АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВОМ ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ
ЭМБЛЕМ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ И СИМВОЛИКИ
ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
Приложение к Приказу Министерства юстиции РФ
от 1 февраля 2012 года N 10
I. Общие положения
Предмет регулирования административного регламента
1. Административный регламент предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по государственной регистрации эмблем некоммерческих организаций и символики общественных объединений (далее - Административный регламент) устанавливает сроки и последовательность административных процедур при предоставлении государственной услуги по государственной регистрации эмблем некоммерческих организаций и символики общественных объединений, государственной регистрации вносимых в них изменений и ведению учета зарегистрированной символики в отношении некоммерческих организаций (общественных объединений), решение о государственной регистрации которых принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций, или его территориальным органом.
2. Минюст России осуществляет государственную регистрацию эмблем некоммерческих организаций и символики общественных объединений (далее - символика некоммерческой организации), используемых для индивидуализации некоммерческих организаций (общественных объединений). Государственной регистрации подлежат:
1) эмблема некоммерческой организации;
2) символика общественного объединения, являющегося юридическим лицом;
3) символика общественного объединения, функционирующего без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица (далее - общественное объединение без прав юридического лица).
Круг заявителей
3. Заявителями являются:
лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени некоммерческой организации (руководитель постоянно действующего исполнительного (руководящего) органа некоммерческой организации или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени некоммерческой организации);
лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления, или действующее на основании доверенности, выданной уполномоченным органом некоммерческой организации.
Требования к порядку информирования о предоставлении
государственной услуги
4. Информация о месте нахождения (адресе), контактных телефонах (телефонах для справок, консультаций), адресе электронной почты Минюста России приводятся в приложении N 5 к Административному регламенту и размещаются на сайте Минюста России (www.minjust.ru), а также в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (www.gosuslugi.ru) (далее - Единый портал).
5. Минюст России осуществляет (график работы):
1) прием корреспонденции (в том числе и документов для государственной регистрации символики) через экспедицию по адресу: г. Москва, ул. Житная, д. 14 (м. Октябрьская) в соответствии со следующим графиком:
понедельник 10.00 - 12.00, 14.00 - 17.00;
вторник 10.00 - 12.00, 14.00 - 17.00;
среда 10.00 - 12.00, 14.00 - 17.00;
четверг 10.00 - 12.00, 14.00 - 17.00;
пятница 10.00 - 12.00, 13.00 - 15.00;
2) прием документов для государственной регистрации символики (личный прием) Департаментом по делам некоммерческих организаций Минюста России (далее - Департаментом по делам некоммерческих организаций) по адресу: город Москва, ул. Кржижановского, д. 7, стр. 1 (м. Профсоюзная) в соответствии со следующим графиком:
понедельник с 10-00 до 13-00;
вторник с 14-00 до 17-00;
среда с 9-00 до 12-00;
четверг с 14-00 до 17-00;
пятница с 9-00 до 12-00.
Сведения о графике работы центрального аппарата Минюста России, Департамента по делам некоммерческих организаций сообщаются по телефонам для справок, а также размещаются:
на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет;
на Едином портале;
на информационных стендах в местах предоставления государственной услуги.
6. Официальный сайт Минюста России в сети Интернет, содержащий информацию о предоставлении государственной услуги, - www.minjust.ru, адрес электронной почты - pst@minjust.ru.
7. Порядок получения информации заявителями по вопросам предоставления государственной услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги.
Информация предоставляется:
с использованием средств телефонной связи, электронной почты и иных средств электронного информирования;
в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе в сети Интернет), посредством публикации в средствах массовой информации, издания информационных материалов (брошюр, буклетов и т.д.).
Информация сообщается по номерам телефонов для справок, а также размещается на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет, на Едином портале; на информационных стендах.
8. На информационных ресурсах Минюста России (территориальных органов Минюста России) в сети Интернет, на Едином портале размещается следующая информация:
текст Административного регламента с приложениями;
график работы Минюста России, Департамента по делам некоммерческих организаций;
информация об учете символики в базе данных (наименование некоммерческой организации, изображение, описание символики) размещается на официальном сайте Минюста России в сети Интернет (www.minjust.ru).
9. При ответах на телефонные звонки и устные обращения специалисты информируют обратившегося гражданина о порядке предоставления государственной услуги или сообщают номер телефона компетентного специалиста, а также о фамилии, имени, отчестве, должности специалиста, принявшего телефонный звонок.
10. Время предоставления технического перерыва, перерыва для отдыха и питания специалистов устанавливается служебным распорядком <1> с соблюдением графика приема заявителей.
--------------------------------
<1> Приказ Минюста России от 01.11.2007 N 206 "Об утверждении служебного распорядка центрального аппарата Министерства юстиции Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 14.11.2007, регистрационный N 10479).
11. Сведения о ходе предоставления государственной услуги предоставляются заявителям федеральными государственными гражданскими служащими центрального аппарата Минюста России.
Заявитель, представивший в Минюст России документы для регистрации символики, с момента приема заявления (присвоения входящего номера Минюста России) имеет право на получение информации о ходе предоставления государственной услуги при помощи телефона, электронной почты или посредством личного посещения в приемные часы мест приема документов Минюста России.
12. Для получения сведений о ходе предоставления государственной услуги заявителем указываются полное наименование некоммерческой организации, а также дата представления документов на регистрацию символики.
13. При обращении заявитель информируется:
о результате предоставления государственной услуги;
о принятии решения о приостановлении регистрации символики и основаниях его принятия;
о сроке завершения предоставления государственной услуги и возможности получения документов.
II. Стандарт предоставления государственной услуги
Наименование государственной услуги
14. Наименование государственной услуги - государственная услуга по государственной регистрации эмблем некоммерческих организаций и символики общественных объединений.
Наименование органа, предоставляющего
государственную услугу
15. Государственная услуга предоставляется федеральными государственными гражданскими служащими центрального аппарата Минюста России (далее - специалисты).
При предоставлении государственной услуги центральный аппарат Минюста России не вправе требовать от заявителя осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы и организации.
