Оренбуржье имеет символическое значение для российских мусульман. Именно здесь императрица Екатерина Вторая учредила первое в России духовное управление мусульман («Оренбургское духовное магометанское собрание»), что ознаменовало собой прекращение давления на мусульман с целью принудить отречься от своей веры и стало началом новой вероисповедной политики государства. И вот, спустя 215 лет, Оренбуржье вновь напомнило о себе -на этот раз историю пытаются обратить вспять.
- Исмагил-хазрат, расскажите, с чего началась кампания против Бугурусланского медресе «Аль-Фуркан», взбудоражившая население всей Оренбургской области и мусульман всей России?
- В 2003-2004 годах среди обучавшихся в бугурусланском медресе были выходцы с Северного Кавказа, среди которых, по данным некоторых СМИ, оказались лица, замешанные в трагических событиях, произошедших в этом неспокойном регионе.
В течение 2003-2004 гг. я пять раз был в Чеченской Республике. И покойный Ахмад Кадыров и другие спрашивали меня: «Почему вы, россияне, относитесь к чеченцам как к преступникам? Молодое поколение выросло, ничего не видя, кроме войны. Им нужна реабилитация, им нужны знания, в том числе и религиозные. Ведь война в Чечне идет ради целостности Российской Федерации, ради того, чтобы чеченцы были равноправными гражданами России. И они должны пользоваться всеми правами россиян, в том числе и правом на учебу, и правом передвижения и правом проживания в любой местности РФ на свое усмотрение».
Я не мог отказать президенту Кадырову, в прошлом муфтию, в приеме на обучение в Бугурусланское медресе граждан Чеченской Республики. Прибывших на учебу чеченцев, а затем и ингушей было около 20 человек. Некоторые из них уехали сразу, некоторые проучились год. Все они были официально зарегистрированы, списки их фамилий с подробными анкетными данными, отпечатки пальцев, фотографии анфас и в профиль были во всех силовых службах г. Бугуруслана. Если кто-то из них действительно был замешан в трагических событиях Северного Кавказа, то разве добрая воля руководства Бугурусланского медресе помочь обучению традиционному исламу россиян чеченской национальности тому виной? Как гласит мудрая поговорка: «Каждый народ имеет право на своих негодяев». Пусть этих негодяев отслеживает и вылавливает милиция, но причем здесь учебный процесс, рассказывающий учащимся о гуманной сущности ислама?
- Что было дальше?
- А между тем... Слухи, которые кем-то усиленно распространялись по городу и области обрастали все новыми подробностями. Говорили о террористических бандах, проникших на территорию города и области, о складах оружия, якобы найденных на территории одной из школ, о том, что у одного из учащихся медресе нашли подробные схемы учебных заведений города и области, о том, что в женском медресе обучают «шахидок» и другие подобные небылицы.
Ежедневно в медресе приходили большие группы ответственных проверяющих: от пожарных, санитарно-эпидемиологических, энергетических, образовательных и многих других служб. Были написаны тома различных предписаний с требованием создать более безопасные условия для учащихся медресе. Все чиновники с виноватым видом оправдывались за назойливость, ссылаясь на прокурора Светлого Н.И., который им постоянно названивал и требовал новых проверок и новых предписаний. Складывалось впечатление, что все контролирующие органы обеспокоены условиями проживания учащихся и хотят во что бы то ни стало, чтобы жизнь слушателей медресе стала еще более комфортной. Однако в своих предписаниях чиновники ставили заранее невыполнимые условия, а в случае невыполнения писали иски в суд, штрафовали, требовали закрыть мусульманское учебное заведение.
- То есть задачей проверок было выявление каких-либо нарушений, которые стали бы поводом для закрытия?
- Да. Общественное мнение обрабатывалось агрессивно. Однако для закрытия этого было мало - надо было дать понять бугурусланцам, что опасность рядом. И эта опасность якобы исходит из медресе. Жителям в СМИ рассказывали, что большинство учеников медресе имеют уголовное прошлое(?!), что несколько раз в месяц сотрудники милиции останавливают машины с чеченцами, которые говорят, что едут учиться в медресе Бугуруслана, что якобы среди учащихся только один из Оренбургской области, а большинство из Северного Кавказа, ближнего и дальнего зарубежья.
6 октября 2004 года в бугурусланское медресе прибыли проверяющие. На этот раз в лице бугурусланского пожарного и сопровождающих его двух в штатском. Один из них начальник отдела РУБОП Оренбургской области по борьбе с терроризмом и экстремизмом полковник Войдер А.М., а другой, как потом выяснилось, сотрудник той же службы лейтенант Кожухов Д.М.
