Полный текст решения изготовлен 02 августа 2010 года
Резолютивная часть решения объявлена 26 июля 2010 года
Арбитражный суд города Москвы
в составе: судьи Кастальской М.Н.
при ведении протокола судебного заседания судьей
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Централизованной религиозной организации Российская Церковь Христиан веры евангельской
к ответчику: Управление Росреестра по Москве
третьи лица: Совхоз имени Моссовета, Департамент имущества города Москвы,
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, ТУ Росимущества в г.Москве
о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности от 13.11.2009 г. № 12/013/2009-115, 116, 121
с участием:
от заявителя - Бак П.А. паспорт, по доверенности от 11.03.10 № 09, Чугунов С.В. адвокат, удостоверение № 9917 от 27.01.2009, по доверенности от 15.01.09 № 007 (копия л.д. 10 т. 1)
от ответчика – не явился, извещен
от третьего лица Департамент имущества города Москвы – Михеев А.В. удостоверение № 28377, по доверенности от 22.12.09 № Д/6245.
от третьего лица ТУ Росимущества в г.Москве - Тихонов А.В. удостоверение № 278 по доверенности от 21.09.2009 № 22-02/15976 (копия л.д. 23 т. 3).
от третьего лица Совхоз имени Моссовета - не явился, извещен.
от третьего лица Федеральное агентство по управлению государственным имуществом – Тихонов А.В. удостоверение № 278 поручение от 15.09.2010 № 03-6610
УСТАНОВИЛ:
Централизованная религиозная организация Российская Церковь Христиан веры евангельской (далее по тексту также – Заявитель) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными и нарушающими права Централизованной религиозной организации Российская Церковь Христиан веры евангельской отказы Управления Федеральной регистрационной службы по Москве в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости по адресу: Москва, ул.Оренбургская, д.10А, стр.1,2,3,4,5,6 (№№ 12/012/2009-716, 893, 896, 115,116,121 от 13.11.2009); обязании Управления Федеральной регистрационной службы по Москве устранить допущенные нарушения прав Централизованной религиозной организации Российская Церковь Христиан веры евангельской путем государственной регистрации права собственности на объект недвижимости по адресу: г.Москва, ул.Оренбургская, д.10А, стр.1,2,3,4,5,6. Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Совхоз имени Моссовета, Департамент имущества города Москвы, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, ТУ Росимущества в г.Москве, о чем вынесено определение.
Заявитель уточнил предмет заявленных требований и просит суд признать незаконными и нарушающими права Централизованной религиозной организации Российская Церковь Христиан веры евангельской отказы Управления Федеральной регистрационной службы по Москве в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости по адресу: г.Москва, ул.Оренбургская, д.10А, стр.1,2,3,4,5,6 (№№ 12/012/2009-716, 12/012/2009-893, 12/012/2009-896, 12/013/2009-115, 12/013/2009-116, 12/013/2009-121 от 13.11.2009); обязать Управление Федеральной регистрационной службы по Москве устранить допущенные нарушения прав Централизованной религиозной организации Российская Церковь Христиан веры евангельской путем государственной регистрации права собственности на объект недвижимости по адресу: Москва, ул.Оренбургская, д.10А, стр.1,2,3,4,5,6.
Заявитель поддержал заявленные требования в полном объеме, с учетом уточнения предмета заявленных требований, по основаниям, изложенным в заявлении, со ссылкой на то, что оспариваемые отказы ответчика в регистрации ранее возникшего права не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Централизованной религиозной организации Российская Церковь Христиан веры евангельской в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Ответчик представил заверенные копии материалов регистрационного дела спорных объектов, возражения и дополнения к возражениям, в которых возражал против удовлетворения требований со ссылкой на соблюдение требований действующего законодательства при вынесении решений об отказе в государственной регистрации ранее возникшего права собственности на объект недвижимости, а также на непредставление заявителем установленных законом документов для государственной регистрации, извещенный надлежащим образом о дате, месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
ДИГМ оставил разрешение вопроса об удовлетворении требований заявителя на усмотрение суда, пояснил, что спора о праве между гордом Москвой и заявителем не имеется.
ТУ Росимущества в г.Москве поддержало позицию ответчика, пояснил, что спора о праве между гордом Москвой и Российской Федерацией не имеется.
Третье лицо Совхоз имени Моссовета, извещенное надлежащим образом о дате, месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явилось в связи с чем, суд рассматривает дело в порядке ст.ст. 123, 156 АПК РФ в отсутствие ответчика и ответчика, Совхоза имени Моссовета и Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
Рассмотрев материалы дела, материалы регистрационного дела в отношении недвижимого имущества, расположенного по адресу: г.Москва, ул.Оренбургская, д.10А, стр.1,2,3,4,5,6, выслушав явившихся в судебное заседание представителей сторон, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании ст.71 АПК РФ, арбитражный суд установил, что требования заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Согласно ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, процессуальный закон устанавливает наличие одновременно двух обстоятельств, а именно, не соответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.