Результат предоставления государственной услуги
16. Результатом предоставления государственной услуги является:
государственная регистрация символики (принятие решения о государственной регистрации; учет символики; направление (выдача) заявителю одного экземпляра описания и изображения символики, удостоверенного штампом Минюста России о государственной регистрации символики, с сопроводительным письмом и направление в соответствующий территориальный орган Минюста России сообщения о государственной регистрации символики);
отказ в государственной регистрации символики (принятие решения об отказе в государственной регистрации; направление (выдача) заявителю уведомления об отказе в государственной регистрации);
направление заявителю уведомления об удовлетворении заявления об отзыве документов, представленных для государственной регистрации символики;
прекращение учета символики.
Сроки предоставления государственной услуги
17. Срок предоставления государственной услуги не должен превышать тридцати пяти рабочих дней с даты регистрации документов (присвоения входящего номера) в Минюсте России.
Срок выдачи (направления) заявителю документов (сопроводительное письмо с приложением одного экземпляра описания и изображения символики, удостоверенного штампом Минюста России о государственной регистрации символики), являющихся результатом предоставления государственной услуги, составляет не более пяти рабочих дней со дня регистрации распоряжения Минюста России о государственной регистрации символики. Если заявитель подтверждает свое намерение получить документы лично, то они выдаются в течение пяти дней с момента их готовности (присвоения исходящего номера).
В случае неявки заявителя в течение пяти (календарных) дней для получения документов лично они отправляются по почте.
18. Предоставление государственной услуги в случае внесения некоммерческой организацией изменений в зарегистрированную символику осуществляется в порядке и сроки, установленные для предоставления государственной услуги по регистрации символики.
Перечень нормативных правовых актов, регулирующих
отношения, возникающие в связи с предоставлением
государственной услуги
19. Предоставление государственной услуги осуществляется в соответствии с:
Конституцией Российской Федерации ("Российская газета", 1993, N 237; 2009, N 7);
Гражданским кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301; 1996, N 5, ст. 410, ст. 411; N 9, ст. 773; N 34, ст. 4025, ст. 4026; 1997, N 43, ст. 4903; N 52, ст. 5930; 1999, N 28, ст. 3471; N 51, ст. 6288; 2001, N 17, ст. 1644; N 21, ст. 2063; N 49, ст. 4552; 2002, N 12, ст. 1093; N 48, ст. 4737, ст. 4746; 2003, N 2, ст. 160, ст. 167; N 13, ст. 1179; N 46, ст. 4434; N 52, ст. 5034; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3233; N 49, ст. 4855; 2005, N 1, ст. 15, ст. 18, ст. 39, ст. 43, ст. 45, N 13, ст. 1080, N 19, ст. 1752, N 27, ст. 2722, N 30, ст. 3100, ст. 3120; 2006, N 2, ст. 171, N 3, ст. 282, N 6, ст. 636, N 23, ст. 2380, N 31, ст. 3437, N 45, ст. 4627, N 50, ст. 5279, N 52, ст. 5496, ст. 5497, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 21, ст. 39, N 5, ст. 558, N 7, ст. 834, N 17, ст. 1929, N 27, ст. 3213, N 31, ст. 3993, ст. 4015, N 41, ст. 4845, N 44, ст. 5282, N 45, ст. 5428, N 49, ст. 6042, ст. 6048, ст. 6079, N 50, ст. 6246, ст. 6247; 2008, N 17, ст. 1756, N 18, ст. 1939, N 20, ст. 2253, N 27, ст. 3122, ст. 3123, N 29, ст. 3418, N 30, ст. 3597, ст. 3616, ст. 3617, N 45, ст. 5147, N 52, ст. 6235; 2009, N 1, ст. 14, ст. 16, ст. 19, ст. 20, ст. 23, N 7, ст. 775, N 15, ст. 1778, N 26, ст. 3130, N 29, ст. 3582, ст. 3618, N 52, ст. 6428; 2010, N 19, ст. 2291, N 31, ст. 4163; 2011, N 7, ст. 901, N 15, ст. 2038. "Российская газета", 2011, N 272);
Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4179; 2011, N 15, ст. 2038, N 27, ст. 3880, N 29, ст. 4291, N 30 (ч. I), ст. 4587, N 49 (ч. V), ст. 7061);
Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 145; 1998, N 48, ст. 5849; 1999, N 28, ст. 3473; 2002, N 12, ст. 1093; N 52, ст. 5141; 2003, N 52, ст. 5031; 2006, N 3, ст. 282; N 6, ст. 636; N 45, ст. 4627; 2007, N 1, ст. 37; N 1, ст. 39; N 10, ст. 1151; N 22, ст. 2563; N 27, ст. 3213; N 49, ст. 6039; N 49, ст. 6061; 2008, N 20, ст. 2253; N 30, ст. 3604; N 30, ст. 3616; 2009, N 23, ст. 2762; N 29, ст. 3582, 3607; 2010, N 15, ст. 1736; N 19, ст. 2291; N 21, ст. 2526; N 30, ст. 3995; 2011, N 1, ст. 49; N 23, ст. 3264; N 29, ст. 4291; N 30 (ч. I), ст. 4587, ст. 4590; N 45, ст. 6321; N 47, ст. 6607);
Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 21, ст. 1930; 1997, N 20, ст. 2231; 1998, N 30, ст. 3608; 2002, N 11, ст. 1018; N 12, ст. 1093; N 30, ст. 3029; 2003, N 50, ст. 4855; 2004, N 27, ст. 2711; N 45, ст. 4377; 2006, N 3, ст. 282; N 6, ст. 636; 2008, N 30, ст. 3616; 2010, N 21, ст. 2526; N 30, ст. 3995; 2011, N 27, ст. 3880);
Федеральным законом от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 29, ст. 2950; 2002, N 12, ст. 1093, N 30, ст. 3029; 2003, N 26, ст. 2574, N 50, ст. 4855; 2004, N 52, ст. 5272; 2005, N 1, ст. 9, N 30, ст. 3140; 2006, N 1, ст. 13, N 29, ст. 3124; 2007, N 1, ст. 37, N 18, ст. 2118; 2008, N 30, ст. 3600, N 30, ст. 3616, N 45, ст. 5146; 2009, N 14, ст. 1576, ст. 1577, N 18, ст. 2155, N 20, ст. 2391, N 29, ст. 3633, N 51, ст. 6156; 2010, N 19, ст. 2288, N 23, ст. 2798, N 45, ст. 5754; 2011, N 15, ст. 2017, N 30 (ч. I), ст. 4607);
Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 19, ст. 2060; 2010, N 27, ст. 3410, N 31, ст. 4196);
Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 11, ст. 945; N 21, ст. 2023; 2005, N 12, ст. 1023; N 47, ст. 4880; N 52, ст. 5690; 2006, N 14, ст. 1509; 2007, N 8, ст. 978; N 40, ст. 4717; 2008, N 20, ст. 2290; N 41, ст. 4653; N 52, ст. 6366; 2009, N 26, ст. 3167; 2010, N 26, ст. 3331);
Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 42, ст. 4108; 2005, N 44, 4535; N 52, ст. 5690; 2006, N 12, ст. 1284; N 19, ст. 2070; N 23, ст. 2452; N 38, ст. 3975; 2007, N 13, ст. 1530; N 20, ст. 2390; 2008, N 10, ст. 909; N 29, ст. 3473; N 43, ст. 4921; 2010, N 4, ст. 368; N 19, ст. 2300; 2011, N 21, ст. 2927; N 21, ст. 2930; N 29, ст. 4420);
постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2011 г. N 861 "О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 44, ст. 6274; N 49 (V), ст. 7284);
постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 22, ст. 3169, N 35, ст. 5092).
