(по поводу книги Понкина И.В. Ислам во Франции. М., 2005)
Недавно вышедшая книга И.В.Понкина «Ислам во Франции» представляет собой сборник различных авторских материалов и обозреваемых документов, объединенных актуальной темой: рост мусульманского присутствия в светском государстве. Некоторые тексты книги достаточно интересны, в частности, обзор доклада Высшего совета по интеграции «Ислам в Республике», в котором рассматриваются проблемы интеграции в современное западное общество большого количества иммигрантов из мусульманских стран. Автор не ставил перед собой цель проанализировать историко-культурные особенности, которые привели к сегодняшней ситуации, но собранный материал представляет самостоятельную ценность и свидетельствует о тех проблемах, которые возникают в связи с социально-культурными и демографическими сдвигами. Следует отметить, что данные проблемы характерны не только для Франции, но и для многих стран Европы.
Франция, как и большинство европейских стран, переживает демографический кризис. Нехватка трудовых ресурсов — серьезная проблема для общества. При длительном снижении численности активного трудоспособного населения экономика не развивается. Если нет какой-либо надежды, что население может возрастать за счет внутренних источников, то единственный путь поддержания необходимой численности трудоспособного населения — это миграция, которая обеспечивает рост производства, увеличение занятости и т.п. Мигранты заполняют нижнюю часть социальной пирамиды, где не желает трудиться высокообразованное и благополучное население развитых стран. Европейские страны вынуждены прибегать к широкомасштабному использованию миграционного ресурса и уже давно проводят специальную миграционную политику, чтобы облегчить доступ на национальные рынки труда иностранных рабочих.
Основная миграционная тенденция в мире — движение работоспособного населения из стран с высокой рождаемостью в наиболее развитые страны, где рождаемость низкая. Большинство иммигрантов происходят из обществ, культура и религия которых принципиально отличаются от европейской. Это африканцы, турки, арабы и др. Сегодня Франция переживает совершенно новое, невиданное присутствие значительного по численности мусульманского населения, обосновавшегося на французской земле весьма основательно. Как отмечает И. В. Понкин, если в 1960–70 гг. выходцы из регионов мусульманского мира были достаточно сдержанны в отстаивании своих религиозных прав и ограничивались лишь требованиями улучшить условия для религиозной практики, то второе и третье поколения иммигрантов, интегрированные во французское общество, уже представляют серьезную социальную силу, умеющую защищать свои интересы. Сегодня французский ислам существует в виде широкой сети различных ассоциаций. Они слабо структурированы, распадаются на множество течений и конкурируют друг с другом — но все они требуют возможности публично и коллективно исповедовать ислам, воспринимаемый ими в качестве основы своей культурной и социальной самобытности. Увеличение количества мечетей, требования мусульман отводить им особые участки на кладбищах, признание права девушек носить головной платок в школе и многое другое – все это наиболее ярко выраженные проявления требования публичного признания места ислама в жизни страны. Чем громче звучат эти требования, тем сложнее оказывается социальная, экономическая и культурная интеграция этой категории населения, и особенно мусульманской молодежи.
Приток миллионов иноязычных, инокультурных людей, исповедующих иную религию и систему ценностей, остро поставил вопрос о сохранении европейской идентичности и культуры. Идентичность тесно связана с политической культурой, определяет поведение человека. На Западе давно осознано, что вместе с утратой европейской культурной идентичности может погибнуть и множество социальных и политических достижений европейской цивилизации. Поэтому предпринимаются попытки создать такую систему, при которой многочисленные мигранты должны были бы адаптироваться к условиям, традициям и культуре страны, куда они прибыли.
Власти Франции уделяют повышенное внимание интеграции иммигрантов, поскольку от этого зависит политическая стабильность в стране и само ее существование. В частности, во Франции прибывшие подписывают контракт, обязуясь посещать курсы французского языка и курс «Ценности французского общества». Если человек успешно проходит обучение, то правительство обязуется выдать ему вид на жительство сроком на 10 лет. Одним из элементов процесса интеграции является система среднего школьного образования. Во многом именно с помощью образования можно решить задачи ассимиляции. Обучение в школе – наилучший путь привить человеку европейские культурные ценности. Средние школы гораздо эффективнее, нежели любые другие учреждения и организации, лишают иммигрантов-родителей возможности поделиться их «врожденными» ценностями со своими детьми. Система образования может служить тем каналом, благодаря которому дети иммигрантов приобщаются к культуре страны и осваиваются с традициями общества, в которое прибыли. Однако, как показывает жизнь, у мусульман нет особого желания ассимилироваться и принимать ценности западного мира. Свидетельство тому – напряженность между исламом и властями по вопросу ношения мусульманского платка в школах. Для сторонников светского государства мусульманский платок – это символ половой дискриминации и посягательство на принцип светскости. Для мусульман – выражение своей идентичности, своего права оставаться собой. А почему, собственно, они должны принимать навязываемую им систему западных ценностей? Чем она лучше их собственной?
