Славянский правовой центр. Журнал "Религия и право"
Сегодня как никогда остро стоят вопросы профилактики и лечения наркотической зависимости. Всестороннее глубинное изучение сути зависимого от наркотических веществ состояния с использованием различных подходов создает предпосылки не только для организации эффективной профилактики, но и целенаправленного поиска способов преодоления наркозависимости.
Традиционно лечение наркомании является прерогативой медицины: сначала психиатрии, затем — наркологии. Однако только на первый взгляд проблема кажется исключительно медицинской. Медикаментозными средствами достаточно быстро купируется абстинентный синдром (так называемая «ломка»), но не существует в медицине средства, которое может дать человеку свободу отказа от наркотиков. Участники прошедшей осенью 2005 года в Кемерово областной научно-практической конференции «Наркотики и дети: медико-социальные аспекты», в частности, отмечали, что «чисто медицинский подход к наркомании оказывается неэффективным ни в плане лечения и реабилитации, ни тем более в плане профилактики не только в масштабах общества, но и единичного конкретного больного»1. Современные ученые приходят к убеждению, что «химическая зависимость — это заболевание, характеризующееся патологическими нарушениями в биологической, психологической, социальной и духовной сферах человека»2. Основная причина наркотизации современного российского общества заключается в том, что в XX веке произошла десакрализация внутренних ценностей и человек перестал быть личностью, внимание которой сосредоточено на нравственных задачах. Пропаганда насилия в средствах массовой информации, разрушение нравственных идеалов, ценностная дезориентация, культивирование потребительского образа жизни негативно отражаются на эмоциональном состоянии юных россиян. В этот момент наркоторговцы предлагают «простой» способ улучшить его. Сегодня проблему наркомании изучают различные научные направления и религиозные организации. Однако они рассматривают ее с разных позиций: медицина — как соматическое заболевание, психология — как личностную особенность и кризис личности, юриспруденция — как преступление, социология — как современную тенденцию интереса россиян к измененному сознанию, педагогика — как асоциальное поведение, богословие — как воздействие темных духовных сил. Мы определяем подростковую наркозависимость вне учета степени наркотизации как нарушение нравственной регуляции поведения, основанной на искаженных ценностных ориентациях подростка. Наркоману известны необычные эмоциональные переживания, при которых трансформируются или утрачиваются высшие человеческие ценности. Наркомания влечет за собой глубокое и масштабное поражение личности, которое невозможно восстановить одномоментными медицинскими процедурами и препаратами; медикаментозными средствами лишь купируется абстинентный синдром (то есть прекращается так называемая «ломка»). Из бесед с наркозависимыми подростками выявлено, что многие из них испытывают к наркотику чувство «любви». Сами наркозависимые описывают это состояние как чувство душевной привязанности, неотступность мыслей о предмете своих желаний, томительные ожидания и радость встречи. Подростки нередко высказывались следующим образом: «Наркотик — он хороший», - воспринимая его как живое существо. Пристрастное отношение к наркотикам сопровождается неверием подростков в свое выздоровление, апатией к жизни и обществу, безразличием к своей судьбе. Все это приводит к полному отсутствию внутреннего сопротивления, делая подростка рабом психоактивных веществ. Болезненная привязанность к наркотику формирует установку на немедленное удовлетворение потребностей при минимуме усилий. Отличительными чертами наркозависимого становтятся импульсивные действия, неумение контролировать свое поведение, избегание ответственности за совершаемые поступки, игнорирование необходимости отделять возможное от желаемого. Существенным недостатком наркологической помощи является узковедомственный медицинский подход. Анализ существующей практики помощи наркозависимым подросткам показывает, что применяемые формы и способы, как правило, не касаются поврежденных наркотиками важных сфер личности: ценностной, духовной, нравственной, мотивационно-потребностной, работа с которыми является прерогативой педагогической науки. Наркология и психиатрия по определению не могут разрешить проблему деформации личности наркозависимых подростков, поскольку эти науки не оперируют понятиями «духовность», «нравственность». Основной задачей духовно-нравственного подхода к преодолению наркотической зависимости является формирование у подростков, желающих избавиться от нее, элементов нравственного поведения, формирование шкалы традиционных духовно-нравственных ценностей и таких параметров личности, как совесть, воля, ответственность, мужество, терпение. Ушинский К.