Исчерпывающий перечень документов, необходимых
для предоставления государственной услуги
Для предоставления государственной услуги в центральный аппарат Минюста России представляются следующие пакеты документов.
20. Для принятия решения о регистрации символики некоммерческой организации:
1) заявление, подписанное уполномоченным лицом (приложение N 1 к Административному регламенту), подлинник.
На каждый вид символики заполняется отдельный бланк заявления с приложением изображения и описания заявляемой символики, который прошивается вместе с соответствующими приложениями и заверяется подписью уполномоченного лица и оттиском печати некоммерческой организации;
2) выписка из решения, уполномоченного в соответствии с учредительными документами органа управления некоммерческой организации об утверждении символики (с приложением ее изображения и описания) в двух экземплярах. Выписку подписывает уполномоченное лицо, и она заверяется оттиском печати некоммерческой организации. Каждый экземпляр выписки, вместе с приложением изображения и описания символики, прошивается, нумеруется, заверяется на обороте последнего листа подписью уполномоченного лица и оттиском печати некоммерческой организации.
На каждый вид символики заполняются отдельно листы с изображением и описанием;
3) письменное согласие гражданина или его законных представителей; документы, выданные федеральным органом исполнительной власти по охране интеллектуальной собственности, решения суда и другие правоустанавливающие, разрешительные документы, подтверждающие правомочия на использование:
а) личного имени гражданина (за исключением случаев, когда оно является частью наименования зарегистрированной некоммерческой организации);
б) символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских правах;
в) символики, защищенной иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований Российской Федерации;
г) государственной символики Российской Федерации, государственной символики субъектов Российской Федерации, символики муниципальных образований, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, символики иностранных государств, а также символики международных организаций.
21. Для принятия решения о регистрации символики общественного объединения без прав юридического лица:
1) заявление (приложение N 2 к Административному регламенту), подлинник, заверяется подписью с расшифровкой руководителя данного объединения.
На каждый вид символики заполняется отдельный бланк заявления с приложением изображения и описания заявляемой символики. Каждый экземпляр заявления прошивается вместе с соответствующими приложениями (листы А, Б, В), с изображением и описанием символики, заверяется подписью уполномоченного лица и заверяется нотариально;
2) копия учредительных документов (копия устава) общественного объединения, заверенная нотариально;
3) выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащая сведения об учредителях, создании общественного объединения, утверждении его устава, формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов;
4) протоколы учредительных съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений для международного, общероссийского и межрегионального общественных объединений;
5) выписка из решения, уполномоченного в соответствии с учредительными документами органа управления общественного объединения об утверждении символики (с приложением ее изображения и описания) в двух экземплярах. Выписку подписывает уполномоченное лицо общественного объединения. Каждый экземпляр выписки, вместе с приложением изображения и описания символики, прошивается, нумеруется, заверяется на обороте последнего листа подписью уполномоченного лица общественного объединения.
На каждый вид символики заполняются отдельно листы с изображением и описанием;
6) письменное согласие гражданина или его законных представителей; документы, выданные федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, решения суда и другие правоустанавливающие, разрешительные документы, подтверждающие правомочия на использование:
а) личного имени гражданина;
б) символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских правах;
в) символики, защищенной иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований Российской Федерации;
г) государственной символики Российской Федерации, государственной символики субъектов Российской Федерации, символики муниципальных образований, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, символики иностранных государств, а также символики международных организаций.
22. Представляемые на государственную регистрацию символики документы оформляются следующим образом:
Заявление оформляется на русском языке; к документам на ином языке должен быть приложен перевод на русский язык, заверенный в установленном порядке.
В описании приводится характеристика заявленной символики: ее вид, способ выражения (например, изобразительный), указание на составляющие ее элементы, смысловое значение, обозначение в целом или ее элементов (частей).
Если словесное обозначение является малоупотребляемым в русском языке (например, специальный термин, историческое название, устаревшее слово), то указывается его значение.
Если словесное обозначение представлено не на русском языке, то приводится перевод на русский язык.
Если обозначение или его часть является изобразительным, то приводится описание всех входящих в него элементов и указывается его смысловое значение, если таковое имеется.
Если изобразительное обозначение носит абстрактный характер, то указывается, что оно собой символизирует.
