ОСП начинается с того, что христианские церкви заключают между собой договор о сотрудничестве в социальной сфере - проводятся семинары, концерты против наркотиков, создаются телепрограммы. Церкви обсуждают возможности совместного социального служения, развивают уже существующие связи с социальными учреждениями. Каждая община по-разному ощущает на себе «силу перемен» и затем разрабатывает свою стратегию общественного служения.акции – это яркая социальная реклама на билбордах («Чтобы нести людям радость», «Сильным тоже нужен Бог!» и «Вера вернула меня к ЖИЗНИ»), дискуссии в теле- и радиоэфире, работа «горячей линии», раздача печатной продукции – книг и брошюр о христианских ценностях, о том, как выйти из трудных жизненных ситуаций, оказать благотворительную помощь. Важным направлением «Силы перемен» является социальное служение – пожертвования для конкретных проектов собираются, в том числе, во время проведения акции, также становится в ходе акции более понятно, какие церкви и их инициативы в наибольшей степени нуждаются в поддержке. Десятки миллионов рублей в год тратились на помощь для подростковых колоний, детских приютов, реабилитационных предприятий, центров профилактики СПИДа и других социальных и пенитенциарных учреждений закупалась мебель, медицинское и учебное оборудование, бытовая техника, продукты питания, оплачивался ремонт и т.д. В процессе подготовки акции организаторы проводят встречи с местными властями, изучают возможности местных реабилитационных центров, знакомятся с общественными организациями. Когда акция начинается, то в ней в качестве волонтеров участвуют уже представители разных конфессий, то есть возникает временное добровольческое движение.
Однако, благотворительность вторична в рамках ОСП – главное – это донести до людей информацию о социальных пороках, о моральных ценностях, о значении веры в Бога. Для этого фондом ОСП распространяется книга «Ощути силу перемен» (роздано более 1 млн. экземпляров), в которой излагаются основы христианского вероучения и приводятся свидетельства людей, которых, как они утверждают, Бог избавил от наркомании, вытащил из преступного мира, исцелил от СПИДа и т.д. Инструментом привлечения совершенно незнакомых людей является реклама и билборды с цитатами из Евангелий и апостольских посланий или же свидетельствами людей и телефонная «горячая линия» (в каждом городе обычно на такую линию звонит по несколько тысяч человек). По утверждению самих организаторов акции (Юрия Ананьева), когда на горячую линию звонили православные, то операторы переадресовывали их к православным священникам, несмотря на иногда яростную критику акции ОСП со стороны руководства епархий РПЦ.
Интересно, что наибольшее раздражение в ходе критики акции вызвали именно билборды с цитатами из Нового Завета – представители РПЦ и властей требовали снять их, обвиняли в прозелитизме и в том, что организаторы скрывают реальные имена церквей, которые размещают рекламу, чуть ли не требовали указать, что за этой социально-миссионерской акцией стоят именно «неохаризматы». Между тем, билборды вывешивал Фонд ОСП, а не конкретная церковь.
Главными критиками акции стали местные епархии РПЦ. В большинстве случаев православные активисты оказывались инициаторами, провокаторами гонений на верующих, которые участвовали в акции. Именно после заявлений региональных епископов, обращений со стороны епархии власти старались свернуть акцию, а прокуратура проводила проверки законности проведения акции и социальной рекламы на улицах (проверки ничем не заканчивались и ни к чему не приводили). Безусловно, власти также старались активно ограничить проведение акции, но, как правило, изначально давали разрешение на организацию мероприятий или рекламу на билбордах в том или ином виде.
Ситуация в разных регионах развивалась часто в детективном ключе, сама яростная борьба с ОСП порождала нелепые ситуации.