Как следует из материалов дела, решениями от 13.11.2009 г. №№ 12/013/2009-115, 116, 121, 12/012/2009-896, 12/012/2009-893, 12/012/2009-716 Управления Федеральной регистрационной службы по Москве отказало Централизованной религиозной организации Российская Церковь Христиан веры евангельской отказы в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости по адресу: г.Москва, ул.Оренбургская, д.10А, стр.1,2,3,4,5,6, указав при этом на то, что в соответствии с п.2 ст.16 Федерального закона РФ от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее по тесту также – Закон о регистрации) к заявлению о государственной регистрации должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения, в том числе правоустанавливающие документы, предусмотренные п.1 ст.17 Закона о регистрации , согласного которому основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
В соответствии с представленными в качестве оснований для регистрации договором № 120 от 10.06.1992 г. и Актом переда чи здания от 28. 07. 1992 г . Российской Церкви Христиан веры вангельской было передано в пользование недвижимое имущество по адресу: ул. Оренбургская, д. 10А. Документы, свидетельствующие о приобретении Российской Церковью христиан веры евангельской в собственность данного недвижимого имущества не представлены.
Свидетельство на право собственности серия АП № 00 - 00035/20.01.94 от 20. 01. 1994, выданное Комитетом по управлению имуществом Москвы, также не быть рассмотрено в качестве правоустанавливающего документа. Согласно п.8 Постановления Правительства Москвы от 18.04.1995 г. № 327 «О разграничении государственной собственности на территории Москвы и государственной регистрации имущественных прав» и до принятия Правительством Москвы Программы создания единой государственной системы регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в г. Москве государственную регистрацию собственности и других вещных прав на здания, сооружения и нежилые помещения и сделок с ним на базе реестра собственности в соответствии со ст. 131, ч.1 ст.223 ГК РФ было поручено осуществлять Москомимуществу с выдачей Свидетельств о внесении в реестр собственности.
Свидетельство о внесении в реестр собственности на территории города Москвы, выданное Москомимуществом, в отношении вышеуказанного объекта недвижимого имущества на государственную регистрацию представлено не было.
Согласно ст. 209 ГК РФ права владения, пользования и жжения имуществом принадлежат его собственнику. Однако в Управление не представлены документы, на основании которых Совхоз имени Moccoвета распоряжался объектом недвижимости по вышеуказанному адресу.
С учетом изложенного ответчик пришел к выводу о том, что пакет документов не содержит достаточных оснований для проведения регистрационных действий.
Согласно абзацам 4 и 10 п.1 ст.20 Закона о регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом о регистрации для государственной регистрации прав.
Не согласившись с решениями регистрирующего органа, оформленными письмами от 13.11.2009 г. №№ 12/013/2009-115, 116, 121, 12/012/2009-896, 12/012/2009-893, 12/012/2009-716 об отказе в государственной регистрации ранее возникшего права собственности на объекты недвижимости по адресу: г.Москва, ул.Оренбургская, д.10А, стр.1,2,3,4,5,6, посчитав их незаконными и нарушающими права и законные интересы заявителя в сфер предпринимательской и иной экономической деятельности Централизованная религиозная организация Российская Церковь Христиан веры евангельской обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Согласно п.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом согласно п.5 ст.200 АПК РФ с учетом п.1 ст.65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из материалов дела следует, что 10.06.1992 г. заявитель заключил с Совхозом имени Моссовета договор о передаче здания СПТУ по ул. Оренбургская, д. 10А за плату и о праве пользовании земельным участком, расположенным в г.Москве № 120, в соответствии с которым Совхоз передал Церкви за плату здание СПТУ, расположенное по адресу: г.Москва, ул.Оренбургская, д. 10А, общей стоимостью пятнадцать миллионов рублей, на основании чего между указанными лицами 28.07.1992 г. был подписан акт передачи здания, и здание было передано Церкви.
Согласно п.5 Постановления Правительства Москвы от 18.04.1995 г. № 327 «О разграничении государственной собственности на территории Москвы и государственной регистрации имущественных прав» считать действующими и не требующими переоформления ранее выданные Фондом имущества Москвы Свидетельства на право собственности на здания, сооружения и нежилые помещения, право собственности на которые возникло в результате приватизации (выкупа) государственной или муниципальной собственности в установленном законом и нормативными актами порядке.
Кроме того, согласно п.6 Постановления Правительства Москвы от 25.04.1994 г. № 58 «О формировании реестра собственности на территории г. Москвы» в целях упорядочения процесса учета и разграничения прав собственности на нежилые помещения, предусмотренного Указом Президента Российской Федерации "О первоочередных мерах по обеспечению деятельности органов управления российских городов" от 5.11.93 N 116, Комитету по управлению имуществом г. Москвы вносить в реестр государственной собственности г. Москвы как отдельные объекты учета следующие нежилые помещения (независимо от ведомственной принадлежности предприятий, на балансе которых они находятся), в том числе, находящиеся на балансе приватизируемых предприятий оздоровительные детские сады и лагеря, объекты и учреждения здравоохранения, объекты инженерной инфраструктуры (в том числе электро-, тепло- и газоснабжения, водопроводно - канализационного хозяйства, наружного городского освещения), а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание и содержание указанных объектов (по месту расположения).