Если в целях регистрации в качестве символики заявляется звуковое или иное обозначение, то приводится характеристика составляющего его звука (звуков), нотная запись, с приложением фонограммы (видеозаписи) на носителях (дискета, компакт-диск, флэшкарта).
Заявляемая символика приводится следующим образом.
На лист заявления вклеивается или иным образом наносится изображение заявляемой символики форматом 8 x 8 см.
Изображение заявляемой символики представляется в том цвете или цветовом сочетании, в котором испрашивается регистрация символики.
Если испрашивается регистрация символики в ином, чем черно-белое, исполнении, то в описании указывается его цвет или цветовое сочетание. Описание цветов должно соответствовать цветам, используемым в обозначении символики и содержащимся в репродукции.
Изображение символики должно иметь качественное графическое исполнение, позволяющее репродуктировать его в неограниченном количестве копий.
23. Минюст России не вправе отказать в принятии документов, представленных на государственную регистрацию символики.
24. Заявитель вправе отозвать заявление и документы, представленные для государственной регистрации символики, на любом этапе их рассмотрения, но не позднее даты принятия решения о регистрации символики или об отказе в такой регистрации.
Заявление о государственной регистрации символики признается отозванным, а его рассмотрение прекращенным со дня принятия (присвоения входящего номера) Минюстом России заявления об отзыве документов с государственной регистрации символики. Заявителю направляется уведомление об удовлетворении такого заявления.
25. В случае необходимости специалистом Департамента по делам некоммерческих организаций Минюста России запрашиваются копии учредительных документов некоммерческой организации в территориальном органе Минюста России, который принял решение о государственной регистрации некоммерческой организации, или в органе, осуществляющем ведение Единого государственного реестра юридических лиц.
Территориальным органом Минюста России по электронной почте направляются в Департамент по делам некоммерческих организаций Минюста России запрашиваемые документы в течение 5 рабочих дней с момента направления запроса.
26. При предоставлении государственной услуги запрещается истребование от заявителя:
а) предоставления документов и информации или осуществления действий, предоставление или осуществление которых не предусмотрено нормативными актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги;
б) предоставления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги;
в) осуществления действий, в том числе согласований, связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации.
Исчерпывающий перечень оснований для приостановления
или отказа в предоставлении государственной услуги
27. Заявитель уведомляется в письменной форме о приостановлении регистрации символики, сроке приостановления и об основаниях приостановления предоставления государственной услуги.
28. Предоставление государственной услуги (государственная регистрация символики) приостанавливается:
а) до принятия решения о регистрации (отказе в регистрации) символики, имеющей приоритет (при выявлении приоритета символики иной некоммерческой организации, которой ранее были представлены документы для регистрации символики с тем же изображением или сходной до степени смешения).
Дата приоритета символики устанавливается по датам регистрации (по дате присвоения входящего номера) в Минюсте России документов, представляемых на государственную регистрации символики. Она определяется в случаях, когда разными заявителями поданы заявления на тождественные или сходные до степени смешения символики.
Если первоначально поданное заявление не содержало необходимых сведений и (или) не были представлены предусмотренные Административным регламентом документы, то датой приоритета считается дата представления дополнительно направленных заявителем сведений и документов;
б) не более чем на три месяца на основании письменного заявления заявителя, в котором указываются причины и срок приостановления;
в) на основании решения (определения, постановления) суда о приостановлении или запрете регистрации символики на срок, указанный в названном решении, а если он не указан - до поступления решения (определения, постановления) суда об отмене названных мер (приостановлении или запрете регистрации символики);
г) не более чем на три месяца для направления запроса и получения от федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также от организаций, независимо от их организационно-правовой формы, в том числе от регистрируемых общественных объединений, политических партий и религиозных организаций, документов, справочных и иных материалов, необходимых для принятия решения по вопросам государственной регистрации символики.
Подача заявления о приостановлении регистрации символики или направление запроса для получения документов, справочных и иных материалов от федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также от организаций, независимо от их организационно-правовой формы, в том числе от регистрируемых общественных объединений, политических партий и религиозных организаций, о допустимости государственной регистрации представленной символики прерывает течение срока, установленного пунктом 17 Административного регламента.
В случае устранения причины приостановления - поступления документов (с момента присвоения входящего номера Минюста России), устраняющих причины приостановления, то срок приостановления считается исполненным, и документы передаются на рассмотрение уполномоченному специалисту.
29. Основания для отказа в государственной регистрации символики:
1) несоответствие представленных документов перечню, предусмотренному Административным регламентом, или их неправильное оформление;
2) ранее осуществлена регистрация символики с тем же или сходным до степени смешения изображением;
3) представление на регистрацию документов с недостоверной информацией;
4) символика порочит Государственный флаг Российской Федерации, Государственный герб Российской Федерации, Государственный гимн Российской Федерации, флаги, гербы и гимны субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных государств, религиозные символы, оскорбляет нравственные, расовые, национальные и религиозные чувства граждан;
5) в качестве символики использованы эмблемы и иные виды символик некоммерческих организаций, деятельность которых на территории Российской Федерации запрещена;
6) символика противоречит законодательству Российской Федерации;
7) символика совпадает с государственной символикой Российской Федерации, государственной символикой субъектов Российской Федерации, символикой муниципальных образований, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, символикой иностранных государств, а также с символикой международных организаций;
8) деятельность общественного объединения или религиозной организации приостановлена;
9) некоммерческая организация находится в процессе реорганизации или ликвидации;
10) символика нарушает права на интеллектуальную собственность и (или) авторские права.
