Славянский правовой центр. АналитикаКак не допустить экстремизм в семью? - Одна из актуальных тем - экстремизм. По вашему мнению, откуда его корни? - Это очень серьезный вопрос. Экстремизм начинается, когда нарушаются режим, дисциплина. 70 лет государственного атеизма не прошли бесследно. Если у православной церкви сохранилось единство, то мусульманство раскололось на ряд самостоятельных духовных управлений. Казалось бы, ну подумаешь, нас, мусульман, 3 - 7 процентов. Однако если есть такой промежуток в нашем едином пространстве, то эта недисциплинированность пройдет через него. Сегодня такого сильного проявления экстремизма в Сибири нет, но зачатки есть, в том числе из-за воспитания безынициативности. Еще одна причина. В начале 90-х наши дети поехали учиться за границу. Мы искренне думали, что заграничные братья-мусульмане хотят нам помочь, но они лишь воспользовались моментом. Обучившись, наши дети стали проповедовать чуждую нашему воспитанию религию. Они не учитывали и не учитывают, что невозможно вспомнить всё в один миг, моментально измениться. Это тоже элемент экстремизма, так как на данной почве происходили конфликты между братьями. - Как избежать «неправильной» мечети, где проповедуют не традиционный ислам? - Пусть родители помогут найти духовного наставника (а хороший духовный учитель - это подарок Всевышнего). Они должны проявлять заботу не только в физическом плане, но и в духовном. Кроме того, ответственность за своих детей полностью лежит на них. За поступки и проступки им предстоит отвечать не только в этом мире, но и перед Всевышним. По поводу конкретной мечети и конкретного имама родители могут проконсультироваться в комитете по делам национальностей, в духовном управлении мусульманства, в конце концов, в правоохранительных органах. И бить тревогу, если что-то не так. В частности, в указе пророка Мухаммада сказано, чтобы мы, мусульмане, везде защищали христиан. Также пророк Мухаммад говорил, что ислам не настолько слаб, чтобы его защищать оружием. И ни один верующий человек в мире - христианин, иудей, мусульманин - никогда свою веру не будет защищать оружием. Только словом и молитвой. - Представители духовенства намерены делать какие-либо шаги по недопущению экстремизма? - В феврале в Тюмени прошел Совет муфтиев Уральского федерального округа, где обсуждалась эта проблема. Было принято решение о проведении работы по созданию общего информационного и образовательного пространства среди Духовных управлений и общин ЦДУМ. Действенной мерой по противодействию экстремизму, разъяснению ценностей традиционного ислама и просвещению населения, по мнению участников Совета, станет создание общеокружной мусульманской газеты, телевизионной и радиопередачи. О выделении эфирного времени решено ходатайствовать перед региональными властями и полномочным представителем президента РФ в УрФО. Также необходимо, чтобы у каждого Духовного управления появился собственный сайт в Интернете. Пока подобный ресурс есть только у РДУМ ХМАО - Югры. Также решено при каждом РДУМ создать экспертные комиссии по контролю над исламскими книгами, распространяемыми в обществе. Нередко среди них попадаются книги, содержащие нормы и принципы, прямо противоречащие традиционному исламу и отрицательно влияющие на умы подрастающего поколения. - Как вы можете прокомментировать действия силовиков в сургутском кафе, которые заставили мусульман обрезать бороды? - Законодательство РФ не ограничивает людей по длине бороды. Но могу сказать, что борода - не в наших традициях (а основные традиции в России представляют татары). 