Законопроект Костромской области «О внесении изменений в Закон Костромской области «О гарантиях прав ребенка в Костромской области»6 Февраля 2012
В средствах массовой информации появился текст законопроекта Костромской области «О внесении изменений в Закон Костромской области «О гарантиях прав ребенка в Костромской области» и Кодекс Костромской области об административных правонарушениях». В положения уже существующего областного закона вноситься статья, предусматривающая санкцию за публичные действия, направленные на пропаганду религиозных сект среди несовершеннолетних. В тексте данного законопроекта субъекта, законодатель- субъект РФ снова делает попытку использовать не имеющую четкого юридического определения, неправовую категорию – Религиозная секта. О возможных последствиях использования подобных терминов в нормативно-правовых актах дает комментарий адвокат Николай Семенов: «Правотворческая деятельность сложный и многоаспектный процесс. Основными субъектами правотворчества, бесспорно, является государство и его субъекты. Нельзя забывать, при этом, что государство - это в первую очередь, система отношений между людьми. Подходить к принятию любого общеобязательного правового правила важно крайне осторожно, с использованием правового анализа не только возможного положительного воздействия нормы права на людей, общественные отношения, но и с учетом рисков вреда, который она (правовая норма) потенциально может нанести обществу. Не совсем правильно, с моей точки зрения, вообще говорить о том, что государство творит право. Право возникает в результате цивилизационно- исторического пути народа, развития гражданского общества и задачей государства остается лишь выявив и признав объективно существующие общественные отношения, закрепить их в законодательных актах. В правотворческой работе важно четко определить не только цель закона, его назначение, но и максимально достоверно спрогнозировать его потенциальную жизнеспособность - способность регулировать конкретные общественные отношения. Эффективность любого нормативно- правового акта - это максимальное приближение результата действия акта к намеченному результату. Если акт способен объективно регулировать общественные отношения, не нарушая при этом прав человека, не вызывая напряженность в обществе - то можно смело говорить о его правовом характере. Изложение текста любого закона должно быть осуществлено в форме максимальной удаленности от чересчур абстрактных и общих категорий. Предпочтительнее всего использовать устоявшиеся правовые категории, имеющие дефиницию либо определение в юридической доктрине. Проект закона Костромской области рискует появиться на свет мертворожденным. Использование в диспозиции категории «Религиозная секта», не только не имеющей юридического определения, либо четкой дефиниции в юридической доктрине, но и фактически, являющейся теолого- философской, религиоведческой категорией, не даст возможность данному нормативному акту эффективно регулировать общественные отношения. Более того, некачественно сформулированный закон рискует не только не принести пользу обществу, будучи просто неспособным регулировать общественные отношения, но и может принести вред, дав пространство для его произвольного, и соответственно неправового толкования и применения. Законодательная деятельность всегда напрямую связана с правоприменительной практикой - закон бесспорно должен быть ориентирован на тот круг людей, которые потенциально будут с ним работать. Как, реализуя закон, государственный и муниципальный служащий будет определять объективные и субъективные признаки правонарушения? Исходя из каких положений правоприменитель должен будет определять, является ли какое либо объединение людей той самой религиозной сектой, о которой говорит закон, или нет? Пока эффективность реализации данного нормативного акта, как и перспективы его принятия в такой форме весьма сомнительны…» Пресс-служба Славянского правового центра
|
2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник «Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63 E-mail: sclj@sclj.ru |