30. Основаниями для отказа в государственной регистрации символики общественного объединения без прав юридического лица являются основания, предусмотренные пунктом 29 Административного регламента, а также следующие основания:
1) противоречие устава общественного объединения без прав юридического лица Конституции Российской Федерации и иным федеральным законам;
2) зарегистрировано и осуществляет свою деятельность в пределах той же территории общественное объединение с таким же наименованием;
3) название общественного объединения не содержит указания на организационно-правовую форму и территориальную сферу его деятельности;
4) в названии общественного объединения использованы наименования органов государственной власти, органов местного самоуправления, существующих в Российской Федерации политических партий, а также политических партий, прекративших свою деятельность вследствие ликвидации в связи с нарушением пункта 1 статьи 9 Федерального закона "О политических партиях"; содержатся слова "политическая", "партия" или образованные на их основе слова и словосочетания;
5) учредитель (участник, член) общественного объединения не может быть учредителем (участником, членом) в соответствии с требованиями статьи 19 Федерального закона "Об общественных объединениях".
31. Отказ в предоставлении государственной услуги по регистрации символики не является препятствием для повторной подачи документов для государственной регистрации символики.
Повторная подача заявления о государственной регистрации символики при условии устранения оснований, вызвавших отказ, осуществляется с учетом пунктов 20 - 22 Административного регламента.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа
в приеме документов, необходимых для предоставления
государственной услуги
32. Оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, не имеется.
Размер платы, взимаемой с заявителя за предоставление
государственной услуги
33. Предоставление государственной услуги осуществляется бесплатно для заявителей.
Максимальный срок ожидания в очереди при подаче заявления
о предоставлении государственной услуги и при получении
результата предоставления государственной услуги
34. Максимальный срок ожидания в очереди на личном приеме при подаче комплекта документов (содержащего не более 50 листов), в том числе заявления о предоставлении государственной услуги и при получении результата предоставления государственной услуги - 25 минут.
Срок и порядок регистрации заявления (комплекта документов)
о предоставлении государственной услуги
35. Документы, представленные в центральный аппарат Минюста России лично заявителем (его представителем) или направленные почтовым отправлением, регистрируются (присваивается входящий номер) в день их получения Департаментом организации и контроля Минюста России.
Требования к помещениям, в которых предоставляется
государственная услуга, к месту ожидания и приема
заявителей, размещению и оформлению визуальной,
текстовой и мультимедийной информации о порядке
предоставления такой услуги
36. Места, предназначенные для ознакомления заявителей с информационными материалами, оборудуются информационными стендами.
37. Места для ожидания на представление или получение документов должны быть оборудованы стульями, кресельными секциями, скамьями.
Места для заполнения заявления оборудуются стульями, столами (стойками) и обеспечиваются образцами заявлений и канцелярскими принадлежностями.
38. Помещения приема заявителей должны:
быть оборудованы информационными табличками (вывесками) с указанием номера кабинета, фамилии, имени, отчества и должности специалиста, режима работы;
соответствовать комфортным условиям для заявителей и оптимальным условиям работы государственных служащих с заявителями.
39. Каждое рабочее место специалистов должно быть оборудовано персональным компьютером с возможностью доступа к необходимым информационным базам данных, сети Интернет, печатающим и сканирующим устройствам.
40. На информационных стендах в доступных для ознакомления местах, на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет, а также на Едином портале размещается следующая информация:
Административный регламент с приложениями или извлечения из него;
время приема заявителей;
порядок информирования о ходе предоставления государственной услуги;
порядок обжалования решений, действий или бездействия должностных лиц, предоставляющих государственную услугу.
Показатели доступности и качества государственной услуги
41. Показателями доступности и качества предоставления государственной услуги являются:
взаимодействие заявителя с государственными служащими при предоставлении государственной услуги осуществляется при приеме комплекта документов на государственную регистрацию, при получении документов лично заявителем (или полномочным представителем). Продолжительность - 25 минут;
возможно взаимодействие заявителя с государственными служащими в случае получения заявителем консультации на приеме;
возможность получения заявителем сведений о ходе выполнения заявления о предоставлении государственной услуги с помощью информационных ресурсов Минюста России в сети Интернет и Единого портала;
предоставление заявителю информации о сроках предоставления государственной услуги;
расположенность помещений, предназначенных для предоставления государственной услуги, в зоне доступности к основным транспортным магистралям, нахождение их в пределах пешеходной доступности для заявителей;
наличие полной и понятной информации о местах, порядке и сроках предоставления государственной услуги на информационных стендах, в информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет, на Едином портале, в средствах массовой информации, предоставление указанной информации по телефону государственными служащими;
возможность подачи заявления о предоставлении государственной услуги в электронном виде с помощью информационных ресурсов Минюста России в сети Интернет или Единого портала;
наличие необходимого и достаточного количества специалистов, а также помещений, в которых осуществляется прием документов от заявителей (их представителей), в целях соблюдения установленных Административным регламентом сроков предоставления государственной услуги;
отсутствие очередей при приеме документов от заявителей (их представителей), отсутствие жалоб на действия (бездействия) специалистов, их некорректное, невнимательное отношение к заявителям (их представителям).
Особенности предоставления государственной услуги в электронном виде
42. Заявители вправе представить заявление в электронном виде с использованием информационных ресурсов Минюста России в сети Интернет или Единого портала.
43. Для направления заявления в электронном виде на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет и на Едином портале обеспечивается доступность для копирования и заполнения в электронном виде формы заявления.
44. Заявление, направленное в электронном виде через информационные ресурсы Минюста России в сети Интернет и Единый портал, поступает в соответствующее структурное подразделение Минюста России (Департамент организации и контроля Минюста России) для регистрации (присвоения входящего номера).
После регистрации (присвоения входящего номера) заявление в течение одного рабочего дня направляется в Департамент по делам некоммерческих организаций Минюста России, а затем уполномоченному на его рассмотрение государственному служащему (далее - специалист).
45. На информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет и на Едином портале заявителю обеспечивается возможность получения информации о ходе предоставления государственной услуги. По запросу заявителя ему предоставляется информация о следующих этапах предоставления государственной услуги:
поступление документов на государственную регистрацию символики в Минюст России;
передача документов на рассмотрение уполномоченному государственному служащему (специалисту);
направление результата предоставления государственной услуги заявителю.