Противоречия в отношениях власти и общества, власти и РПЦ, других конфессий и РПЦ хорошо видны на примере архангельского скандала вокруг ОСП. Акция «Ощути силу перемен» проводилась в Архангельске, Новодвинске и Северодвинске в мае 2005 года. Учитывая сложившуюся в Архангельске культурную атмосферу и традиционно толерантное отношение светских и церковных властей к протестантам, никто не мог ожидать возникновения почвы для межрелигиозного конфликта. Еще в апреле проект "Ощути силу перемен" был представлен областной администрации. Во время встречи с архиепископом Тихоном в апреле протестанты получили поддержку и благословение на решение социальных проблем молодежи. Вначале епископ Тихон с симпатией отозвался об этом проекте, так как он фактически осуществляется без относительно каких-либо конфессиональных рамок, несмотря на то, что его организаторы принадлежат к иной христианской традиции. После целого ряда консультаций организаторы проекта издали книгу ОСП (ее издание также благословила епархия). В ней были рассказаны реальные истории о людях, жителях Русского Севера, которые избавились от наркотической и алкогольной зависимости, вышли из тяжелых жизненных ситуаций. Евангельские верующие начали работать в больницах, проповедовать в притонах, стала издаваться и распространяться литература, посвященная борьбе с абортами, наркоманией и алкоголизмом. Активисты проекта «Ощути силу перемен», запущенного в дни празднования юбилея Победы, разработали специальную программу для ветеранов и вдов войны.
Но как только акция стала осуществляться, епархия выступила против деятельности евангельских церквей в середине мая. ОСП была в самом разгаре (реклама проекта была на улицах и по телевидению), что вызвало недоумение у протестантов и противоречивую реакцию у чиновников. В соответствии с более распространенными среди иерархов РПЦ представлениями, Архангельская епархия заявила, что акция протестантов ОСП направлена на прозелитическую деятельность «неопятидесятников» среди жителей области и является «кощунственной». Аргументация епархии была такова: «христианской традицией для нас являются православие и католицизм, а настоящим «несектантским» протестантизмом только лютеранство».
Несмотря на то, что часть христианских программ, направленных против наркомании, алкоголизма и абортов были сняты с эфира местного телевидения, а прокуратура области начала с подачи епархии проверку деятельности участников акции, ОСП в Архангельске, Новодвинске и Северодвинске был, тем не менее, успешно осуществлен. Власти в ответ на обращение епархии не стали применять жестких запретительных мер. Директор АНО Центр Социальной помощи «Сила перемен» Юрий Ананьев отмечал, что по результатам завершения «видимой» части проекта, которая проходила в СМИ и сопровождалась активным использованием наружной рекламы, на телефон доверия позвонило около 2 тысяч человек, на показы фильмов пришло порядка 6 тысяч человек.
Архангельскую епархию поддержал митрополит Уфимский и Стерлитамакский Никон, пославший специальное письмо в адрес Архангельской епархии. Дело в том, что ранее акция проводилась в Башкирии, где изначально вызвала отрицательную реакцию со стороны епархии, но евангелистам удалось договориться с чиновниками о мирном проведении акции. В Башкортостане протестанты могут осуществлять свою миссию без конфликтов с мусульманами и православными во многом благодаря благоприятным отношениям с властями и их стремлению не допустить в республике любых форм разжигания межрелигиозной вражды, в частности, появления антисектантских оскорбительных материалов. У протестантских церквей, по словам старшего пастора уфимской церкви «Жизнь Победы» Владимира Сильчука (интервью автору), сложились хорошие отношения с председателем Совета по государственно-конфессиональным отношениям при президенте РБ Вячеславом Пятковым. Когда в 2005 году протестантские церкви устроили социальную акцию «Ощути силу перемен», то православная епархия в лице главы миссионерского отдела – сектоборца Максима Степаненко - выступила резко против этой акции. Правда, после целого ряда радикальных антисектантских высказываний, в том числе под давлением представителей власти, сектоборец Степаненко уволился из Уфимской епархии и уехал в Томск. После акции «Ощути силу перемен» евангельские церкви, по словам Сильчука, обнаружили, что массу вещей в социальной сфере они могут делать самостоятельно, создавать ребцентры и работать в тюрьмах. Акция значительно расширила горизонты работы и позволила представить социальную работу церквей перед лицом государства.
Епархиальные владыки обычно враждебно относятся к ОСП, но так бывает все же не всегда.C:\Епархиальные Яркий пример – Волгоград. В 2003 году волгоградская ОСП стала большим событием в религиозной жизни области. Акция получила благословение митрополита Волгоградского Германа, хотя православные в акции непосредственно и не участвовали (в акции приняли участие 33 протестантские церкви). Представители епархии поддержали проведение христианских концертов для молодежи, где рассказывалось о вреде наркотиков и алкоголизма.