Для вида обойдя некоторые помещения и выйдя во двор, эти двое в штатском быстро подошли к старой, не закрывающейся на замок будке около туалета. По пожарному было явно видно, что будка его не интересует, чего нельзя было сказать о его сопровождающих. Совершенно очевидно – Войдер и Кожухов знали, за чем шли. Кожухов уверенно зашел в будку и вышел с полиэтиленовым пакетом в руке. Как ни странно, мешки, находящиеся в будке, его не заинтересовали. Из пакета Кожухов вытащил маленькую банку «Нескафе» и передал Войдеру.
- Свидетели при этом присутствовали?
- Понятые были приглашены только после того, как он вышел из будки, и, естественно, в будку вместе с ним не заходили. Полковник в штатском театральным жестом высыпал на тот же пакет содержимое «находки». С большим удовольствием продемонстрировав окружающим, вновь пересыпал в банку. Весь этот спектакль оформили как протокол «осмотра места происшествия».
- Такая оперативность наводит на мысль, что для закрытия медресе был разработан целый план.
- Похоже на то. Тем более это было не первое посещение Войдером медресе. Первый раз полковник приехал лично ознакомиться с обстановкой вокруг стойкого медресе, второй раз Войдер приехал, чтобы, как бы случайно, найти банку из-под «Нескафе» с взрывной смесью (по случаю чего было возбуждено уголовное дело). Третий раз РУБОПовец прибыл с большим количеством людей в штатском и милицейской форме, а также с группой пьяных СОБРовцев в масках, вооруженных автоматами, для учинения обыска на территории исламского учебного заведения и в частных домах преподавателей. Все происходившее напоминало своеобразное «маски-шоу». Во время 21 дня Рамазана (4 ноября), когда СОБРовцы выстроили под дулами автоматов во дворе медресе учащихся, которых выгоняли из спален с грубыми криками: «Чурки, строиться!»
- Похоже, СОБРовцы не стеснялись в средствах…
- Вдоволь поиздевавшись над голодными, постящимися детьми на улице, их, замерзших, согнали в молебенной комнате на втором этаже и долго держали, поставив лицом к стене. В грязных ботинках СОБРовцы с автоматами наперевес деловито ходили по коврам молебенной комнаты, по спальням, классам и другим помещениям.
- Как долго это все продолжалось?
- Несколько часов. Когда приходило время молитвы, учащиеся упрашивали вошедших в раж СОБРовцев разрешить прочитать намаз. После долгих просьб и унизительных уговоров, те разрешали прочитать короткую молитву на затоптанных грязными ботинками коврах, не разрешая при этом совершить обязательное для мусульман предмолитвенное омовение. Мусульмане вынуждены были делать таямум (вынужденное омовение пылью). При этом было объявлено, что, мол, в тюрьме намаз читать не будете. Везде были разбросаны священные книги. Некоторые проверяющие демонстративно наступали на Коран. Кроме того, что вынесли все компьютеры и забрали религиозную литературу, пропали также ценные вещи, изъяли всю документацию, сотовые телефоны и т.д. и т.п. Имущество не возвращено по сей день.
Формально обыск проходил по очереди во всех комнатах, но реально же во все помещения мог заходить и выходить, кто угодно. И невозможно было уследить, что они брали и что подкладывали к изъятым вещам. Затем всех учащихся насильно под дулами автоматов, как только что захваченных бандитов, погрузили в автобус и отправили в ГРОВД, где продолжался допрос. По дороге их сопровождали машины с мигалками, было перекрыто движение, словно везли террористов.
- Каково было отношение сотрудников ГРОВД к задержанным мусульманам?
- В помещении Бугурусланского ГРОВД захваченных мусульман заставляли снять шапки, как будто они находились в храме, пояснив при этом наивным правоверным, что сегодня, т.е. 4 ноября, один из особо почитаемых в православии великих праздников «Казанской иконы Божьей Матери». Когда после захода солнца наступило время разговения, постящимся запрещали прочитать вечернюю молитву и не дали возможность нормально закончить пост.
С наступлением темноты, после унизительной процедуры съемок анфас и в профиль и допросов с пристрастием, вконец запуганных мусульман отпустили.
- В конечном итоге медресе было закрыто?
