Российские баптисты являются одной из старейших и самых крупных христианских конфессий в нашей стране. Баптизм стал развиваться в России с середины XIX века, уже в 1884 году прошел первый в России съезд общин евангельского исповедания. В отличие от лютеран, которые приехали в Россию еще при Иване Грозном, баптисты с самого начала своего существования стали плоть от плоти российского общества, русского крестьянства и купечества и частично дворянства. И в советское время и сейчас баптист – это практически синоним протестанта для большинства людей. В постсоветский период Союз баптистов стал одной из ведущих христианских конфессий, но уже наряду с другими протестантскими союзами.
В 2002 году был образован Консультативный Совет Глав Протестантских Церквей России (КСГПЦР, Совет). Тогда евангельские церкви особенно нуждались в координации усилий в государственно-конфессиональном диалоге. Однако 23 сентября 2015 года Алексей Смирнов, возглавляющий Российский Союз евангельских христиан-баптистов (РСЕХБ), заявил о прекращении членства РС ЕХБ в этом Совете. В заявлении Смирнова отмечается, в частности, что «существуют устойчивые тенденции постепенного переформатирования Совета из совещательно-консультативного органа в некий надконфессиональный, в ходе чего появляется опасность потери собственной религиозной идентичности, которая в свою очередь может привести к унификации богословия и духовной практики входящих в КСГПЦР независимых централизованных религиозных организаций. Руководство Российского Союза ЕХБ, как старейшей евангельской религиозной организации в России, считает такие тенденции несоответствующими тем духовным принципам, которые РС ЕХБ исповедует».
Портал «Религия и право» представляет интервью с руководителем Отдела внешних церковных связей Российского Союза евангельских христиан-баптистов Виталием Власенко о целях и задачах российских баптистов в современной России, о новом этапе развития Союза.
-Уважаемый Виталий Кириллович, насколько спонтанным, тактическим или же стратегическим был выход РСЕХБ из Совета глав протестантских церквей?
Решение РСЕХБ о выходе из Совета не является скороспелым и сиюминутным. Это обдуманный и взвешенный шаг. Основой для принятия таких важных в стратегическом плане решений является наша история, духовная культура и богословские доктрины. Евангельским христианам-баптистам свойственно чувство духовной ответственности за свой народ и свою страну. Это чувство формировалось многие годы и воспитывалось во многих поколениях верующих.
Участвуя в работе Совета, мы видели, что сильно отличаемся от других его членов. Одновременно, мы считали важным сделать все, чтобы поддержать общепротестантское движение, в которое, на тот момент, влились многие вновь образованные церковные объединения.
Со временем противоречия в Совете стали более явными, тем не менее, по крайней мере, последние шесть лет мы пытались наладить атмосферу открытости, доверия и партнерства. И вот только теперь было принято решение о выходе из Совета. Хотел бы отметить, что это совсем не означает, что мы прекращаем все отношения с другими евангельскими конфессиями. Это значит, что у евангельских христиан- баптистов есть более важные цели – сконцентрироваться на своей церковной миссии - стать духовным компасом для российского общества. Мне вспоминается история о ропоте Израильского народа на Моисея и Аарона, тогда Моисей сказал народу ключевые слова: «Не знаю как вы, а мы идем за Господом». Считаю критически важным в таких вопросах руководствоваться Божьим водительством, а не соображениями политической конъюнктуры. Несмотря на свое решение о выходе из Совета, Российский Союз евангельских христиан-баптистов с глубоким уважением относится ко всем членам Совета и желает им благословений и успехов в их благих начинаниях.
Союз ЕХБ видит свой путь в открытии новых возможностей для взаимодействия с традиционными консервативными христианскими церквями, а также в более открытом и посвященном служении нашему обществу. Председатель РС ЕХБ ни в коем случае не ведет изоляционистскую политику, но напротив, повсеместно призывает всех быть предельно понятными и открытыми для российского общества. Наша цель – донести Евангелие всем людям, проповедовать среди всех слоев общества, в том числе и представителям властных структур.
- В заявлении Союза есть много загадочных определений, таких как: «Многочисленные публичные заявления от лица всех протестантов без делегирования соответствующих полномочий нередко дискредитируют важность межличностных и межконфессиональных отношений, вызывают боль и непонимание у членов и наблюдателей Совета». Совет, действительно, мог как-то повлиять на конфессиональные различия и создать нечто вроде экуменического союза всех протестантов?