Мягкую позицию заняла Карельская епархия РПЦ. Перед проведением ОСП в Петрозаводске (в 2004 г.) епархия распространила обращение о том, что она не имеет отношения к этой акции и отказалась участвовать в ней. Но с прямой критикой активистов ОСП выступила лишь Карельская региональная общественно-молодежная организация «Равновесие» (лидер - Александр Гезалов, приход Иоанна Богослова в Петрозаводске), сделавшая упор на вреде «неопятидесятничества». Активисты возмущались тем, что мэрия позволила разместить билборды с такой христианской надписью, например: «Я бы ушел из жизни… Но БОГ дал ей новый смысл».
Примером того, как акция объединила церкви – протестантов, православных и католиков - стал Воронеж. Все началось с 2005 года – с другой протестантской антинаркотической акции «Поезд в будущее». Ее инициаторами были аппарат полпреда президента РФ в Центральном федеральном округе, члены Межрелигиозного совета России, а также Российский объединенный союз христиан веры евангельской (пятидесятников). Тогда митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий (Фомин) заявлял о том, что епархия РПЦ МП сотрудничает с протестантами. На деле Воронежская епархия РПЦ МП и власти, по словам пастора воронежской церкви «Божья Слава» Алексея Шиповского, «сами все провели, не пригласили протестантов к участию в антинаркотической акции, хотя у нас есть опыт работы с наркоманами, и мы могли бы пригласить бывших наркозависимых, которые прошли реабилитацию в наших центрах».
В 2006 году с инициативой о проведении ОСП выступило уже Содружество христианских церквей, объединяющее существующие в Воронеже общины протестантских деноминаций (14 церквей). Фильм «Иисус» на подготовительном этапе посмотрело в домах культуры около 30 тысяч чел. (в других регионах активисты епархий РПЦ требовали запретить даже фильм «Иисус»). Воронежская митрополия РПЦ открыто поддержала ОСП. Вместе с протестантами в реализации проекте приняли участие священники-францисканцы из католического прихода Воронежа, священнослужители Воронежской епархии РПЦ (участие в дискуссиях на ТВ, ответы на вопросы в рамках «горячей линии»). Проект «Ощути силу перемен» в Воронеже получил также поддержку областного межконфессионального совета, действующего на правах консультативного органа при областном законодательном собрании. Реализация всех программ в рамках проекта имела гриф «При поддержке межконфессионального совета Воронежской области» (в Совете представлены Воронежская епархия, евангельские христиане-баптисты, пятидесятники, методистская и католическая церкви, иудейская община), что также сыграло свою роль в успешном и мирном проведении акции.
Один из редких, если не единственный отзыв об ОСП православного епископа принадлежит митрополиту Воронежскому и Борисоглебскому Сергию: «Особую роль в поддержании межрелигиозного мира в нашей области играет Общественный межконфессиональный консультативный Совет при Воронежской областной думе, в который входят четыре представителя нашей епархии. Примером плодотворной деятельности совета может служить масштабный социальный медиапроект «Сила перемен», который был реализован в апреле-июне 2006 года.
Цель этого проекта, в котором приняли участие представители традиционных для нашего региона конфессий, органов государственной власти и общественности,- привлечь внимание воронежцев к таким животрепещущим проблемам как наркомания, алкоголизм, игромания, увлечение оккультизмом, межнациональные конфликты. Думаю, что в целом этот проект сыграл положительную роль в укреплении общественной стабильности Воронежской области. Надеюсь, что представители нашей епархии в Межконфессиональном совете, будут и впредь твердо отстаивать интересы православных верующих и содействовать постоянному укреплению стабильности в нашем регионе».
На момент акции архимандрит Андрей (Тарасов), секретарь Воронежской митрополии, ныне епископ, также публично поддерживал ОСП: «Прежде всего, хочу подчеркнуть, что проект «Сила перемен» - это не узкоконфессиональное, а светское мероприятие. Необходимо напомнить обществу об общечеловеческих принципах морали и нравственности, которые всецело совпадают с евангельскими заповедями. Мы не собираемся пропагандировать ту или иную религиозную группу. А лишь хотим показать, что истинные ценности едины для всех, независимо от вероисповедания, национальности и цвета кожи».
