ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 3 декабря 2002 года N 93-Г02-23
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего Кнышева В.П., судей Горохова Б.А., Нечаева В.И., рассмотрела в судебном заседании 3 декабря 2002 года по кассационным жалобам Магаданской областной Думы и и.о. губернатора Магаданской области на решение Магаданского областного суда от 25 сентября 2002 года дело по заявлению заместителя Генерального прокурора Российской Федерации о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению п.1 ст.3, п.2 ст.3, ст.13, п.1 ст.21, п.1 ст.27, п.2 ст.28 и ч.2 ст.67 Устава Магаданской области.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Магаданской областной Думой 26 декабря 2001 года принят Устав Магаданской области.
Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации обратился в Магаданский областной суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению п.1 ст.3 в части слов "постоянно или преимущественно проживающие на территории Магаданской области (население области)", п.2 ст.3 в части слов "население области", ст.13 в части слов "к государственной", п.1 ст.21, п.1 ст.27, п.2 ст.28 и ч.2 ст.67 в части слов "включая право подписи законов Магаданской области" Устава Магаданской области.
Решением Магаданского областного суда от 25 сентября 2002 года заявление прокурора было удовлетворено.
В кассационных жалобах Магаданской областной Думы и и.о. губернатора Магаданской области поставлен вопрос об отмене решения, как вынесенного с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации оснований к отмене решения суда не усматривает.
При рассмотрении настоящего дела суд правильно применил нормы федерального законодательства и пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые прокурором положения Устава Магаданской области находятся в противоречии с нормами Федеральных законов "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", "Об образовании", "Об основах государственной службы Федерации", "О свободе совести и о религиозных объединениях".
При этом суд в соответствии со ст.195 ГПК РСФСР правомерно проверил соответствие федеральному законодательству в целом п.п.1, 2 ст.3, ст.13, ч.2 ст.67 Устава Магаданской области, а не отдельных положений и слов, содержащихся в названных статьях.
Из материалов дела усматривается, что в п.1 ст.3 Устава Магаданской области предусмотрено, что граждане Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающие на территории Магаданской области (далее -население области), являются источником власти в Магаданской области. Пункт 2 Устава Магаданской области предусматривает, что население области осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти населения области являются референдум и свободные выборы.
Между тем в соответствии с ч.1 ст.3 Конституции Российской Федерации носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 17.12.97 N 1300 (в редакции Указа Президента РФ от 10.01.2000 N 24) также предусматривает, что единственным носителем суверенитета и единственным носителем власти в Российской Федерации ее многонациональный народ.
Суверенитет Российской Федерации означает верховенство, независимость, самостоятельность государственной власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на территории Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации не допускает принятия норм о наделении какого-либо иного носителя суверенитета и источника, власти, помимо многонационального народа России.
Статья 5 Конституции Российской Федерации закрепляет равноправие всех субъектов Российской Федерации, источником суверенитета и власти которой является весь народ, проживающий на территории всей Российской Федерации.
Таким образом, население, проживающее на территории Магаданской области, не может быть источником власти в отрыве от всего многонационального народа Российской Федерации.
Пунктом 2 ст.3 Устава Магаданской области ограничены права других граждан Российской Федерации на участие в осуществлении государственной власти на территории области.
Пунктом 1 статьи 21 Устава Магаданской области в Магаданской области гарантированы бесплатность и общедоступность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Оспариваемым положением Устава области установлены гарантии в области образования в Магаданской области.
Между тем определяемые Конституцией Российской Федерации государственные гарантии, в том числе в области образования, конкретизированы в ст.5 Федерального закона "Об образовании", в соответствии с которой государство гарантирует общедоступность и бесплатность образования в пределах государственных общеобразовательных стандартов.
Суд правильно указал в решении на то, что указанная норма Устава Магаданской области принята с превышением полномочий субъекта Российской Федерации по вопросу, не отнесенному статьей 72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу п."е" статьи 72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению отнесены общие вопросы образования, а регулирование и защита прав гражданина и вопросы государственных социальных гарантий отнесены ст.71 Конституции Российской Федерации к исключительному ведению Российской Федерации.
Пункт 1 ст.27 Устава области гарантирует свободу вероисповедания в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Жители области вправе исповедовать индивидуально или совместно любую религию или придерживаться атеистических убеждений, создавать религиозные объединения в соответствии с действующим законодательством и на основе принимаемых уставов.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" права человека и гражданина на свободу совести и вероисповедания регулируются федеральным законом. Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации и затрагивающие реализацию права на свободу совести и вероисповедания, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии со статьей 3 данного Федерального закона ничто в законодательстве о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях не должно истолковываться в смысле умаления или ущемления прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, гарантированных Конституцией Российской Федерации или вытекающих из международных договоров Российской Федерации. Право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с конституционным правом каждого на свободу совести (ст.28 Конституции Российской Федерации) на территории Магаданской области равным правом на свободу вероисповедания обладают не только жители области, но и любой человек и гражданин в соответствии со ст.19 Конституции Российской Федерации.
Статья 27 Устава Магаданской области гарантирует приоритетные права на свободу вероисповедания на территории Магаданской области ее жителей, ограничивая тем самым такое же право других граждан Российской Федерации.
Пунктом 2 ст.28 Устава Магаданской области предусмотрено, что Устав и иные правовые акты области могут связывать использование отдельных предусмотренных в них прав и обязанностей с обладанием лицами местом жительства на территории области, если это не противоречит федеральному законодательству.
Данная норма Устава Магаданской области связывает возможность предоставления прав гражданам с обладанием места жительства на территории Магаданской области.
В ч.1 ст.28 Устава Магаданской области под местом жительства понимается жилой дом, квартира, служебное помещение, дома (общежитие, маневренный фонд, дома престарелых, инвалидов и др.), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает на правах собственника, по договору найма (поднайма) либо на иных основаниях, предусмотренных федеральным и областным законодательством.
Данная норма принята с нарушением ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации и ч.2 ст.3 Федерального закона от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", в соответствии с которой регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Часть 2 статьи 67 Устава Магаданской области предусматривает, что во всех случаях, когда губернатор Магаданской области не может исполнять свои обязанности, их исполняет первый заместитель губернатора области, включая право подписи законов Магаданской области. В исключительных случаях, когда губернатор Магаданской области и его первые заместители не могут исполнять свои обязанности, их временно исполняет один из заместителей губернатора Магаданской области, без права подписи законов Магаданской области.
Данная норма правильно признана судом незаконной, поскольку п.п."б" п.7 ст.18 Федерального закона от 06.10.99 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" определены полномочия высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), в том числе по обнародованию законов, удостоверяя их обнародование путем подписания законов или издания специальных актов.
Таким образом, право подписания законов принадлежит только высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации и не может быть передано другому должностному лицу. Федеральный закон от 06.10.99 N 184-ФЗ не допускает наделения правом обнародовать законы в случае временного отсутствия губернатора первого заместителя высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Статьей 19 Федерального закона единственным основанием временного исполнения обязанностей высшего должностного лица области установлено досрочное прекращение полномочий в случаях, определенных законом.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам кассационных жалоб не имеется.
На основании п.1 ст.305, ст.ст.306, 311 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации,
определила:
Решение Магаданского областного суда от 25 сентября 2002 года оставить без изменения, кассационные жалобы Магаданской областной Думы и и.о. губернатора Магаданской области - без удовлетворения.