Д. в статье «О нравственном элементе в русском воспитании» писал: «Нравственность и свобода — два таких явления, которые необходимо обуславливают друг друга и одно без другого существовать не могут»3. Формирование духовно-нравственных ценностей в процессе преодоления подростками наркотической зависимости представляет собой систему целенаправленных внешнего (информационного) и внутреннего (духовно-эмоционального) воздействий на наркозависимого подростка, которые способствуют пробуждению осознания им высшего смысла жизни. Содержание воспитательного процесса не столько воздействие, сколько взаимодействие, оно направлено на «возвышение сердца» подростка как центра духовной жизни (И.Г. Песталоцци). «Современные специалисты справедливо считают, что влечение к наркотикам можно ограничить лишь чем-то еще более сильным. Но в мире материального прагматизма найти эту «силу» вообще невозможно. Она существует на уровне духовном: это — любовь и вера в Бога»4. Внутренняя, духовная работа подростка — воззвать, устремиться к Богу, поскольку «добро, религиозно-нравственное совершенствование для достижения единения с Богом, естественно для человека, так как соответствует его организации и предназначению»5. Стена, разделяющая духовный плен наркозависимого подростка и свободу личности, разрушается искренним церковным покаянием. Видение своих грехов раскрывается лишь постепенно, по мере приобретения подростком духовной зрелости и углубления покаяния. «Зрение греха своего и рождаемое им покаяние суть делания, не имеющие окончания на земле, — пишет святитель Игнатий Брянчанинов, — зрением греха возбуждается покаяние; покаянием доставляется очищение; постепенно очищаемое око ума начинает усматривать такие недостатки и повреждение в существе человеческом, которых оно прежде, в омрачении своем, совсем не примечало»6. Духовно-нравственное направление помощи подросткам в наибольшей степени отвечает особенностям российского менталитета, раскрывает наркозависимому подростку целостность картины мира для добровольного и осознанного определения своего места в нем; специфика его состоит в том, чтобы помочь подростку преодолеть греховное страстное состояние зависимости от наркотиков. Основой подхода является задача раскрытия в наркозависимом подростке образа Божьего. При этом, принудить к нравственному исправлению подростка, даже находящегося в наркотическом рабстве, невозможно; можно лишь призывать, наставлять и показывать, но не приказывать и подавлять. Задача же подростка — услышать, осознать и откликнуться на эти призывы. Необходимое звено в реабилитационном процессе — духовное просвещение, цель которого — сообщить совокупность знаний о христианских моральных принципах и нормах. Рассмотрение жизненных ситуаций, библейских историй и притч помогает обосновать моральные мотивы и решения, а также выработать персональную нравственную позицию. Новая духовно-нравственная информация служит материалом для осмысления подростком своего жизненного опыта, пересмотра ранее усвоенных ценностей, видения своей греховности и выработки на этой основе новой жизненной философии, планов и целей, определяющих стратегию и тактику дальнейшего поведения. Все это помогает признать свое экзистенциальное бессилие, обратиться за помощью к Богу и достигнуть покаяния, ощутить себя грешником, но не тем, которого грех пригибает к земле, а тем, который верит в свое нравственное преобразование, освобождение, исцеление от недуга химической зависимости. Естественная нравственная жизнь дает ощущение радости жизни, при которой творческая энергия души высвобождается для созидания самого себя и для понимания окружающего мира. В настоящее время разработаны и действуют различные способы и программы помощи наркозависимым подросткам и только некоторые из них, например «12 шагов», АН («Анонимные Наркоманы») и Нар-АНОН (для родственников химически зависимых), основанные на программе «12 шагов», сочетают научный подход с опытом духовно-нравственного решения проблемы. Работа в программах направлена на помощь наркозависимому включиться в самостоятельный духовный труд. Путеводными вехами «Программы 12 Шагов» являются следующие принципы: осознание своей проблемы, самопомощь и поддержка группы. Однако эти программы не получили в России широкого распространения ввиду особенностей российского менталитета. Основа двенадцатишаговой программы — открытость общения, умение составлять публичный рассказ о своих внутренних проблемах и переживаниях, что, пожалуй, больше характерно для среднего американца, чем для россиянина. Кроме этого программа предполагает необходимость возврата при срыве наркопотребления вновь на первую ступень, что часто отталкивает от участия в такого рода программах наркозависимых подростков. Она напоминает бесконечное хождение по кругу, делает человека зависимым от группы общения, при этом не затрагивает корень проблемы — деформированность нравственной и мотивационно-потребностной сфер наркозависимого. Известный специалист в области медицины и богословия доктор медицинских наук иеромонах Анатолий (Берестов) утверждает, что употребление наркотиков — это псевдорелигиозная и оккультная по своей сути духовная практика, имеющая «демонический характер духовности»7. Таким образом, с православной точки зрения, наркотическая зависимость представляет собой душевно-духовное заболевание, разновидность демонической одержимости злым духом. А «род сей», — сказано в Евангелие, — изгоняется не чем иным, как «молитвой и постом» (Мф. 17:21). Успешное развитие анатомии как науки привело к тому, что человека разделили на «части», каждой из которой сегодня занимаются психиатры, офтальмологи, стоматологи, лор, кардиологи, пульмонологи, фтизиатры, гастроэнтерологи и другие специалисты узкого профиля. При этом была проигнорирована самая существенная составляющая человека — духовно-личностная, которая является в человеке основополагающей, фундаментальной. В августе 2000 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви впервые в российской церковной истории принял социальную концепцию. В ней, в частности, говорится: “Основная причина бегства многих наших современников в царство алкогольных и наркотических иллюзий — это духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров. Не отрицая необходимости медицинской помощи на острых стадиях наркомании, Церковь уделяет особое внимание профилактике и реабилитации, наиболее эффективных при сознательном вовлечении страждующих в евхаристическую и общинную жизнь” (XI,6)8. В последние годы Русская Православная Церковь активно занимается вопросами помощи наркозависимым: создаются реабилитационные и душепопечительские Центры, общества трезвости и загородные общины. Например, в Санкт-Петербургской епархии РПЦ МП существуют реабилитационные центры «Саперное» и «Воскресенье», в Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии в селе Георгиевском располагается центр «Мельничный Ручей», в Псковской области — православный реабилитационный центр для наркозависимых «Каменец», в Волгоградской области — реабилитационный центр «Неупиваемая чаша», в Москве активно работает Душепопечительский Центр во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского на Крутицком подворье, возглавляемый профессором, иеромонахом Анатолием (Берестовым), в Новокузнецке — Душепопечительский Центр при православном сестричестве и т.д. Анализ их деятельности показывает высокую результативность духовной помощи наркозависимым, в частности длительную устойчивость ремиссии. Опыт Православной Церкви по оказанию помощи тем, кто желает преодолеть наркотическую зависимость, находит отражение в периодических изданиях и обсуждается на научно-практических конференциях. Так, Санкт-Петербургская епархия издает серию журналов «Теория и практика противодействия наркомании», а в мае 2006 года в Новокузнецке на базе Кузбасской государственной педагогической академии прошла вторая региональная научно-практическая конференция: «Зависимое поведение и опыт православного душепопечения». Православный подход к преодолению наркотической зависимости строится на понимании человека как образа и подобия Божьего. С православной точки зрения человек имеет бессмертную душу. Духовное начало является первичным в человеке, нужно дать ему возможность действовать. Постмедицинская реабилитация — это, прежде всего, воспитание и перевоспитание, реализованная необходимость «заново научить думать, чувствовать, говорить и делать» тех, кто желает расстаться с наркотиками9. «В широком смысле слова перевоспитание — это перестройка внутреннего мира человека в соответствии с условиями жизни и требованиями, которые предъявляет общество»10. «Современные специалисты справедливо считают, что влечение к наркотикам можно ограничить лишь чем-то еще более сильным. Но в мире материального прагматизма найти эту «силу» вообще невозможно. Она существует на уровне духовном: это — любовь и вера в Бога»11. Под нравственным исправлением следует понимать такую добровольную и самостоятельную переделку личности, при которой человек прекращает употреблять психоактивные вещества не из-за страха боли или смерти, а потому, что это вошло бы в противоречие с его новыми взглядами, убеждениями, рождением нового регулирующего чувства — страха Божьего. Этот страх должен быть не страхом наказания, а страхом оскорбить нравственным непослушанием Творца. Необходимость и обоснованность существования духовно-нравственного направления в реабилитации наркозависимых обоснованы практикой и связаны с естественной религиозностью людей. Особенный, православный, подход к человеку доказал свою высокую эффективность. Христианская антропология не только предлагает полноту знаний о трехсоставности человека (дух, душа, тело), объясняет истоки поврежденности духовно-нравственной природы человека, но и показывает пути достойного выхода из жизненных затруднений. Духовно-нравственная ориентация охватывает всю жизнедеятельность зависимого от наркотиков человека, подводит его к пониманию свободы как самостоятельности, выражающейся