Были разные попытки реорганизовать Консультативный Совет в Координационный совет, который подразумевал определенные управленческие функции. Существовали мнения и даже идеи создания РПЦ – Русской протестантской церкви. На «оргдеятельностных играх», которые устраивались при поддержке одного из союзов пятидесятников, обсуждались и другие модели формирования единой протестантской структуры.
Российский Союз ЕХБ не готов поступаться своими духовными принципами ради какой-то политической выгоды. Мы не хотим потерять свою духовную идентичность, как евангельских христиан-баптистов, которая формировалась нашими духовными наставниками на протяжении многих десятилетий. Мы хотели бы оставаться верными своим библейским принципам, а не политическим проектам. Для баптистов только Библия - является абсолютным авторитетом в вопросах жизни и веры.
Хотел бы напомнить, что изначально Совет создавался в начале 2000-х годов как бы в противовес бурной деятельности на тот момент главы Ассоциации «Союз христиан» Игоря Никитина. На многих зарубежных площадках Никитин высказывался от имени всех российских протестантов. К сожалению, эта история повторилась, когда уже другие лидеры стали выступать от имени всех российских протестантских церквей.
Разработка общей «Социальной концепции протестантских церквей» 2003 года, как мне видится, так же было некой неосознанной попыткой стирания границ между разными конфессиями. Важно отметить, что совместный труд над ее формированием обогатил внутриконфессиональные знания всех участников этого научного процесса. В то же время считаю, что у каждой конфессии должен быть соответствующий социальный документ отражающий её собственные догматические принципы.
-8 октября 2015 года состоялось заседание рабочей группы по подготовке новой редакции документа «Социальная позиция протестантских церквей России» в рамках Консультативного совета глав протестантских церквей, уже без представителя Союза баптистов. РСЕХБ будет как-то участвовать в подготовке этой концепции? И как вы относитесь к этой инициативе?
Считаю подобные инициативы весьма полезными. Совместное творчество интеллектуально обогащает. В рамках этой работы есть возможность обсудить и открыть новые горизонты для социального служения. Новую редакцию концепции можно будет использовать в качестве дополнения или расширения существующих внутриконфессиональных социальных концепций. Что же касается самого документа «Социальная концепция протестантских церквей», то за декларациями нет реальных церковных общин, богословские доктрины которых четко соответствовали бы провозглашенным целям и задачам. По поводу нашего участия в разработке новой редакции общей концепции могу сказать следующее. Мы будем принимать участие в обсуждении этого документа по мере возможности, так как у нашего Союза уже есть Социальная концепция, которая была принята совсем недавно, на 34 Съезде РСЕХБ.
-Со стороны, исходя из сообщений о заседаниях Совета глав протестантских церквей, казалось, что именно Совет помогает устанавливать тесный контакт протестантов с органами власти и консолидировано представлять свои интересы. Это не так? И что будет в дальнейшем в отношениях баптистов с властями и с РПЦ?
Совет проводил совместные консультации по вопросам касающимся государственно-конфессиональных отношений. На эти совещания приглашались представители властных структур. В результате разных процессов, позиция Совета стала доминировать в вопросах государственно-конфессиональных отношений над позицией отдельных независимых церковных объединений. В итоге это стало причиной многих разногласий. Вместе с тем, Российский Союз ЕХБ видит выстраивание своих взаимоотношений с представителями властных структур и другими конфессиями по-другому. Отношения Союза с властями разных уровней – это сугубо личная ответственность баптистов, так как они сами имеют полное право налаживать или не налаживать долгосрочные отношения с кем-либо.
Например, у РС ЕХБ и Русской Православной Церкви выстроены крепкие долгосрочные и продуктивные отношения. Поэтому вмешательство Совета в эти отношения выглядело бы не вполне логичным. Говоря об РПЦ, хотелось бы сказать, что в ближайшее время совместно с Русской Православной Церковью мы планируем провести совместную конференцию посвященную социальным вопросам. Это мы делаем в непосредственном сотрудничестве с Отделом внешних церковных связей. Что же касается общих интересов, то мы готовы взаимодействовать с другими конфессиями в вопросах отстаивания прав и свобод верующих, так как исповедуем принцип религиозной свободы.
-В России есть исторический нонсенс. Представитель Союза баптистов не включен в Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ. Почему это произошло?
Это вопрос к ответственным лицам в Администрации нашего Президента. Тем не менее, мы контактируем со всеми чиновниками, отвечающими за религиозную сферу в нашем государстве. Считаю, что самая важная для нас связь – это, прежде всего, наша связь с Богом. Помимо этого, мы неразрывно связаны с российским народом. Если эти связи будут прочными, то и все остальные отношения будут успешными.