Согласно Распоряжению Мэра Москвы от 23.12.1993 г. № 754-РМ «Об утверждении положения о Комитете по управлению имуществом Москвы», действовавшему в момент спорных отношений, Комитет по управлению имуществом Москвы (далее –Москомимущество) является органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение государственной политики в области приватизации государственных и муниципальных предприятий, осуществляющим полномочия по управлению и распоряжению объектами государственной собственности Москвы и межотраслевую координацию в процессе приватизации и управления государственной собственностью. В силу возложенным полномочий Москомимущество управляет и распоряжается в установленном порядке объектами государственной собственности на территории г. Москвы и собственности г. Москвы, находящейся за ее пределами; оформляет закрепление государственного и муниципального имущества, находящегося в собственности г. Москвы, в хозяйственное ведение и оперативное управление, дает согласие на продажу недвижимого имущества, закрепленного в хозяйственном ведении; организует продажу недвижимости, находящейся в собственности г. Москвы, юридическим лицам; ведет реестр федерального, государственного, муниципального и частного недвижимого имущества на территории г. Москвы; оформляет документы, связанные с изменением имущественных прав и обязанностей в отношении государственного и муниципального имущества в соответствии с действующим законодательством.
На основании изложенного 20.01.1994 г. Церковь получила Свидетельство на право собственности серии АП № 00- 00035/20.01.94, то есть право собственности было официально признано, уполномоченным на то государственным органом Комитетом по управлению имуществом Москвы (Москомимуществом).
Таким образом, указанное свидетельство, представленное регистрирующему органу вместе с другими документами, в силу положений п.5 Постановления Правительства Москвы от 18.04.1995 г. № 327 «О разграничении государственной собственности на территории Москвы и государственной регистрации имущественных прав» является действующими и не требующим его переоформления.
Таким образом, до введения в действие Закона о регистрации, право собственности заявителя на спорный объект недвижимого уже было зарегистрировано Комитетом по управлению имуществом Москвы, что подтверждается вышеуказанным свидетельством о внесении в реестр собственности на территории г. Москвы (л.д. 37 т.1). Указанная регистрация в соответствии с п. 8 Постановления Правительства Москвы от 18.04.1995 г. № 327 «О разграничении государственной собственности на территории г. Москвы и государственной регистрации имущественных прав», п. 1 ст. 6 Закона о регистрации является юридически действительной, то есть подтверждает наличие у субъекта регистрации права собственности на объект недвижимого имущества.
Согласно п.1 ст.6 Закона о регистрации права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
В пункте 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.1998 г. № 8 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» указывается, что акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента государственной регистрации становится собственником государственного (муниципального) имущества, включенного в уставный капитал акционерного общества в соответствии с планом приватизации.
Таким образом, у регистрирующего органа не имелось оснований, предусмотренных в п.1 ст.20 Закона о регистрации для отказа в регистрации права ранее возникшего права собственности на объект недвижимости по адресу: г.Москва, ул.Оренбургская, д.10А, стр.1,2,3,4,5,6, поскольку на государственную регистрацию были представлены все необходимые документы, свидетельствующие о наличии у заявителя соответствующего права на данный объект недвижимости, в связи с чем суд удовлетворяет требования заявителя о признании недействительными решений Управления Федеральной регистрационной службы по Москве, оформленных сообщениями от 13.11.2009 г. №№ 12/013/2009-115, 116, 121, 12/012/2009-896, 12/012/2009-893, 12/012/2009-716 об отказе в государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости по адресу: г.Москва, ул.Оренбургская, д.10А, стр.1,2,3,4,5,6.
Согласно ч.2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 64, 65, 71, 75, 110, 123, 156, 167-170, 176, 198, 200, 201 АПК РФ,
РЕШИЛ:
признать незаконными и отменить полностью отказы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в государственной регистрации права собственности Централизованной религиозной организации Российская Церковь Христиан веры евангельской на объект недвижимости по адресу: Москва, ул. Оренбургская, д. 10А, с. 1, 2, 3, 4, 5, 6 (№№ 12/012/2009-716, 12/012/2009-893, 12/012/2009-896, 12/013/2009-115, 12/013/2009-116, 12/013/2009-121 от 13 ноября 2009 года).
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в соответствии п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ в месячный срок со дня вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Проверено на соответствие ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Возвратить Централизованной религиозной организации Российская Церковь Христиан веры евангельской из федерального бюджета государственную пошлину в размере 8.000 рублей, уплаченную по платежным поручениям от 20.01.2010 г. № 806, от 03.02.2010 г. № 33, от 03.02.2010 г. № 34, от 03.02.2010 г. № 35.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.