- Да, и более года верующие лишены возможности изучать основы религии. В мае этого года был проведен еще один обыск. Несмотря на то, что уголовное дело было возбуждено по факту хранения взрывчатого вещества, в ходе майского обыска оперативных сотрудников уже интересовала учебная литература. Изучив содержание 122 книг, изъятых из медресе, в 18 из них некий религиовед обнаружил моменты, которые «могут возбуждать межрелигиозную рознь», и 25 июля было возбуждено уголовное дело по факту разжигания межрелигиозной вражды. Результаты этой сомнительной экспертизы вызывают множество вопросов - ведь провести серьезную экспертизу такого количества книг в столь короткий срок вряд ли возможно. Тем более, когда 90% книг - на арабском языке. Если в Уфе не издаются десятки наименований философских книг, которые можно найти только за рубежом, то это не вина медресе.
- Работники и ученики медресе что-то предпринимали для разрешения этой ситуации?
- Да. Второго сентября 2005 года было составлено письмо, под которым подписались 105 человек, жители Бугуруслана, где ученики и учителя медресе призвали власти к открытому диалогу и поиску приемлемого решения. В письме подчеркивалась готовность учитывать имеющиеся замечания в отношении работы медресе.
Главная мысль заключалась в том, что ни работники, ни ученики нисколько не оправдывают преступников. Но только лично они ответственны за свои деяния. Остальные мусульмане, желающие обучаться своей религии, не должны страдать из-за этого. Если считается допустимым в таких обстоятельствах закрытие медресе, то странно, что еще никто не додумался бороться с преступностью, закрывая светские университеты по причине того, что их выпускники совершают преступные действия.
Было выдвинуто требование разобраться с фактами незаконного закрытия медресе и с действиями прокурора, оградить мусульман от произвола и не ущемлять конституционное право граждан обучаться своей религии, гарантированное Конституцией и Федеральным законом «О свободе совести». Еще одно требование заключалось в создании независимой комиссии по проверке законности возбуждения уголовного дела по факту обнаружения на территории медресе явно подкинутого взрывчатого вещества и уголовного дела о разжигании религиозной розни.
- Какова была реакция властей на это письмо?
- Письмо было направлено в адрес Генерального прокурора РФ, Прокурора Оренбургской области и Губернатора Оренбургской области. Однако оно было направлено тем, чьи действия как раз и вызвали законное возмущение. В результате воз и ныне там.
- Каково сегодня положение мусульманских организаций в Оренбургской области?
- На сегодняшний день 120 официально зарегистрированных религиозных мусульманских организаций имеет всего 55 мечетей, т.е. менее 10 процентов от количества мечетей до революции. Кстати, многие здания мечетей Оренбургской области, отнятые у мусульман в атеистическое лихолетье, до сих пор не возвращены их истинным владельцам. Например, сохранившиеся здания мечетей в селе Асекеево, в которой в настоящее время находится кинотеатр, и в селе Азаматово Матвеевского р-на, как и многие другие мечети, власти не возвращают мусульманам, несмотря на известный указ президента РФ.
После разгрома Бугурусланского медресе в Оренбурге осталось только подобие медресе, названное, будто в издевку, «Хусаиния». Само же знаменитое медресе «Хусаиния» - гордость всего татарского народа России, - в котором учились в свое время такие известные люди, как Муса Джалиль, также не возвращено мусульманам. В прошлом году власти вынудили закрыть полюбившееся местному населению медресе в селе Бакаево Северного р-на, в позапрошлом году - медресе при Асекеевской мечети. Были закрыты и другие медресе Оренбургской области. Если провести параллель и сравнить количество мечетей, медресе, мектебе Оренбургской области сегодня, в XXI в., с тем, что было до революции, то это сравнение, к сожалению, будет не в пользу нашей области, чиновники которой бодро рапортуют о равных возможностях для всех конфессий.
- А каким было положение мусульман Оренбурга до революции?
- До революции у мусульман Оренбургской области имелось 595 мечетей, два средних специальных духовных медресе, 122 медресе, 222 мектебе, выпускалось большое количество мусульманских газет и журналов - и это в условиях царской России, прозванной «тюрьмой народов». Имея такие большие возможности в недалеком прошлом, наши предки никогда не были связаны ни с радикализмом, ни с экстремизмом. Они, как и большинство современных мусульман, были истинными патриотами своей Родины – России.
Теперь же осталось лишь одно подобие медресе в Оренбурге, в котором учатся 10 человек на 1-м курсе и 8 человек на 2-м курсе.
- Какие конкретно обвинения выдвигались против медресе в эфире местного телевидения?