20-летнему парню она просто не идет. В 25 лет человек заслуживает право носить усы, в 30 - 35 лет - отпустить бороду. И только после 60 лет можешь быть как Дед Мороз. Бороды носят приезжие представители ислама. И на фоне всех сообщений в СМИ о взрывах, войнах это пугает людей. К тому же я не исключаю, что омоновцы прошли горячие точки, повидали всякого и просто сорвались, что, конечно, их не красит. Ведь когда мужчина распускает руки, он проявляет свое бессилие. У русских есть пословица «В чужой монастырь со своим уставом не заходят». Поэтому всем мусульманам рекомендую уважать традиции местности, куда приезжаете. Тюменская область была богата традициями и обычаями в советское время, когда каждый город строила определенная республика. Например, Когалым строила Прибалтика. Ноябрьск - Белоруссия. Нягань - Узбекистан. И внутри этих республик специально подбирались кадры, с ними происходило обучение. Они приезжали сюда, они работали и хорошо справлялись со своими обязанностями. Я, например, в то время работал в Нягани. Там были такие организации, как «Узтюменьжилстрой», «Узтюменьдорстрой». И всем людям в Нягани нравилось приезжать к ним в гости: встретят дружелюбно, чаем угостят. И все хорошо работали. Так вот и сейчас надо навести в миграции порядок. - Какие проблемы, связанные с мигрантами, вы можете обозначить? - Главная проблема тех, кто родился в 90-е, что они не знают русского языка, не знают нашу общую историю, что нас объединяло. Не знают, как наши предки защищали Родину. Не знают, кто такие октябрята, пионеры, комсомольцы. Они приехали сюда на заработки. Не зная нашей культуры и традиций, пытаются диктовать свои, и из-за этого возникают проблемы. С другой стороны - отношение к мигрантам работодателей. Их обманывают по деньгам, экономят на медицинской страховке, поселяют в жуткие условия, если вообще озаботятся этим вопросом. Я считаю, что нужно изменить отношение к мигрантам, научиться относиться к ним как людям, и мечеть ратует именно за это. Кто-то говорит: а давайте всех гастарбайтеров выдворим из страны. Но они ежегодно приносят до 35 миллиардов долларов в год по стране. И это только официальные цифры. Поэтому нам надо не гнать, а цивилизованно укреплять братские отношения. Нужно ли менять религию, если избранник другой веры? - Зачем нужен никах? - Верующий человек любой свой шаг и любое свое действие начинается с просьбы, благословения у Всевышнего. Никах - это его разрешение на отношения, будущую свадьбу. - Когда нужно провести обряд? - До свадьбы. Есть такая тонкость: мужчина не имеет права прикоснуться к руке девушки без благословения Всевышнего, то есть без никаха. - Если ли ограничения у религиозного брака? - Есть предупреждение. Если мужчина три раза объявляет жене о разводе, будь то специально или в порыве злости, то религиозный брак распадается. И чтобы быть снова вместе, предстоит пройти испытания. Сначала жена должна не специально, а добровольно выйти замуж за другого мужчину. И только после развода со вторым мужем или его смерти они снова могут быть вместе. Чтобы мужья не срывались на женах, есть такое ограничение. - Сколько жен может иметь мусульманин? - В Коране разрешается четыре жены, если можешь быть справедливым. Но опять же в Коране написано, что человек никогда не может быть справедливым. Вообще, наличие нескольких жен разрешается в исключительных случаях. Когда, например, погибает брат, а у него остаются жена и дети. Ты, как брат, должен выдать замуж вдову. Если ее никто замуж не берет, то с разрешения своей супруги должен проявить заботу о родных брата. Первое, чтобы дети не были голодные, второе, чтобы женщина не впала в блуд. То есть из высокого чувства сознания и сердца приобретаешь вторую жену. Но повторюсь, что только с согласия и понимания ситуации первой. Другая ситуация. Допустим, супруга не может родить ребенка, но она понимает, что мужчине необходим наследник, который продолжит семейное дело. В этой ситуации женщина сама может предложить мужу взять вторую жену. Причин может найтись больше, но ограничения, повторюсь, - четыре жены. - У нас практикуется многоженство? - Не могу сказать, что это масштабное явление, но случаи такие есть. Хотя это тоже не в наших традициях. Наши предки, что у русских, что у татар, предпочитали оставаться одни. Притом что по законам ислама мужчина, похоронив жену, имел право вернуться с кладбища уже с новой женой (правда, таких случаев не было). Что касается