III. Состав, последовательность и сроки
выполнения административных процедур, требования к порядку
их выполнения
Состав и последовательность административных процедур
46. Предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры:
а) прием документов;
б) рассмотрение представленных документов или приостановление (при необходимости) государственной регистрации символики по заявлению заявителя или по иным основаниям, предусмотренным пунктом 28 Административного регламента;
в) принятие решения о регистрации символики или об отказе в ее регистрации.
При принятии решения о регистрации символики и присвоении ей учетного номера осуществляется:
выдача (направление) документов заявителю (одного экземпляра изображения и описания символики, удостоверенного штампом) о государственной регистрации символики;
направление в соответствующий территориальный орган Минюста России сообщения о регистрации символики и копии заявления о государственной регистрации символики.
При принятии решения об отказе в государственной регистрации символики осуществляется направление уведомления об отказе в государственной регистрации символики.
При внесении некоммерческой организацией изменений в уже зарегистрированную символику и принятии решения о государственной регистрации символики, с внесенными в нее изменениями, в дополнение к административным процедурам, указанным в подпунктах "а" и "б", осуществляется внесение сведений о принятии указанного решения (дата и номер распоряжения Минюста России о регистрации символики с изменениями) в учетную запись;
г) учет символики.
Прием документов
47. Основанием для предоставления государственной услуги является получение Минюстом России документов для государственной регистрации символики.
48. Заявители имеют право представить документы, указанные в пунктах 20 и 21 Административного регламента, в Минюст России лично или направить их почтовым отправлением или электронной почтой с использованием информационных ресурсов Минюста России в сети Интернет или Единого портала.
Документы, представленные лично и направленные в Минюст России почтовым отправлением, регистрируются в установленном порядке в Департаменте организации и контроля Минюста России и в течение одного рабочего дня направляются в Департамент по делам некоммерческих организаций Минюста России.
49. При представлении документов лично заявителем уполномоченный государственный служащий определяет их подведомственность (устанавливает отношение поступивших документов к компетенции Минюста России), знакомится с содержанием представленных документов. Если предметом обращения не является регистрация символики, то об этом устно сообщается заявителю, а также даются рекомендации, к каким должностным лицам Минюста России или в какой орган государственной власти ему следует обратиться.
50. Уполномоченный государственный служащий, принявший документы, передает их для регистрации (присвоения входящего номера) в установленном порядке в Департамент организации и контроля Минюста России.
Максимальный срок личного приема документов, если комплект документов содержит не более 50 листов, не может превышать 25 минут.
При представлении документов, содержащих большее число листов, максимальный срок выполнения действия увеличивается на 5 минут для каждых следующих 50 листов принимаемых документов.
Рассмотрение представленных документов, приостановление
государственной регистрации символики
51. Основанием для начала работы с документами для специалиста, уполномоченного их рассматривать, является получение документов после их регистрации (присвоения входящего номера) в Минюсте России.
52. Специалист проверяет соответствие документов перечню, предусмотренному пунктами 20, 21 Административного регламента.
53. Специалист проверяет:
соблюдение требований к оформлению документов, установленных пунктами 20, 21, 22 Административного регламента;
соответствие символики требованиям законодательства Российской Федерации;
отсутствие в учетной записи тождественной или сходной до степени смешения символики, зарегистрированной или имеющей приоритет согласно подпункту "а" пункта 28 Административного регламента;
достоверность и непротиворечивость представленных сведений;
отсутствие (наличие) оснований, предусмотренных в пункте 29 Административного регламента, для вынесения отказа в государственной регистрации символики.
54. В отношении документов, поданных общественным объединением без прав юридического лица, уполномоченный специалист дополнительно проверяет:
соответствие устава, порядка создания и названия общественного объединения Конституции Российской Федерации и иным федеральным законам;
наличие в ведомственном реестре зарегистрированных некоммерческих организаций общественного объединения с таким же наименованием, осуществляющего деятельность в пределах той же территории, а также соответствие документов требованиям пунктов 20, 21 Административного регламента.
55. До завершения процедуры рассмотрения документов, представленных на государственную регистрацию символики, заявитель вправе обращаться в центральный аппарат Минюста России для получения разъяснений по существу представленных документов.
56. Рассмотрение документов должно быть завершено не позднее 5 дней до окончания срока, указанного в пункте 17 Административного регламента.
57. В завершение процедуры рассмотрения документов для государственной регистрации символики уполномоченный специалист готовит заключение с предложением принять решение:
о регистрации символики;
об отказе в регистрации символики.
58. Указанное заключение является основанием для издания распоряжения Минюста России о государственной регистрации символики или об отказе в государственной регистрации символики.
К заключению прилагаются проект распоряжения Минюста России о государственной регистрации символики или об отказе в ней и все документы, на основании которых принимается решение о государственной регистрации символики (об отказе в государственной регистрации символики).
Заключение, подготовленное уполномоченным специалистом, согласовывается начальником отдела по регистрации символики, заместителем директора Департамента по делам некоммерческих организаций Минюста России, курирующим деятельность отдела по регистрации символики, утверждается директором Департамента по делам некоммерческих организаций Минюста России.
59. В случае выявления оснований для приостановления предоставления государственной услуги по государственной регистрации символики, предусмотренных пунктом 28 Административного регламента, заявителю направляется уведомление (на адрес, указанный в заявлении о государственной регистрации символики в пункте 5.3 приложения N 1 Административного регламента или пункте 8.3 приложения N 2 к Административному регламенту) о приостановлении регистрации символики, сроке приостановления и об основаниях приостановления.
Принятие решения о регистрации символики или об отказе
в ее регистрации
60. Основанием для принятия решения о регистрации символики или отказе в ее регистрации является заключение о результатах рассмотрения, утвержденное директором Департамента по делам некоммерческих организаций Минюста России, и подготовленный проект распоряжения.
61. Согласованный проект распоряжения (в соответствии с установленным в Минюсте России порядком согласования данного вида распоряжений) с прилагаемым к нему заключением представляется на подпись заместителю Министра юстиции Российской Федерации, к компетенции которого по распределению обязанностей отнесены вопросы государственной регистрации некоммерческих организаций и контроля за их деятельностью.