- Начальник милиции г. Бугуруслана рассказал о Набережно-Челнинском медресе «Йолдыз», якобы закрытом духовными лидерами Татарстана. В действительности, там тоже были определенные трудности, но у духовных лидеров Татарстана, силовых структур и у чиновников этой республики хватило мудрости привести все в соответствие с современными реалиями. В настоящее время вместо медресе «Йолдыз» открыт филиал Российского исламского университета (РИУ). Недавно одну из пятничных молитв в центральной мечети города Бугуруслана провел Идрис–хазрат Галяутдинов, стоявший у истоков медресе «Йолдыз» и преподающий в настоящее время в филиале РИУ, расположенном в том же здании. Так что те духовные лидеры Татарстана, которых Симонов ставил в пример, готовы приехать еще раз для того, чтобы начальник милиции не из газет, а у них лично перенял опыт по решению сложных вопросов, связанных с медресе.
Вместо медресе «Йолдыз», как я уже сказал, открыли филиал Российского исламского университета, так как загонять мусульман в подполье не отвечает государственным интересам. Но для того чтобы следовать в русле соблюдения интересов государственной политики, нужна мудрость, долговременная терпеливая работа.
- Рассматривался ли вариант открытия вместо бугурусланского медресе филиала известного исламского заведения, университета, как это было сделано в Татарстане с упомянутым вами медресе?
- Мы выдвигали инициативу по примеру медресе «Йолдыз» открыть вместо бугурусланского медресе «Аль-Фуркан» филиал Московского исламского университета (МИУ). Но, видимо, тем, кто стоит за акцией против бугурусланского медресе, мусульманское учебное заведение не нужно в принципе - пусть даже с лицензиями, официальной программой и российскими учителями.
- И как такое указание сказалось на жизни местных мусульман?
- Вместе того чтобы шельмовать медресе и искать виноватых не там где нужно, лучше бы новому начальнику милиции заняться решением проблем непростой криминогенной обстановки в городе. Однако именно после того, как Симонов стал начальником милиции г. Бугуруслана, местных мусульманок в платках стали выталкивать из автобусов, а мусульман из близлежащих районов, даже с паспортом и пропиской, стали задерживать и в течение многих часов держать в «обезьяннике» без каких-либо причин. Да что там простых мусульман, даже известных в городе и области имамов доставляли в отдел и заставляли писать, откуда и куда они ехали. Сопровождающие их милиционеры говорили при этом: «Попались бы вы нам в Чечне!».
- Завершая нашу беседу, что вы можете сказать о путях решения проблемы бугурусланского медресе?
- Пока такие ответственные участки, как отделы внутренних дел, возглавляют симоновы, наши проблемы будут только усугубляться. Известный афоризм: «Беда России - дураки и плохие дороги», звучит в Бугуруслане более чем актуально. Однако несмотря на всю неблаговидность роли, которую новый начальник милиции начал выполнять сразу по прибытии в г. Бугуруслан, хочется верить, что он искренне заблуждается. В заявлении членов Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации от 29 сентября 2004 г. сказано: «Борясь с террористической угрозой, необходимо строго соблюдать нормы, закрепленные в Конституции и законах России. Враг хочет столкнуть Россию в хаос и беззаконие. Исторический опыт человечества, в том числе нашей страны, показывает: когда в пылу борьбы забывали о законности и человеколюбии, последствия были самыми трагическими. И эти ошибки нельзя повторять. Преступники сознательно стремятся разжечь вражду между людьми разных религий и национальностей, расколоть общество. Террористы, используя самые жестокие методы, стремятся посеять страх, отчаяние, вражду. И мы заявляем: всякий, кто дает волю слепой злобе, кто вымещает гнев на людях другой национальности и другой веры, - вольно или невольно содействует злу, пособничает бандитам. Поэтому просим всех помнить о моральной ответственности за сказанные слова. Нельзя содействовать террористам ни делом, ни словом», - подчеркнуто в заявлении. Было бы хорошо, если бы полковник Симонов выучил это заявление Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ наизусть, и помнил хотя бы о «моральной ответственности» за сказанные им слова.
Впрочем, у начальника милиции прозвучала одна очень правильная мысль о том, чтобы провести совместную встречу руководителей администрации, представителей общественности с муфтием Оренбургской области, чтобы обсудить проблемы медресе и привести все в соответствие с современными реалиями. Со своей стороны добавлю, что на этой встрече должны присутствовать руководители всех силовых структур, лидеров национальных центров и представителей средств массовой информации.