Православие на Донбассе: новейшие тенденции25 Января 2016
Православие на Донбассе имеет долгую историю, но говорить о формировании церковной структуры можно говорить с 1943 года, когда была образована Донецкая епархия. Поначалу под управлением архиерея находились одновременно Донецкая и Херсонская кафедры. И только в 1990 году епархия получила архиерея, управлявшего только Донецкой епархией. История развития епархии объединяет весь Донбасс. В начале 90-х управление и резиденция архиерея много раз перемещались из Горловки в Луганск, затем – в Донецк, затем – снова в Луганск – и обратно. Сегодня управление Донецкой и Мариупольской епархией сосредоточено в Донецке, центром ее стал восстановленный в 2008 году Спасо-Преображенский кафедральный собор. Возглавляет епархию с 1996 года митрополит Донецкий и Мариупольский Илларион (Шукало Роман Васильевич, уроженец Львова). Всего в епархию входит более 300 приходов, 4 монастыря: Свято-Успенская Святогорская Лавра (г. Святогорск), Свято-Успенский Николо-Васильевский монастырь (с.Никольское Волновахского района), женский монастырь Иверской иконы Божьей Матери (г.Донецк), женский монастырь Касперовской иконы Божьей Матери (г.Макеевка), Свято-Сергиевский женский монастырь (с.Сергеевка Славянского района). В самом Донецке действуют более 50 православных храмов, относящихся к УПЦ Московского патриархата. За время гражданской войны, начавшейся в 2014 году, многие храмы епархии пострадали, некоторые были разрушены практически до основания. Только в Донецке таких храмов более десяти. Особо пострадали храм в честь святой равноапостольной княгини Ольги, расположенный в прилегающем к аэропорту Киевском районе Донецка, и храм в честь Св. праведного Иоанна Кронштадского на Трудовских. До сих пор не представляется возможным оценить ущерб, нанесенный одному из старейших храмов региона - Свято-Покровскому храму в Старомихайловке. Практически полностью разрушен женский монастырь Иверской иконы Божьей Матери, находящийся в непосредственной близости к взлетно-посадочной полосе Донецкого аэропорта. Во время затяжных боевых действий между вооруженными силами монастырь оказался на линии огня. В марте 2015 года после очередного обстрела украинских силовиков случился пожар – и от монастыря практически ничего не осталось. К тому времени почти все иконы из храма успели вывезти, обошлось без жертв и пострадавших, так как к тому времени людей в монастыре не было - насельницы ранее покинули обитель из соображений безопасности. Сегодня они вынуждены служить акафисты не в монастыре, а в Свято-Николаевском соборе Донецка (бывшем ранее резиденцией Владыки Донецкого и Мариупольского). Монастырь же ныне представляет собою руины, словно вышедшие из какого-то блокбастера-антиутопии. Подступиться к нему крайне сложно – вся прилегающая территория, включая кладбище, полностью заминирована. В октябре 2015 года силами местных активистов, администрации Киевского района Донецка и делегации священнослужителей из России начались работы по разминированию и восстановлению Свято-Иверского монастыря. Печально складывается судьба храмов в прифронтовых городах, которые стали горячими точками в братоубийственной войне на Донбассе. Богоявленский кафедральный собор, часовня мученика Виктора, Благовещенский храм в Горловке, храм святого праведного Иоанна Кронштадского в Кировском, Александро-Невский храм в Дебальцево. Перечислять можно долго… Центр управления восстановлением Донбасса (ЦУВ) ведет учет разрушенным храмам Донбасса. По разным данным к началу 2015 года только в ДНР разрушения получили более 60 православных храмов, а вместе в ДНР и ЛНР – более 70. Около десяти храмов практически полностью разрушены. Несмотря на напряженную обстановку в период обострения военных действий службы совершались даже во время самых страшных обстрелов. Причем прихожан было не намного меньше. Конечно, кто-то уехал, когда ещё можно было уехать, кто-то прятался, но были и те, кто потянулся в храм - за спасением и утешением. Война не остановила общественную деятельность православных христиан Донбасса. Ежемесячно в Донецком доме работников культуры православная гостиная «Неугасимая лампада» собирает творческую интеллигенцию для встреч со священнослужителями. Издаются епархиальная ежемесячная газета «Донбасс православный» (с 1995), журнал «Живой родник» (с 2003), детские журналы «Радость моя» (с 2003) и «Шишкин лес» (с 2006). Вот уже много лет на факультете дополнительных и смежных профессий Донецкого национального университета существует подразделение духовной культуры, готовящее преподавателей православной культуры и этики. Обучение проводят светские преподаватели и священнослужители Донецкой епархии УПЦ имеющие соответствующую квалификацию. В 