и подтверждений на право трудовой деятельности на террито­рии России.

7. Согласно п.2 ст.13 Федерального закона представительства иностранных религиозных организаций не могут заниматься культовой и иной религиозной деятельностью. Какие действия подпадают под это ограничение?

Федеральный закон не раскрывает понятие "культовая и иная религиозная деятельность". В то же время в религиоведческой лите­ратуре понятие "культ" (от лат. cultus - почитание) обозначает совокупность определенных сакральных традиций, обрядов, церемоний и действий, присущих любой религии. Следовательно, под культовой и религиозной деятельностью понимается деятельность, связанная с основанием молитвенных зданий, проведением культовых (религиоз­ных) обрядов и церемоний, религиозным обучением и воспитанием, распространением веры (миссионерская деятельность), паломничест­вом к святым местам и иная деятельность, относимая соответствую­щим вероучением к культовой.

8. Может ли местная религиозная организация входить в струк­туру религиозного центра, находящегося за пределами Российской Федерации? Где осуществляется регистрация таких организаций?

Федеральный закон такую возможность предусматривает ив п. 6 ст.11 устанавливает, что в случае, если вышестоящий руководящий орган (центр) местной религиозной организации находится за преде­лами Российской Федерации, то в регистрирующий орган дополнитель­но представляются надлежаще удостоверенные устав или иной осново­полагающий документ иностранной религиозной организации. Кроме того, согласно п.1 ст.9 Закона учредители местной религиозной ор­ганизации должны представить документ, подтверждающий существова­ние на данной территории не менее пятнадцати лет соответствующей религиозной группы, поскольку иностранный религиозный центр не является централизованной религиозной организацией, созданной в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст.11 Федерального закона государственная ре­гистрация всех местных религиозных организаций производится тер­риториальными органами юстиции.

9.Могут ли быть участниками местной религиозной организации граждане, проживающие вне пределов соответствующего поселения?

По смыслу п. 3 ст.8 Федерального закона местной религиозной организацией признается организация, состоящая не менее чем из десяти участников, постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении. При этом требования о том, чтобы все участники религиозной организации постоянно прожи­вали в соответствующей местности либо в одном городском или сель­ском поселении, Закон не содержит.

10. Может ли одно лицо являться учредителем или участником нескольких религиозных организаций одного вероисповедания?

Действовавшее до октября 1990 года законодательство о рели­гиозных объединениях устанавливало, что каждый гражданин может быть членом только одного религиозного общества или группы. Дейс­твующий Федеральный закон такого ограничения не содержит.

11. Может ли в одном городском или сельском поселении созда­ваться несколько религиозных групп или организаций одного вероис­поведания?

Каких-либо ограничений на этот счет Федеральный закон не со­держит. Согласно п. 2 ст.12 Федерального закона отказ по мотивам нецелесообразности создания религиозной организации не допускает­ся.

12. Как понимать положение п.1 ст.12 Федерального закона о неправомочности учредителя (учредителей) религиозной организа­ции?

Эту норму следует понимать как несоблюдение предъявляемых Федеральным законом требований к учредителям религиозных организа­ций (например, несовершеннолетие, отсутствие гражданства РФ, пре­вышение установленной Законом или уставом религиозной организации компетенции при учреждении других организаций и т.д.).

13. Какие виды религиозных организаций могут создавать цент­рализованные религиозные организации? Может ли централизованная организация учредить местную религиозную организацию?

Правомочность централизованной религиозной организации при создании других религиозных организаций установлена в п. 6 ст. 8 Федерального закона. Местную религиозную организацию централизо­ванная организация учредить не может, поскольку местные религиоз­ные организации, являясь объединением граждан, создаются согласно пункту 1 ст.9 путем их добровольного волеизъявления.

В свою очередь, не менее трех местных религиозных организа­ций могут создать централизованную религиозную организацию того же вероисповедания. При этом объединение (союз, ассоциация) рели­гиозных организаций разной вероисповедной принадлежности согласно п.2 ст.121 части первой ГК РФ признается некоммерческой организа­ций, но не имеет религиозного статуса, так как не обладает глав­ным признаком любой религиозной организации - совместным испове­данием веры.

14. Может ли вышестоящая централизованная религиозная орга­низация своим решением ликвидировать местную религиозную органи­зацию?