Однако в значительном количестве случаев активисты ОСП испытывали на себе массированную критику, как прямо со стороны епархий, так и со стороны околоцерковных антисектантских центров, а кампания выливалась в масс-медиа. На фоне этих кампаний то, что происходило в Архангельске, кажется цивилизованной общественной дискуссией.
Например, в Саратове сектоборец Александр Кузьмин дал ГТРК «Саратов» интервью по поводу акции «Ощути силу перемен» (14 мая, "Сила перемен" - что на самом деле предлагают ощутить саратовцам?". Сюжет "Вести. Саратов" от 14 мая 2009 года. Автор – Василий Мальцев). В этом интервью он называет "неопятидесятников" – «Слово жизни» (активного участника ОСП) - "страшной тоталитарной и деструктивной сектой", обвиняя церковь в том, что в ней постоянно совершаются самоубийства. По словам Кузьмина, это будто бы происходит, в частности, в Швеции. В сюжете Кузьмин подробно объясняет, как "неопятидесятники" кончают жизнь самоубийством и режут себе ножами вены.
Помимо этого, было распространено Информационное письмо Саратовской епархии об акции «Ощути силу перемен», в котором говорилось, что акцию проводят «деструктивные тоталитарные секты». Позиция епархии повторяет итоговое заключение конференции сектоведов «Неопятидесятнические секты в России: угроза религиозного экстремизма», организованной Саратовской епархией РПЦ в 2005 году. В этом заключении также называется ОСП: «Они обозначают себя либо «протестантами», либо «христианами веры евангельской», либо «пятидесятниками», либо лукаво, - «просто христианами», а свои религиозные вербовочные мероприятия преподносят, как социальные проекты, вроде создания центров по реабилитации наркозависимых или акции «Ощути силу перемен». Однако настоящие протестанты – лютеране и кальвинисты – подобные организации протестантскими, и даже христианскими, не признают».
В 2009 году Миссионерский отдел Рязанской епархии (глава - священник Арсений Вилков) разослал местным СМИ обращение. В нем ОСП названо вербовочным, «лжерелигиозным» и свидетельствующим об «укреплении позиций харизматических церквей в регионе». Автор письма обвиняет организаторов акции – «неопятидесятников» - в нарушении российских законов «О рекламе» и «О свободе совести», а также в содействии «оранжевой революции» на Украине.
В Республике Коми, в Сыктывкаре, ОСП проводилась летом 2009 года. К участию в проекте приглашали и представителей Сыктывкарской епархии, однако в епархии РПЦ МП протестантов назвали «сектантами» и стали вместе с чиновниками противодействовать социальной акции. В 2009 году Церковь Христа Спасителя евангельских христиан-баптистов Сыктывкара обратилась в прокуратуру по поводу публикации в «Епархиальных ведомостях» «Осторожно: деструктивные движения, секты и культы!», которая, по мнению баптистов, разжигала межрелигиозную рознь и вражду. В ноябре 2009 года прокуратура вынесла предупреждение газете «Епархиальные ведомости» Сыктывкарской епархии РПЦ МП за антисектантскую статью о недопустимости экстремистской деятельности. После конфликта с баптистами оскорбительные газетные статьи временно перестали выходить, однако в конце 2009 года по православным приходам, а также по подъездам домов в Сыктывкаре стали распространяться листовки от имени Центра изучения новых религиозных движений Сыктывкарской епархии РПЦ МП. По словам Морозова, церковь решила отреагировать и подать соответствующее заявление в прокуратуру по факту распространения материалов, разжигающих религиозную рознь и межрелигиозную вражду. Верующие церкви «Источник жизни» (всего в общине более 200 чел.) жаловались, что в православных листовках их уже обвиняют в убийствах детей.