62. Заместитель Министра юстиции Российской Федерации в случае согласия с заключением подписывает прилагаемое к нему распоряжение Минюста России.
При несогласии заместителя Министра юстиции Российской Федерации с проектом распоряжения он возвращает проект с заключением уполномоченному специалисту на доработку с указанием конкретных причин.
Устранение причин, приведших к возврату проекта распоряжения с заключением уполномоченному специалисту, его повторное направление на подпись производятся в сроки, исключающие возможность нарушения Минюстом России установленных сроков принятия решения о регистрации символики.
Подписанное распоряжение Минюста России передается на регистрацию в отдел документационного обеспечения Департамента организации и контроля Минюста России, который в течение двух дней направляет копию распоряжения Минюста России в Департамент по делам некоммерческих организаций Минюста России.
63. Специалист Департамента по делам некоммерческих организаций Минюста России, уполномоченный готовить документы для регистрации символики:
вносит электронный образец регистрируемой символики в систему учета символики и присваивает символике учетный номер;
проставляет оттиск штампа о регистрации символики (с указанием учетного номера) на двух экземплярах изображения и описания символики;
готовит сопроводительное письмо на бланке Минюста России заявителю (на адрес, указанный в заявлении о государственной регистрации символики в пункте 5.3 приложения N 1 к Административному регламенту или пункте 8.3 приложения N 2 к Административному регламенту) и передает его на подпись директору Департамента по делам некоммерческих организаций Минюста России;
информирует территориальный орган Минюста России по месту регистрации некоммерческой организации о регистрации символики и направляет ему копию заявления, указанного в подпункте 1 пункта 20 Административного регламента.
Сопроводительное письмо с приложением заявителю, а также информационное письмо в территориальный орган Минюста России направляется в срок не позднее пяти рабочих дней со дня регистрации распоряжения Минюста России.
64. Документы (сопроводительное письмо, изображение и описание символики со штампом о государственной регистрации символики) направляются заявителю по почте, за исключением случаев, когда заявитель подтверждает свое намерение получить их лично (заявитель о своем намерении получить документы лично указывает в сопроводительном письме при направлении пакета документов на государственную регистрацию символики) в течение пяти дней с момента готовности документов (присвоения исходящего номера).
65. Перед выдачей документов на руки заявителю ответственный специалист проверяет наличие документов, удостоверяющих личность, и полномочия заявителя на получение документов некоммерческой организации.
66. Ответственный специалист выдает заявителю под роспись на втором экземпляре сопроводительного письма документы, указанные в пункте 64 Административного регламента.
67. Специалист Департамента по делам некоммерческих организаций Минюста России, уполномоченный готовить документы, на основании распоряжения Минюста России готовит на бланке Минюста России письменное уведомление об отказе в государственной регистрации символики, с указанием причин отказа. Текст уведомления завершается словами "Отказ в государственной регистрации символики может быть обжалован в суд. Отказ в государственной регистрации символики не является препятствием для повторной подачи документов для государственной регистрации символики при условии устранения оснований, вызвавших отказ".
Оформленное уведомление в установленном порядке направляется на подпись директору Департамента по делам некоммерческих организаций Минюста России.
68. Уполномоченный специалист передает уведомление в отдел документационного обеспечения Департамента организации и контроля Минюста России для отправки почтой.
Уведомление направляется заявителю в срок не позднее пяти рабочих дней со дня регистрации распоряжения Минюстом России.
69. Ответственный специалист Департамента по делам некоммерческих организаций формирует номенклатурное дело (о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации), в которое помещаются все поступившие от заявителя документы на государственную регистрацию символики, а также иные документы, подготовленные (полученные) в ходе проведения государственной регистрации символики.
Учет символики
70. Основанием для начала процедуры учета символики является распоряжение Минюста России о государственной регистрации символики.
Каждый вид символики, в том числе отдельные виды символики общественного объединения, учитывается в книге учета порядковым номером, который помещается на документах в оттиске штампа о регистрации символики.
Учет символики ведется в книге учета и электронной базе данных.
71. Все документы, отнесенные к государственной регистрации символики каждой некоммерческой организации, формируются в отдельный том номенклатурного дела.
Учет символики, формирование и оформление номенклатурного дела осуществляют государственные служащие Департамента по делам некоммерческих организаций Минюста России в соответствии с установленными должностными регламентами обязанностями.
72. При предоставлении некоммерческой организацией документов о внесении изменений в зарегистрированную символику и при принятии решения о государственной регистрации символики с внесенными в нее изменениями в соответствующую книгу учета (электронную базу данных) вносятся сведения о принятии указанного решения (дате и номере распоряжения Минюста России о регистрации символики с внесенными в нее изменениями).
Учет ранее зарегистрированной символики некоммерческой организации прекращается.
73. Основанием для прекращения учета символики некоммерческой организации является:
1) реорганизация некоммерческой организации, в результате которой ее деятельность была прекращена, о чем внесена соответствующая запись в Единый государственный реестр юридических лиц;
2) ликвидация некоммерческой организации;
3) решение суда;
4) соответствующее заявление некоммерческой организации;
5) внесение изменений в ранее зарегистрированную символику некоммерческой организации.
74. Территориальный орган Минюста России незамедлительно сообщает в Минюст России об основаниях, указанных в подпунктах 1 - 3 пункта 73 Административного регламента.
75. Решение о прекращении ведения учета символики оформляется распоряжением Минюста России в течение десяти рабочих дней со дня поступления документов, подтверждающих обстоятельства, предусмотренные подпунктами 1 - 5 пункта 73 Административного регламента.
Проект данного распоряжения Минюста России готовится государственным служащим Департамента по делам некоммерческих организаций, ответственным за учет символики.
Заместитель Министра юстиции Российской Федерации подписывает распоряжение Минюста России в порядке, установленном пунктами 61, 62 Административного регламента.
76. В книгу учета (электронную базу данных) вносятся отметка о прекращении учета символики, дата и номер соответствующего распоряжения Минюста России.