Нет, поскольку согласно п.1 ст.14 Федерального закона и п.2 ст.61 части первой ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидирова­но по решению его учредителей (участников) либо органа юридичес­кого лица, уполномоченного на то его уставом. В то же время в со­ответствии со ст. 15 Федерального закона государство уважает внут­ренние установления религиозных организаций и их право действо­вать в соответствии с ними в части, не противоречащей законода­тельству Российской Федерации. Каноническими установлениями ие­рархически построенных религиозных организаций, например правос­лавных или католических, предусмотрено, что образование местных организаций (приходов) происходит по благословлению епархиального епископа, что юридически оформляется выдачей подтверждения в ре­гистрирующий орган о конфессиональной принадлежности создаваемой организации. Отзыв такого подтверждения из регистрирующего органа влечет прекращение деятельности местной религиозной организации в качестве структурного подразделения централизованной организации и лишает ее права использовать в дальнейшем наименование и другие реквизиты соответствующей церкви.

15. Может ли жилое помещение использоваться в качестве места нахождения (юридического адреса) религиозной организации?

В соответствии с п.5 ст.11 Федерального закона для государственной регистрации местной религиозной организации в регистриру­ющий орган представляется документ, подтверждающий место нахожде­ния (юридический адрес) создаваемой организации. Для государс­твенной регистрации централизованной религиозной организации, а также религиозных организаций, образуемых централизованными рели­гиозными организациями, в соответствии с п.7 указанной статьи За­кона в регистрирующий орган представляется документ, подтверждаю­щий место нахождения (юридический адрес) руководящего органа соз­даваемой организации.

Согласно п.3 ст.288 части первой и п.2 ст.671 части второй Гражданского кодекса РФ жилое помещение может использоваться только для проживания граждан и размещение в нем организаций не допускается. В этой связи жилое помещение не может быть использо­вано для размещения офисов религиозных организаций, образователь­ных, издательских, производственных и иных целей.

В то же время в соответствии с п.2 ст.16 Федерального закона в жилых помещениях могут беспрепятственно совершаться богослуже­ния, религиозные обряды и церемонии, что является основной целью и формой уставной деятельности местных религиозных организаций. В этой связи жилое помещение, предоставляемое религиозной организа­ции ее участниками для реализации данных целей, может являться местом нахождения местной религиозной организации, что не проти­воречит указанной норме Гражданского кодекса, поскольку не связа­но с размещением в нем органов управления, иных служб и произ­водств. Вместе с тем использование жилого помещения для проведе­ния богослужений, религиозных обрядов и церемоний не должно нару­шать общественный порядок и права проживающих в нем граждан.

16. Из ст.10 Федерального закона не вытекает, что в уставе религиозной организации указывается территория ее деятельности. Как тогда учитывать территориальную сферу деятельности организа­ции, предусмотренную в п. 7 ст.8 Закона?

Согласно п.2 ст.52 части первой ГК РФ и ст.10 Федерального закона в уставе юридического лица указывается его место нахожде­ния и не устанавливаются территориальные пределы деятельности. В то же время, как правило, религиозные организации указывают в своих учредительных документах территорию своей деятельности в соответствии с институционной и иерархической структурой религи­озной организации. По смыслу Закона территориальной сферой деятельности местной религиозной организации является территория со­ответствующего городского, сельского или иного поселения, а цент­рализованной организации - территория субъектов Российской Феде­рации, где имеются входящие в ее структуру местные организации.

17. Могут ли создаваться религиозные организации в местах исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы?

Создание религиозных объединений в государственных учрежде­ниях и воинских частях запрещено Федеральным законом (п.3 ст. 6). В соответствии со ст.8 Исправительно-трудового кодекса и ст.16 Федерального закона к лицам, отбывающим наказание в виде лишения свободы, по их просьбе могут приглашаться священнослужители для совершения религиозных обрядов. С разрешения администрации данных учреждений для совершения обрядов и церемоний могут" выделяться специальные молитвенные помещения (храмы). Религиозные объедине­ния при этих храмах не создаются, поскольку реализация установ­ленных законом прав религиозных объединений (свободно собираться, беспрепятственно проводить богослужения, обряды, церемонии и пр.) противоречит правилам внутреннего распорядка в местах содержания под стражей. В соответствии с установившейся практикой открывае­мые храмы являются приписными к приходам, созданным и зарегистри­рованным вне пределов учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы.

18. Какова процедура перерегистрации религиозных организаций?