Баптисты осознают свою историческую роль и ответственность за духовное состояние нашего общества. Мы будем делать все возможное, чтобы нести россиянам мир, любовь и надежду. И у нас по этому поводу, нет ни гордости, ни превозношения над другими конфессиями. Считаю, что евангельские христиане-баптисты, действительно, сыграли значительную и многогранную роль в истории России. Уверен, что когда властям нашей страны потребуется наш духовный совет или мнение по государственным вопросам, то тогда они примут решение пригласить нашего представителя в Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ.
-Чем для Союза баптистов является Христианский межконфессиональный консультативный комитет (ХМКК), который собирается под эгидой митрополита Илариона? Насколько важен для Вас диалог с РПЦ?
ХМКК остается для нас важным инструментом межконфессионального общения и взаимодействия. На этой площадке у нас есть хорошая возможность взаимодействовать со всеми христианскими церквами нашей страны. РСЕХБ ценит важную роль Русской Православной, Католической и других церквей в работе Комитета. Участвуя в работе ХМКК, мы имеем уникальную возможность обогащаться опытом других церквей, прежде всего, в рамках совместных проектов. На встречах ХМКК мы учимся межцерковному диалогу и достигаем определенного взаимопонимания между конфессиями. Участие в ХМКК еще раз показывает, то Российский Союз ЕХБ строит добросердечные отношения с всеми, так как в духовном мире борьбы с грехом мы стоим по одну сторону баррикад.
В 2014 году делегация ХМКК приняла участие в Форуме христианских лидеров России и США, тем самым немного растопив лед недоверия и непонимания между нашими странами. В начале марта 2016 году состоится очередное планарное заседание ХМКК, посвященное такому важному для всех российских христиан юбилею как 140-летие Синодального перевода Библии на русский язык.
-Агентство «РИА Новости» широко распространило информацию со ссылкой на одного из протестантских епископов о том, что все протестанты признают крещение православных и католиков. Насколько это соответствует вероучению и практике в баптистских церквях?
Мне кажется, что у каждого епископа, должна быть хотя бы конфессия и поместная церковь. Что же касается крещения, то мы строим свои убеждения на Священном Писании. Тезисно отношение к крещению можно выразить в следующем баптистском принципе: Крещение преподается только уверовавшим во Христа как своего Господа и Спасителя. Каждый должен признать свою веру во Христа до своего крещения, так как крещение - это признак послушания, а не средство спасения. Это священнодействие является внешним символом того, что уже произошло в душе раскаявшегося в своих грехах человека. Поэтому, мы признаем то крещение, которое соответствует Евангельскому учению.
- Союз баптистов объединяет около 2 тысяч церквей и групп в России. Сейчас перед Союзом ставятся новые миссионерские задачи – РСЕХБ провозгласил обновление в миссии. Что это означает для верующих и церквей по всей стране?
Союз евангельских христиан-баптистов и лично его Председатель – Алексей Васильевич Смирнов – призвал всех членов баптистских общин входящих РС ЕХБ к обновлению своих отношений с Богом во всех сферах: дух, душа, тело, семья, церковь, общество и миссия.
В данный период времени пасторские конференции на тему «Духовное обновление» проходят в нескольких регионах нашей страны. Это означает, что вопросу взаимоотношений с Богом уделяется особое место в жизни каждого верующего. Эти отношения являются краеугольным камнем для построения межличностных и семейных взаимоотношений, а так же для взаимодействия с обществом. Наш Господь Иисус Христос призывает каждого верующего быть Его живым свидетелем во всех жизненных обстоятельствах.
Обновление в миссии означает, что верующие евангельские христиане-баптисты по всей нашей стране должны прежде всего работать над собой. А библейские принципы, о которых мы проповедуем, должны соответствовать нашим словам, делам и мыслям. Другими словами, каждый евангельский христианин, взаимодействуя с обществом, должен быть примером для подражания во всех сферах жизни. Уверен, что самым успешным миссионером является тот, чьи слова не расходятся с делами, чьи жизненные устремления выливаются в долгосрочный труд на благо общества.