77. Номенклатурное дело с документами по регистрации символики, книги учета (электронные базы данных) используются в Департаменте по делам некоммерческих организаций и передаются на ведомственное хранение в соответствии с номенклатурой дел Минюста России.
IV. Формы контроля за исполнением
Административного регламента
Порядок осуществления текущего контроля за соблюдением
и исполнением ответственными должностными лицами положений
Административного регламента, а также принятием ими решений
78. Текущий контроль за соблюдением последовательности действий, определенных административными процедурами по предоставлению государственной услуги, осуществляется должностными лицами Департамента по делам некоммерческих организаций, а также постоянно - государственными служащими, исполняющими государственную услугу, по каждой процедуре в соответствии с установленными Административным регламентом содержанием и сроками их осуществления, а также путем проведения директором Департамента по делам некоммерческих организаций проверок исполнения государственными служащими положений Административного регламента, иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Для текущего контроля используются сведения, полученные в электронной базе данных, служебная корреспонденция Минюста России, книга учета символики некоммерческих организаций, устная и письменная информация государственных служащих, осуществляющих регламентируемые действия.
О случаях и причинах нарушения сроков и содержания административных процедур ответственные за их осуществление государственные служащие немедленно информируют своих непосредственных руководителей, а также осуществляют срочные меры по устранению нарушений.
79. Государственные служащие, представляющие государственную услугу, несут ответственность за:
соблюдение сроков рассмотрения документов;
соответствие результатов рассмотрения документов требованиям законодательства Российской Федерации;
соблюдение сроков, порядка подготовки заключения, содержащего обоснования и предложение о регистрации символики или об отказе в регистрации символики;
соблюдение сроков и порядка оформления документов, учет регистрируемой символики.
Персональная ответственность государственных служащих, представляющих государственную услугу, закрепляется в их должностных регламентах в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Порядок и периодичность осуществления плановых
и внеплановых проверок полноты и качества предоставления
государственной услуги, в том числе порядок и формы
контроля за полнотой и качеством предоставления
государственной услуги
80. Контроль за полнотой и качеством предоставления государственной услуги включает в себя проведение плановых и внеплановых проверок, выявление и устранение нарушений прав заявителей, рассмотрение, принятие решений и подготовку ответов на обращения заявителей, содержащих жалобы на действия (бездействие) должностных лиц Минюста России.
Проверка также может проводиться по конкретному обращению заявителя.
Проверки предоставления государственной услуги осуществляются на основании приказов Минюста России.
Периодичность проведения проверок устанавливается заместителем Министра юстиции Российской Федерации, к компетенции которого отнесены вопросы в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций и контроля за их деятельностью.
По результатам проведенных проверок в случае выявления нарушений прав заявителей к виновным лицам применяются меры ответственности, установленные законодательством Российской Федерации.
81. Для проведения проверки предоставления государственной услуги формируется комиссия, в состав которой включаются государственные служащие Минюста России.
Поверка осуществляется на основании приказа Минюста России.
Результаты проверки оформляются в виде акта, в котором отмечаются выявленные недостатки и предложения по их устранению.
Акт подписывают председатель и члены комиссии, директор Департамента по делам некоммерческих организаций.
Проверяемые под роспись знакомятся с актом, после чего акт помещается в соответствующее номенклатурное дело.
Ответственность должностных лиц центрального аппарата
Минюста России за решения и действия (бездействие),
принимаемые (осуществляемые) ими в ходе предоставления
государственной услуги
82. По результатам проверок в случае выявления нарушений прав граждан и организаций виновные лица привлекаются к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации.
Положения, характеризующие требования к порядку
и формам контроля за предоставлением государственной
услуги, в том числе со стороны граждан,
их объединений и организаций
83. Граждане, их объединения и организации в случае выявления фактов нарушения порядка предоставления государственной услуги или ненадлежащего исполнения Административного регламента вправе обратиться с жалобой в центральный аппарат Минюста России.
V. Досудебное (внесудебное) обжалование заявителем
решений и действий (бездействия) федерального органа
исполнительной власти, предоставляющего государственную
услугу, должностного лица органа, предоставляющего
государственную услугу, либо, государственного служащего
84. Заявитель имеет право на обжалование действий и (или) бездействия должностных лиц Минюста России в досудебном (внесудебном) порядке.
Заявитель может обратиться с жалобой по основаниям и в порядке статей 11.1 и 11.2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", в том числе в следующих случаях:
1) нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;
2) нарушение срока предоставления государственной услуги;
3) требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
4) отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной, у заявителя;
5) отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
6) затребование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации;
7) отказ органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.
85. Жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме в Минюст России. Жалобы на решения, принятые заместителем Министра юстиции Российской Федерации, рассматриваются непосредственно Министром юстиции Российской Федерации.
Жалоба может быть направлена по почте, с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", официального сайта Минюста России - органа, предоставляющего государственную услугу, единого портала государственных и муниципальных услуг, а также может быть принята при личном приеме заявителя.
Порядок подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации <1>.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
86. Жалоба должна содержать:
1) наименование органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, либо государственного служащего, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
2) фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), сведения о месте жительства заявителя - физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя - юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
3) сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, либо государственного служащего;
4) доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, либо государственного служащего. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.
87. Жалоба, поступившая в Минюст России, подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений - в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.
88. По результатам рассмотрения жалобы должностным лицом Минюста России, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, принимается одно из следующих решений:
1) удовлетворить жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также в иных формах;
2) отказать в удовлетворении жалобы.
89. Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, указанного в пункте 88 Административного регламента, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.
90. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб в соответствии с пунктом 85 Административного регламента, направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.
91. Положения Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", устанавливающие порядок рассмотрения жалоб на нарушения прав граждан и организаций при предоставлении государственных услуг, не распространяются на отношения, регулируемые Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
92. Заявитель вправе обжаловать решения, принятые в ходе предоставления государственной услуги, действия или бездействие должностных лиц Минюста России в судебном порядке.
Согласно части 1 статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.