Федеральный закон не устанавливает особого порядка перере­гистрации религиозных организаций. Согласно п.3 ст.27 Закона ре­лигиозные организации, созданные до вступления его в силу, должны привести свои уставы и иные учредительные документы в соответс­твие с Законом и пройти перерегистрацию. В этой связи процедуру перерегистрации следует рассматривать как процедуру регистрации изменений и дополнений в уставе религиозной организации и прово­дить ее в соответствии с п.И ст.11 Закона. Регистрирующий орган при перерегистрации местной религиозной организации вправе запро­сить у заявителя все перечисленные в п.5 ст.И Федерального зако­на документы.

19. Могут ли местные религиозные организации действовать на основании типовых (примерных) уставов, разработанных для них централизованными организациями?

Гражданский кодекс РФ предусматривает, что юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на ос­новании общего положения об организациях данного типа. В п.1 ст.10 Федерального закона установлено, что религиозная организа­ция действует на основании устава, который утверждается ее учре­дителями или централизованной организацией. Во взаимосвязи с дру­гими положениями Закона из этой нормы вытекает, что централизо­ванная религиозная организация утверждает уставы религиозных ор­ганизаций, создаваемых ею в порядке п. 6 ст.8 Закона, а уставы местных религиозных организаций утверждаются учредительным собра­нием граждан. Таким образом, практика разработки типовых уставов для местных религиозных организаций законом не запрещается, одна­ко они должны быть утверждены учредителями религиозной организа­ции.

20. В каком порядке производится перерегистрация религиозных организаций?

Поскольку Закон не установил очередность перерегистрации централизованных и местных религиозных организаций, то отсутствие перерегистрации централизованной организации не может служить ос­нованием для отказа в перерегистрации входящей в ее структуру местной религиозной организации. Согласно п.3 ст.27 Федерального закона не производится перерегистрация религиозных организаций, в отношении которых имеются основания для их ликвидации либо запре­та деятельности, указанные в п.2 ст.14 Закона.

21. Могут ли религиозные организации, не прошедшие перере­гистрацию, быть учредителями централизованных религиозных органи­заций?

Согласно п.4 ст.8 Федерального закона централизованной рели­гиозной организацией признается организация, состоящая не менее чем из трех местных религиозных организаций. Организационно-пра­вовая форма "местная религиозная организация" и условия ее приз­нания в качестве таковой введены в действие новым Федеральным за­коном. В этой связи религиозные организации до их перерегистрации не могут учреждать другие религиозные организации в порядке, пре­дусмотренном п. 4 и п. 6 ст. 8 Федерального закона.

22. Как быть, если при перерегистрации религиозной организа­ции меняется вид организации и регистрирующий орган?

В правоприменительной практике возникают ситуации, когда ре­лигиозная организация ранее была зарегистрирована Минюстом России, а согласно новому Закону является местной организацией и подлежит перерегистрации в территориальном органе юстиции. С дру­гой стороны, организация, ранее зарегистрированная в территори­альном органе, может подлежать перерегистрации в Минюсте России. В этом случае соответствующий регистрирующий орган производит пе­ререгистрацию религиозной организации, а орган юстиции по месту ее прежней регистрации по заявлению религиозной организации и при предъявлении регистрационных документов издает распоряжение об исключении данных о религиозной организации из государственного реестра религиозных организаций, зарегистрированных в данном ор­гане юстиции.

23. Может ли местная религиозная организация перейти из структуры одной централизованной организации в другую"или при пе­ререгистрации вступить в существующую централизованную организа­цию, будучи ранее зарегистрированной в качестве автономной религиозной организации ?

Да, может. При этом ей следует внести соответствующие изме­нения и дополнения в устав организации и представить их для госу­дарственной регистрации. Поскольку порядок внесения изменений и дополнений в устав устанавливается согласно Закону в уставе рели­гиозной организации, регистрирующий орган при проведении их ре­гистрации должен проверить, что изменения и дополнения утверждены правомочным органом религиозной организации. Утверждение измене­ний и дополнений неправомочным органом или внесение их с наруше­нием установленной уставом религиозной организации процедуры вле­чет отказ регистрирующего органа в удовлетворении соответствующе­го заявления религиозной организации.

24. Может ли регистрирующий орган отменить свое распоряжение о государственной регистрации религиозной организации?

Отмена акта государственной регистрации религиозной органи­зации влечет ее ликвидацию, как юридического лица. В соответствии со ст.61 части первой ГК РФ юридическое лицо, в случае осущест­вления деятельности, противоречащей его уставным целям или дейс­твующему законодательству, а также в иных случаях, предусмотрен­ных законом, может быть ликвидировано решением суда по требованию соответствующих государственных органов, в том числе органов юс­тиции.