Епархии также занимали отстраненную позицию по поводу самой акции, прямо не критикую ее. За епархии это делали околоепархиальные общественные инициативы. Например, в Ярославле в 2009 году против ОСП устраивал кампанию в СМИ Ярославский антисектантский центр. В Нижнем Новгороде молодежное движение «Регион 52» в 2007 году проводило массовую акцию против ОСП под лозунгом «Осторожно – секта!» на площади Минина и Пожарского. Организаторов антисектантской акции озаботило, что по всему городу расклеены баннеры, где люди разных профессий рассказывают о том, как им в жизни помог Бог. Однако пресс-секретарь Нижегородской епархии протоиерей Игорь Пчелинцев заявил, что епархия – не инквизиция, и она не будет требовать принятия каких-либо мер к организаторам акции, а будет заниматься разъяснением того, какие протестанты проводят ОСП. Он подтвердил, что представители организации «Ощути силу перемен» приходили к нему на встречу и даже «подарили книги, которых я не читаю»: «Я их спросил: «Вы понимаете, что, начиная такую акцию, вы бросаете вызов российскому обществу и Православной церкви?» Мне ответили: «Да мы понимаем».
Однако само разъяснение представителя Нижегородской епархии стало самым угрожающим обвинительным заключением в адрес социальной акции ОСП. Отец Игорь Пчелинцев отметил, что «деятельность членов данной организации сводится к распределению в регионе средств миллионного фонда, уходящего корнями на Запад»… «Мое предположение как гражданина, работа Центра социальной помощи «Ощути силу перемен» - еще одна репетиция майдана. Из этой акции видно, что приходят деньги извне, которые осваиваются нетрадиционными способами, чтобы дестабилизировать дух, гражданскую среду»… «Эти люди нащупывают плацдарм для будущей Оранжевой революции. Создавая общественное волнение, они ставят целью совершить своеобразный подкоп под власть, а не под Православную церковь. Православным и малоцерковным людям не стоит опасаться этой политической псевдодуховной наглости». («Ощути силу перемен» или «Осторожно – секта». 15 мая 2007 г. Новости Нижнего Новгорода. URL: http://newsnn.ru/news/12452).
В некоторых случаях позиция представителей РПЦ полностью совпадала с желанием ограничить акцию со стороны региональных УФСБ. В 2012 году прокуратура города Кудымкара Пермского края проверяла законность размещения рекламных плакатов акции «Ощути силу перемен» по просьбе УФСБ по Пермскому краю. На улицах города были размещены рекламные щиты с изображением людей, которые говорили о том, что смогли преодолеть различные жизненные трудности. Рядом размещалось предложение позвонить по телефону и приобрести книгу. Ранее в феврале 2011 года прокуратура Мотовилихинского района Перми запретила медиакампанию ОСП, за то, что на плакатах не был указан религиозный характер книги. Информация о «Силе перемен» поступила в прокуратуру из ФСБ, надзорное ведомство обратилось за экспертизой к учёным ПГТУ.
Против «сектантов», проводящих ОСП, активно выступал заместитель руководителя Миссионерского отдела Пермской епархии РПЦ Евгений Ошмарин. В результате с улиц Перми были убраны, в том числе, билборды с надписью «Я пришел не судить, а спасти мир… призвать не праведников, но грешников к покаянию…. Найти и спасти заблудшее. Спаситель Иисус Христос».
С массовыми проверками было связано проведение ОСП и в Краснодаре. 8 ноября 2010 года Екатеринодарская и Кубанская епархия разместила статью, где ОСП представлена как «широкомасштабная религиозно-пропагандистская акция» для «вербовки местных жителей в свои ряды» организована местными общинами неопятидесятников, баптистов и адвентистов. В статье говорится о том, что «группам данного движения присуще крайне сильное и жесткое давление на психику адептов». Помимо прочего, упоминается заключение заведующего кафедрой психологии ГИДУВа Новокузнецка В. Кубасова. В заключении говорится о «применении этими миссионерами гипноза, о введении людей в состояние глубокого транса, при котором возможно внедрение в подсознание людей любых суггестивных программ».