На 34 съезде РСЕХБ в мае 2015 года, председатель РС ЕХБ Алексей Васильевич Смирнов заявил о том, что Союз видит себя, прежде всего, в качестве миссионерской организации, которая занимается насаждением новых церквей в больших городах и районных центрах. На сегодняшний день, существуют множество городов и поселков, в которых нет никакой церкви. Помимо открытия новых поместных церквей, во многих регионах развивается краткосрочная миссия, когда из добровольцев-христиан формируются небольшие группы , которые направляются в те труднодоступные места, где люди не слышали об Иисусе Христе. Однако главным является процесс ученичества и наставничества, а не просто краткое посещение какого-либо поселка. В разных регионах РСЕХБ периодически проводит евангельские конгрессы по миссии, которые призваны побуждать молодых людей к служению своему ближнему и обществу. В Российском Союзе ЕХБ многие церкви имеют всю необходимую материально-техническую базу для осуществления просветительской и миссионерской деятельности. Наши богословские школы и семинарии, также принимают активное участие в процессе обновления отношений с Богом и обновления миссии. Миссионерским отделом готовятся брошюры и книги на разных языках народов населяющих нашу страну. Ведь наш давний лозунг: «Каждый баптист – миссионер».
-Довольно скоро – в 2017 году – протестанты будут праздновать 500-летний юбилей начала Реформации Мартина Лютера. Как Российский Союз Евангельских христиан баптистов готовится к этому событию?
Реформация стала эпохальным событием в жизни народов Европы. Российские баптисты с большим уважением относятся к историческому наследию Реформации, так как она сформировала богословие современных евангельских верующих. 95 тезисов Мартина Лютера повлияли на все мировое христианство.
Практически один год отделяет нас от этого важного события, и сегодня мы находимся в процессе обсуждения празднования юбилея Реформации со всеми заинтересованными церковными объединениями и, конечно, с прямой наследницей Реформации - с Евангелическо-Лютеранской церковью (ЕЛЦ), которую возглавляет архиепископ Дитрих Брауэр. В Санкт-Петербурге мы также являемся членами Комитета по проведению празднования Дня Реформации.
-В июле 2015 года Госдума РФ во втором и третьем чтениях приняла законопроект, который внес существенные поправки в действующий закон о свободе совести. Согласно принятому закону, религиозным группам необходимо будет в письменной форме уведомлять территориальный орган исполнительной власти о своем создании. Эти новшества в законодательстве вызвали сильное беспокойство среди религиозных общин, которые давно и пристально следят за попытками Минюста РФ каким-либо образом контролировать религиозную жизнь в самых разных ее проявлениях (начиная с 2006 года появлялись законопроекты о регулировании миссионерской деятельности, а также о том, чтобы ликвидировать сам статус религиозной группы, подчинив всю религиозную жизнь строгой регламентации). Какие угрозы Вы видите в новых поправках и что ожидаете от властей?
В новых законодательных инициативах существует опасность отката к советской системе организации религиозной жизни, так как согласно новым поправкам в Закон о свободе совести, необходимо уведомлять местные власти о существовании религиозной группы. Более того, необходимо предоставить список участников группы со всеми личными данными. Такое положение дел не может радовать наших верующих.
Нас также беспокоит и то, что разрабатывается законопроект о финансовом контроле религиозных организаций. Согласно этому проекту местные органы самоуправления могут получить право контролировать финансовую деятельность религиозной организации. Более того, уже есть подготовленные юридические акты, дающие основания местному самоуправлению требовать предоставления финансовой отчетности от поместной церкви. Таким образом, церковь ставится в прямую зависимость от местных властей, которые, как показывает практика, могут относиться к ней как уважительно, так и предвзято, используя проверки в качестве инструмента давления. И это уже реально происходит. Уже несколько церквей получили подобные письма. Безусловно, все это вызывает возмущение, поскольку местные власти в большинстве своем не обладают достаточным уровнем знаний о религиозных объединениях и их правах для осуществления данного надзора. Мне думается, что на данный момент в нашей стране уже достаточно органов власти с контрольными функциями.
Наши поместные церкви имеют различный опыт отношений с властями, как в советское время, так и в последние 25 лет. Мы, как и прежде, продолжаем уповать на Бога и рассчитываем на разумность российских законодателей. Считаю, что стремление властей к повышению финансового контроля над религиозными организациями посеет недоверие и подозрительность, настроит против самой власти представителей религиозных организаций. Например, перед принятием поправок к Закону о свободе совести, представителей церкви заверяли, что религиозные группы не нужно будет регистрировать, но в Госдуме РФ был принят совсем другой проект, который ранее ни с кем из евангельских лидеров не обсуждался. Все мы хотели бы жить в правовом государстве, где законы способствуют росту самосознания людей. Закон должен побуждать к активной гражданской позиции и воспитывать ответственность, также как это делают и евангельские церкви. В этой связи я уверен, что духовное возрождение христианских церквей, благотворно скажется на развитии российского общества и государства в целом.
Беседовал Роман Лункин.