Таким образом, отмена регистрирующим органом без решения суда распоряжения о регистрации религиозной организации, аннулиро­вание ее учредительных документов и внесение об этом записи в го­сударственный реестр религиозных организаций не основаны на зако­не.

25. Может ли местная религиозная организация создавать уч­реждения профессионального религиозного образования?

Местные религиозные организации в соответствии со ст.18 Фе­дерального закона и ст.11 Федерального закона "Об образовании" могут быть учредителями образовательных учреждений, регистрируе­мых в качестве негосударственных образовательных учреждений. Что касается учреждений профессионального религиозного образования, то согласно п.6 ст.8 они создаются исключительно централизованны­ми религиозными организациями. Целью духовных образовательных уч­реждений является подготовка священнослужителей и религиозного персонала. Они признаются религиозными организациями и подлежат государственной регистрации в органах юстиции в порядке, установ­ленном Федеральным законом.

26. В каких формах и какими видами предпринимательской дея­тельности может заниматься религиозная организация?

Согласно ст. 117 части первой ГК РФ религиозные организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Следовательно, предпринимательская деятельность рели­гиозных, организаций может осуществляться только в пределах ее ус­тавной правоспособности и в тех формах, которые предусмотрены за­конодательством. В частности, гражданское законодательство и су­дебно-арбитражная практика признают право религиозных организаций осуществлять предпринимательскую деятельность как непосредствен­но, так и путем учреждения для этого хозяйственных обществ с пра­вами юридического лица. Отдельными видами деятельности, перечень которых установлен Федеральным законом от 16 сентября 1998 года "О лицензировании отдельных видов деятельности", религиозная ор­ганизация может заниматься только после получения соответствующе­го права (лицензии) на осуществление лицензируемого вида деятель­ности.

27. Вправе ли религиозные организации создавать и содержать вероисповедальные кладбища?

Федеральным законом от 8 декабря 1995 года "О погребении и похоронном деле" предусмотрено создание вероисповедальных клад­бищ, как мест погребения лиц одной веры. Решение о создании вероисповедальных кладбищ согласно ст.15 указанного Закона принимает­ся органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, на территории которых они создаются, по предложению массовых религиозных организаций, уста­вы которых предусматривают содержание вероисповедальных кладбищ.

28. Может ли религиозная организация продавать получаемую гуманитарную помощь для использования вырученных средств в устав­ных целях?

Согласно п.2 Постановления Правительства Российской Федера­ции от 4 декабря 1999 г. N 1335 "Об утверждении Порядка-оказания гуманитарной помощи (содействия) Российской Федерации" продажа гуманитарной помощи (полная или частичная) запрещается.

29. Каков порядок представления налоговым органам информации о регистрации религиозных организаций?

Согласно п.1 ст.85 части первой Налогового кодекса Российс­кой Федерации органы, осуществляющие государственную регистрацию организаций, обязаны подавать информацию о зарегистрированных (перерегистрированных) или ликвидированных (реорганизованных) ор­ганизациях в налоговый орган по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации (перерегистрации) или ликвидации (реор­ганизации) организации. В соответствии с Постановлением Прави­тельства Российской Федерации от 10 марта 1999 г. N 266 "О поряд­ке ведения единого государственного реестра налогоплательщиков" данная информация должна содержать:

- сведения об органе, осуществившем государственную регист­рацию (перерегистрацию) создания, реорганизации, ликвидации орга­низации: наименование и место нахождения (юридический адрес) ре­гистрирующего органа, идентификационный номер налогоплательщика;

- реквизиты документа о государственной регистрации: дата выдачи, серия и номер документа;

- сведения об организации: наименование и место нахождения (юридический адрес) организации;

- сведения о событии, подлежащем регистрации (перерегистра­ции): дата события, вид события (создание, реорганизация, ликви­дация).

Кроме того, согласно п.3 ст.83 части первой Налогового ко­декса Российской Федерации сама религиозная организация в течение 10 дней после государственной регистрации обязана подать в нало­говый орган по месту своего нахождения заявление о постановке на учет. Нарушение указанного срока или уклонение от постановки на учет влекут установленную законом ответственность.


  
также в рубрике ] мы:     





2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник
«Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63
E-mail: sclj@sclj.ru