Как это ни странно поддержка акции со стороны российских протестантских лидеров на федеральном уровне не была столь единодушной, даже несмотря на чисто социальный и просветительский характер ОСП. Ранее протестантские лидеры довольно активно участвовали в таких акциях как «Надежда есть» (сюжеты об общехристианских ценностях на телевидении, концерты в разных городах России) или антинаркотическая акция «Поезд в будущее», но они не стали столь громким явлением в общественной жизни российской провинции. Конфессиональное лицо этих акций было размыто - хотя они и были инициированы протестантами, но их протестантское происхождение скрывалось из политических соображений (как бы акции проводились «традиционными религиями», с номинальным участием представителей РПЦ). Прямой миссионерской выгоды эти акции евангельскому движению не принесли. ОСП в этом смысле была четко ориентирована на христианские церкви в целом, на привлечение конкретных протестантских общин, а в лучшем случае – православных и католических. Реакция властей и РПЦ на такое обращение к религиозным общинам испугала протестантских лидеров, которые предпочли дистанцироваться от прямого и активного участия в акции, обезопасить себя от конфликтов в регионах с чиновниками и православными епархиями. Кроме того, акция оказалась слишком независимой, неподконтрольной ни одному протестантскому союзу, и именно поэтому, действительно, во многих городах смогла собрать вокруг себя представителей разных деноминаций.
Открыто акцию поддерживали в 2000-х годах Союз баптистов и пятидесятнический союз - РЦ ХВЕ, а также отдельные церкви, входящие в РОСХВЕ. Глава Российского союза Евангельских христиан-баптистов (ЕХБ) Юрий Сипко (глава союза в 2002-2010 гг.) и начальствующий епископ Российской Церкви христиан веры евангельской Павел Окара (глава союза в 2002-2009 гг.) выступали на публичных мероприятиях в поддержку ОСП.
Большинстве регионов России власти увидели реальную силу и представительство протестантских церквей в обществе, их способность к гражданским и волонтерским акциям.
***
Казалось бы видимых результатов у социального проекта «Ощути силу перемен» нет. Однако у этого христианского предприятия есть главный результат – он оказался одним из инструментов развития гражданского общества в регионах, а также поместных церквей как институтов гражданского общества. О протестантских и католических церквях узнали тысячи людей, ранее равнодушных к вере.
В рамках проекта церкви смогли наладить контакты друг с другом, принять участие в совместном деле, которое стало наглядной демонстрацией присутствия неправославных церквей, евангельских, в российском обществе. В российском публичном пространстве даже удивительно, что общественная акция без какого-либо административного и политического ресурса сумела прозвучать в местных масс-медиа, вызвать симпатию или столь энергичное сопротивление РПЦ, испугать региональных чиновников. Впервые в российской истории протестантские церкви показали, что они является важной частью социальной жизни в России, пионерами социального служения. В связи с этим необходимо учесть, что сама акция начала проводиться в то время, когда РПЦ не обладала столь большими ресурсами для социального служения и не уделяла этой сфере внимания. ОСП показала, что в отличие от православных приходов 2000-х годов, протестантские общины оказались готовы к привлечению волонтеров из числа верующих.
Но для лидеров общероссийских протестантских объединений акция не стала прорывным моментом - в отличие от региональных церквей, они скорее проявили солидарность с бюрократической логикой и представителями РПЦ. Вместе с тем, само существование таких явлений как акция ОСП стало знаком развития российского общества в сторону демократии и гражданской солидарности, что часто противоречит мифам и стереотипам российского истеблишмента.
В агрессивной среде представители акции ОСП не ожесточались, не ставили политических целей. Изначально акция, безусловно, была не только социальной, но и миссионерской – многие евангельские общины не скрывали, что участием в ОСП хотели увеличить свою паству. По словам Ананьева, достаточно, чтобы в России было около 10% протестантов для процветания, чтобы они заняли также место в экономике и в обществе, как старообрядцы до 1917 года. Вместе с тем, само общество оказалось не готово к такого рода миссионерству, даже к восприятию евангельских цитат, массового притока людей в церкви не было. Поэтому акция и в реальности осталась социальной, но подготовила почву для новых миссионерских экспедиций.
По итогам акции можно сказать, что российское общество постепенно привыкает к демократическим толерантным нормам, к диалогу между религиями и конфессиями. Однако, как и в начале ХХ века, поступательному развитию суждено быть прерванным, хотя и в более мягкой форме – публичная деятельность нетитульных церквей в России не приветствуется, а работа некоммерческих организаций, особенно, связанных с зарубежным финансированием, жестко контролируется – фактически власти стараются свести их активность к нулю.
Роман Лункин.
Русское Ревью Кестонского института.