В книге И.В.Понкина представлен обзор доклада комиссии Бернара Стази по светскости, в котором дается определенный ответ на это вопрошание: светскость – это база интеграции, она обеспечивает возможность совместного проживания людей различных взглядов и убеждений. Поэтому светскость возводится в ранг основополагающей ценности (с. 122). Утверждается даже, что светскость отражает концепцию всеобщего блага, а индифферентное к религиозным учениям государство обеспечивает единство нации на основе общих ценностей. Среди этих ценностей – равенство между мужчиной и женщиной, свобода личности, уважение к правам человека, демократия и пр.
Современное западное общество – это общество, где уважается равенство всех его членов и каждому гарантируется свобода. Эти параметры политической культуры были заданы особым пониманием природы человека в христианстве. Ценности свободы, равенства и сам принцип светскости возникли на основе христианской религии, и именно церковь сыграла главную роль в становлении европейских либерально-демократических институтов. Базирующиеся на либерально-демократических ценностях западные политические режимы совершенно не характерны для нехристианского мира. Известно, что античный мир был тесным образом связан с признанием естественного неравенства людей; считалось, что различия статусов неустранимы: женщины, иностранцы и рабы не могут быть равны гражданам полиса. Исламской политической культуре также чужд либерализм с его защитой основных свобод: слова, собраний, религии и т.п. В основе либерализма лежит переживание уникальности человеческой личности как абсолютной ценности, что было заложено евангельской оценкой человека. В европейской истории именно церковь утверждала, что религиозная жизнь граждан не должна насильственно регламентироваться государством, а светская власть ограничена в своем вторжении в ту область бытия, где речь идет о религиозных правах граждан. Под влиянием христианства были выработаны многие фундаментальные понятия современной правовой культуры запада. Отождествляемая с плюрализмом социально-политическая организация западного общества так же вытекает из христианства, ибо оно является по сути плюралистической религией, где идея свободы играет ключевую роль в христианском мировоззрении.
В современном западном обществе сложился особый «мягкий» тип религиозности, который, во-первых, принимает принцип свободы совести, во-вторых, признает авторитет различных наук и их общественную монополию на мирское знание. В-третьих, западное христианство соглашается с демократическим типом легитимации власти и вполне встроилось в основанное на светской этике конституционное государство. Ислам безболезненно принять эти пункты по внутренним причинам не может: религиозная сфера в исламе, в частности, мусульманское право, усваивает себе тотальную функцию – регулировать все имеющиеся в мусульманской общине отношения. Умма является одновременно и религиозной и политической общиной, ей чужда христианская дихотомия церкви и государства, светского и религиозного. Поэтому мусульмане, в особенности арабы, ассимилируются намного труднее всех других иммигрантских сообществ. Ислам для них – главный элемент их культурной идентичности. Вряд ли оправданы надежды на то, что мусульманская религия сможет найти в своем вероучении ресурсы, позволяющие приспособиться к требованиям светскости. Для последователей ислама единственное спасение от любых пороков социума – это стопроцентный ислам, установление исламского государства. Поэтому при увеличении удельного веса мусульман неизбежно будет отступать секуляризация, возрастут культурные, межнациональные и межрелигиозные конфликты.
Сегодня почти все европейские нации идут к поликультурным сообществам и вынуждены искать новую постнациональную идентичность, в основе которой, как предполагается, могут лежать идеи демократии и прав человека, некая совокупность политических, правовых и моральных принципов. Однако, чем больше общество свободно, открыто, терпимо и демократично, чем больше в нем защищены права и свободы человека, права различных групп, тем более данное общество оказывается уязвимо и подвержено опасности утратить свою идентичность, целостность и само существование.
Проблема интеграции мусульман в неисламское общество была во многом решена в дореволюционной России: ислам существовал в православном государстве, и его последователи неплохо уживались с представителями других религий. Сегодня Россия провозглашает себя светским государством, испытывает серьезные демографические трудности и, возможно, со временем столкнется с теми же проблемами, которым посвящена книга И.В.Понкина.
Ситников А.В.,
кандидат философских наук.