наших бабушек и прабабушек, потерявших мужей на тех же войнах, они больше не выходили замуж, в этом была какая-то нравственность. И эта позиция сохранилась в наших традициях. Даже в современной жизни дети, как правило, осуждают повторный брак родителей - после развода или смерти второй половинки. Да и сами женщины не идут на этот шаг. - Что делать, если у мужа и жены разные вероисповедания? - Я к этому вопросу так отношусь. В традициях русских и татар девушка, выходя замуж, всегда уходила в семью мужа, меняла фамилию. Опыт предков объяснял эту традицию так: парень может защитить жену перед свекровью, а девушка своего мужа перед тещей - нет. Поэтому девушку сразу настраивали на то, что она попадет в семью мужа, примет их традиции и обычаи. В исламе мужчинам разрешается жениться на иноверующих, так как они приводят жену себе в семью. А вот девочкам-мусульманкам запрещается выходить замуж за представителя другой религии. Потому что если мы женимся, то приобретаем, если отдаем замуж - теряем. - Но религию же необязательно менять? - Нет, каждый имеет право на свою веру. Есть указ пророка Мухаммада по отношению к христианам. Если получилось так, что мужчина и женщина поженились, но она другой веры, муж не имеет права никакими угрозами заставить принимать ислам. Человек может изменить вероисповедание, но только по своей воле. В любом случае должно быть венчание или никах: такие правила есть в православии и в исламе. Религиозный обряд проводится по мужу, но девушка остается христианкой. Однако, повторюсь, по отношению к нашим девушкам существует запрет. Но они и сами более категоричны в этом вопросе. На деле получается так, что мужчины меняют веру, если влюбляются в мусульманку. К примеру, такая ситуация была у моей родной сестры. Смешение кровей происходит и всегда происходило. В Татарстане, откуда я родом, 50 процентов совместных браков - самое большое количество в мире. И все уживаются. Даже традиции перенимают. Допустим, русские, как мусульмане, отказываются от водки. Просто поняли, что спиртное - причина всех несчастий. А практически все преступления совершаются по почве алкоголя. - Если родители разной веры, то какую должен принять ребенок? - У христиан и мусульман религию перенимают по отцу. У иудеев - по матери. - С какого возраста ребенка следует приобщать к религии? - Есть такая пословица: ребенка нужно воспитывать, когда он поперек, а не вдоль лавки. Когда ребенку дают имянаречение, мы начинаем просить у Всевышнего о нем, о его ребенке, о будущем внуке. То есть начинаем приобщать еще неродившихся детей в третьем поколении. Хочу быть верующим, с чего начать? - С чего начинать, если решили стать истинно верующим? - Основы любой религии надо начать с изучения основ. А чтобы стать не формально верующим, надо верить во Всевышнего не только умом, но и сердцем. - Где брать основы? - Без учителя в эту дорогу выходить нельзя. Что в христианстве, что в исламе должен быть духовный наставник. Через Интернет, всякие книжки познавать основы нельзя. - Если человек не может определиться с религией, как поступить? - Должны помочь родители. Они полностью несут ответственность за детей до их совершеннолетия. После совершеннолетия это его право выбора. - Что делать, если нет возможности соблюдать религиозный пост? - Если нет возможности соблюдать пост, допустим, человек проходит лечение, то можно его прервать. Но в любой другой месяц в течение года его закрыть. Если нет и такой возможности, то за каждый пропущенный день он должен накормить одного человека. Помочь ему, когда настает время разговения. И тогда пост будет принят. - Что посоветуете, если человек решил больше не ходить в церковь или мечеть? - Разобраться в причинах. Возможно, причина в человеческом факторе. И если дело в хазрате или батюшке, не нужно из-за этого отворачиваться от Всевышнего. Обратитесь в другой храм. источник:
|
2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник «Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63 E-mail: sclj@sclj.ru |