в способности и возможности делать нравственно правильный собственный выбор и действовать в соответствии с ним. «Закон свободы» — богословский термин, употребляемый апостолом Иаковым [Иак. 1:25], а апостол Павел наставлял: «Господь есть Дух, а где Дух Господень, там свобода» [2 Кор. 3:17]. Предполагается, что значительные, радикальные изменения личности будут происходить как на поведенческом, внешнем, уровне, так и на более глубоком, внутреннем, включающем в себя отношение к самому себе и другим людям, мировоззренческие установки, систему ценностей и жизненных приоритетов. Христианство призывает человека к преображению всех душевных качеств, к подчинению «единому на потребу» (Лк. 10:42) — достижению спасения, к сохранению индивидуальности, развитию своих лучших качеств и к мистическому единению во Христе. Оно не ставит своей целью приобретение сверхъестественных способностей или продление жизни во что бы то ни стало, но ставит целью очищение души от грехов через покаяние, молитву, пост, воздержание. Одной из форм духовно-нравственной реабилитации является монастырская жизнь, при которой церковная сторона реабилитации (участие в таинствах, молебны, богослужения) сочетается с совместным трудом и отдыхом. «Сама атмосфера монашеской жизни, дух послушания, молитвы, добродетелей очень благотворно воздействует на всех, попадающих в монастырские стены», — пишет духовник Казанской Богородицкой Площанской Пустыни (недалеко от Брянска) иеромонах Диомид (Кузьмин)12. Он уверен, что самые высокие результаты восстановления и устойчивой ремиссии дает реабилитация именно в стенах святых обителей. Трудность научного объективного исследования зависимого состояния состоит в том, что основной «материал» исследования находится внутри субъекта, в опыте его взглядов, мыслей, чувств, внутренних ощущений. Православие называет зависимость состоянием страсти, борьба с ней является неизбежной составляющей частью христианского духовного подвига. Однако преодоление страсти чрезвычайно затруднено в порядке естественного развития, поскольку первозданная природа человека искажена первородным грехом. На протяжении многих веков христианские подвижники составляли глубоко разработанное христианское учение о страстях, этапах перехода греха в страсть. Профессор Карвасарский Б.Ф. в «Психотерапевтической энциклопедии» определяет православную психотерапию «как совокупность форм и подходов к врачеванию души, имеющих в основе мировосприятие, покоящееся на православной вере, духовном аскетическом и литургическом опыте Единой, Соборной и Апостольской Церкви»13. Колоссальный потенциал, которым располагает Церковь, сегодня в обществе малоизвестен. Наряду с этим, необоходимо осознать, что проблему наркотической зависимости можно решить только в результате консолидации специалистов в области наркологии, психологии и духовно-нравственного подхода к человеку. Традиционная для России православная религия может и должна выступать как эффективный профилактический и реабилитационный инструмент. Развивать отечественные традиции врачевания души — требование сегодняшнего времени. Примечания: 1 Материалы Кемеровской областной научно-практической конференции «Наркотики и дети: медико-социальные аспекты». — ПМ «Печатник», 2005, с. 63. 2 Ванкон И.Г. Социально-психологические аспекты реабилитации в группах с зависимостью от наркотических веществ Дисс. … канд. психол. наук. — Ярославль, 2001, с. 20. 3 Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. Изд. «Просвещение», Москва, 1968, с. 315. 4 Шеховцева Л.Ф. Интеграция научного и религиозного знания в концепцию целостного человека. — СПб.: СПбГУПМ, 2003, с. 122. 5 Материала Кемеровской областной научно-практической конференции..., с. 252. 6 Цит. по: Ванкон И.Г. Социально-психологические аспекты реабилитации в группах с зависимостью от наркотических веществ..., с. 22. 7 Духовные основы наркомании под общей редакцией иеромонаха Анатолия (Берестова) — М:— Душепопечительский Православный Центр во имя св. прав. Иоанна Кронштадского.— 2002, с. 18. 8 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви / Московский Патриархат Священный Синод РПЦ. М.: 2001, с. 89. 9 Ванкон И.Г...., с. 31. 10 Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003, с. 103. 11 Теория и практика противодействия наркомании (выпуск первый). Епархиальный Информационный центр по противодействию наркомании. Санкт-Петербург, издательство «Logos», 2003, с. 122. 12 Теория и практика противодействия наркомании и алкоголизму (выпуск второй) Отдел по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии. Санкт-Петербург, 2005, с. 38. 13 Карвасарский Б.Ф. в «Психотерапевтической энциклопедия. М., 1998, с. Татьяна Помыткина, старший преподаватель кафедры теории и методики воспитательной работы "Института повышения квалификации", г. Новокузнецк.
|
2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник «Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63 E-mail: sclj@sclj.ru |