2014 году состоялся десятый юбилейный выпуск слушателей. Вопреки непростым обстоятельствам, продолжающимся боевым действиям набор новых студентов прошел как в 2014, так и 2015 году. В 2014 году из-за нестабильной обстановки впервые было отменено проведение традиционного ежегодного фестиваля «Пасха Красная». Но уже в апреле 2015 года по благословению митрополита Донецкого и Мариупольского праздник славянской культуры и письменности вновь состоялся на радость дончанам. Средства, вырученные на фестивале, его организаторы передали на нужды детского гематологического центра Института неотложной медицинской помощи имени В. Гусака. Неотъемлемой частью этого действа с 2005 года являлся православный фестиваль детского и молодежного творчества «Искорка Божия», объединяющий различные сферы творческой деятельности – музыку, театральное искусство, художественное слово, хореографию, прикладное творчество, телевидение и IT-проекты. Однако в 2015 году в связи с боевыми действиями проведение фестиваля было отложено. Донецкая и Мариупольская епархия активно сотрудничает с представителями власти Донецкой Народной Республики в социальной и просветительской сфере. Однако официально православная церковь Московского патриархата на Донбассе не поддерживает ни одну из сторон конфликта и всеми силами старается занять нейтральную позицию, постоянно молясь за мир на «земле украинской». В результате трагических событий Донбасс оказался территориально разделен, но единство внутренней церковной структуры епархии это не нарушило. Сохранились тесные связи Донецкой епархии как с украинскими так и с российскими православными церковными структурами. В первую и основную очередь это касается взаимодействия в сфере гуманитарной помощи. Несмотря на все опасности и сложную пропускную систему гуманитарные грузы с территории Украины все же доходят. С самого начала боевых действий своеобразным «перевалочным пунктом» для украинской гуманитарной помощи населению Донбасса стал Свято-Успенский Николо-Васильевский монастырь, расположенный в прифронтовой зоне – между Волновахой и Марьинкой. Это место является центром поддержки и единой надеждой на выживание для тысяч беженцев и местных жителей региона. Через него проходит основная масса гуманитарных траншей с Украины. Так, в декабре 2014 года в Донецк прибыла колонна с 28 тоннами гуманитарной помощи, собранная стараниями неравнодушных прихожан Одесской епархии. Продукты были распределены между нуждающимися мирными жителями, медикаменты переданы в Донецкую областную клиническую больницу. Со стороны Украины активно сотрудничают с епархией благотворительный фонд «Фавор» (Киев) и Международная гуманитарная миссия «Милосердие без границ». Весной 2015 года был доставлен 14 транш гуманитарного груза с начала боевых действий в Донецкой области. На сегодняшний день этой миссией собрана, доставлена и распределена в прифронтовой зоне 1021 тонна различных гуманитарных грузов. Значительную поддержку со стороны РПЦ оказывает Синодальный отдел по благотворительности, взаимодействуя с Луганской и Донецкой епархиями УПЦ. Благодаря ему, необходимые продукты питания получили в Донецке, Ясиноватой, Торезе, Снежном, Докучаевске, Моспино и Новоазовске, поселках Старомихайловка, Верхнеторецкое, Красный Партизан, Кутейниково и Седово. Также помощь удалось передать жителям Горловки, Углегорска и Дебальцево. В августе 2015 года Свято-Преображенский кафедральный собор Донецкой епархии принял адресную гуманитарную помощь в виде художественной, церковной литературы и учебников для школьников на русском языке, отправленную Императорским Православным Палестинским обществом при участии Всероссийской организации ветеранов «Боевое Братство» (что незамедлительно вызвало особые нарекания с украинской стороны). За распределением поступающей гуманитарной помощи в регионе следят специально созданные структуры. Специально для этой цели в Донецкой епархии был создан отдел по благотворительности. В Горловской епархии работает Комиссия по приёму и распределению гуманитарной помощи среди нуждающихся. Конечно, трудно говорить о точной статистике в расколотой, измученной войной стране. Это только малая толика происходящего. Но можно говорить о том, что, несмотря на внешний раскол, внутреннее единство сохранилось. Православная церковь старается держаться вечного среди временного, становясь островком определенной стабильности, которая в это непростое время так необходима. А самое главное, что сохранилось желание выстоять – наперекор трудностям. Евгения Ермольченко (Донецк). Русское Ревью Кестонского института, № 66, 2015.
|
2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник «Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63 E-mail: sclj@sclj.ru |